Дмитрий Спирин и «Тараканы!»: 25 лет борьбы за право быть собой

Раздел: 2015

Шумный район Москвы. Небольшая кофейня. Напротив меня — вокалист и лидер группы «Тараканы!» Дмитрий Спирин. Этот коллектив всегда был и остаётся непохожим на другие — с их лаконичными текстами, изобличающими остро стоящие проблемы общества, со стремлением помогать человеку сохранить свою индивидуальность, раскрепоститься и не позволять кому-либо извне приказывать и управлять человеческой жизнью. В марте следующего года группе исполнится 25 лет.

— Дмитрий, двадцать пять лет для одного коллектива — это довольно много. Что вы об этом думаете?
— 
Прежде всего, я не могу отделаться от ощущения, которое понятно любому человеку, почувствовавшему свой солидный возраст. Абсолютно невозможно поверить, что с наших первых дней, первых студийных альбомов и первых фестивалей прошла не пара лет, не — Бог с ними! — десять лет, а уже двадцать пять. Всё это было как будто вчера, максимум — позавчера. Очень давящее ощущение.

— Наверняка вам часто приходилось бороться за право быть собой и отстаивать это право, верно?
— 
Я вам даже больше скажу: все эти двадцать пять лет у нас была борьба за право быть собой. Причем не только борьба, в которой мы участвовали как люди, но и в наших песнях эта борьба продолжалась, даже когда «отлегло», когда мы состоялись и борьбу выиграли. Меня как автора текстов эта тема очень и очень занимает. Она мне нравится во всех своих аспектах — как в общечеловеческих, так и в тех, которые касаются контркультурной среды. Корни группы — в этой среде, и к нам очень долго применяли ее стандарты, стандарты панк-рока. Причём как со стороны людей, вовлечённых в панк-культуру, так и со стороны людей извне, которые тем не менее почему-то знали, как и что должно быть в панке. Соответственно, к нам предъявлялись разные претензии и требования, и на нас навешивались ярлыки, которые эта субкультура подразумевает.

— То есть «будь добр, соответствуй»…
— 
Да, именно, и такие требования могут загнать в двойные рамки. С одной стороны, ты выбрал культуру, которая говорит: «Не бойся быть собой». А с другой — она же предъявляет требования и устанавливает правила, которые ты вроде как должен соблюдать. А это дико не в кайф. Поэтому нам постоянно приходилось преодолевать эти двойные кавычки, скобки и границы. И в принципе, это до сих пор происходит, несмотря на эту страшную цифру. То есть, казалось бы, уже двадцать пять лет, от нас давным-давно уже должны были отстать эти самые критики!

— Получается ли у вас помочь современным тинейджерам сохранить себя, защититься от давления взрослых, которые пытаются сделать их удобными и понятными?
— 
Само существование нашей группы — яркий пример того, как и что нужно делать, чтобы сохранить индивидуальность, выжить и остаться собой. И да, я верю, что наши песни им помогают… Один из распространённых упрёков в наш адрес — дескать, мы в столь солидном возрасте продолжаем сочинять песни для подростковой аудитории. Хотя я абсолютно в это не верю. Мы сочиняем песни для любой аудитории. Люди, которые помладше, находят в ней что-то для себя, посылают нам обратный энергетический импульс потому лишь, что люди более старшего возраста позволяют системе себя поглотить.

— То есть вас эта тема тоже волнует: взросление как деградация.
— 
Первая песня на эту тему была записана в наши глубокие андеграундные годы и вышла на нашем втором альбоме Best Before, когда мне было двадцать лет. Мы тогда ещё пели на английском языке. Песня называется Remember When…, она о том времени, когда мы были детишками, спокойно и мирно играли в своих песочницах, спокойно и мирно делились своими игрушками, и о том, во что превратились потом — в свиней, которые толкаются локтями, гонятся за призами взрослой жизни… Подросток ещё горит духом, но дело также и в том, что в нормальных семьях ему не приходится себя обеспечивать, даже задумываться об этом. Когда вырастаешь, возникает необходимость искать работу, иметь вес в обществе… ты обвешиваешься ипотеками, кредитами… И оказывается, что почти все твои детские и подростковые устремления, твоя вера и духовные порывы отодвигаются сначала на второй, потом на третий план, а потом и вовсе исчезают.

— У вас есть новая песня под названием «Что я могу изменить?» и клип на неё. Довольны ли вы результатом этой работы?
— 
Абсолютно доволен. Очень редко все «Тараканы!» довольны результатами съемок, иногда месяц уходит на дальнейший монтаж и постпродакшен. Это редчайший случай, когда мы, увидев клип, поняли: ничего менять не надо, получилось клево. Снимался клип примерно сутки. Всё это происходило в недостроенном спортивном центре в подмосковном Лыткарине. Практически сутки съёмочная группа работала не покладая рук в отсутствие группы — снимала сюжет, а мы присоединились в шесть утра.

— Константин Кинчев как-то сказал, что у него нет мук творчества: просто что-то начинает сгущаться — и записывается. А как у вас тексты пишутся?
— 
Наверное, в восьмидесяти процентах случаев это муки творчества, и в двадцати процентах — поток. Практически неконтролируемый. Тот самый случай, который многими людьми описывается как «будто не я пишу, а что-то ведёт мою руку…». Эти чудесные двадцать процентов случаев возникают, как правило, тогда, когда сочинён уже практически весь альбом. То есть, по всей видимости, мне нужно «расписаться». Как спортсменам — разогреться: сначала они показывают средние или даже низкие результаты, а потом что-то с ними случается — и они входят в форму. Зачастую самые успешные песни нашей группы записаны в последний момент записи того или иного альбома.

— Работа над новым альбомом тоже в муках идёт?
— 
Да, как я уже описал выше: примерно семьдесят пять процентов песен сочинялись мучительно. Хотелось бы записать ещё пяток, хотя пятнадцать уже записано. Я просто прихожу домой и погружаюсь в работу, и результат — это простейшая панк-песня, два куплета по четыре строчки на листе и к ним по четыре строчки припева. Иногда я сочиняю одну песню неделями. Но потом удается «раскочегариться». Что касается музыки… У нас в группе сейчас три композитора: я и гитаристы, Василий Лопатин и Николай Стравинский. Мы втроём сочиняем мелодии и занимаемся аранжировками. Очень значимый момент: часто и подолгу я нахожусь не в Москве и даже не в России. И мы общаемся дистанционно, посредством электронной почты.

— Дмитрий, представьте, что у вас есть возможность обратиться ко всем людям на Земле, на каком бы языке они ни говорили. Что бы вы им сказали?
— 
Всякий раз, записывая новый альбом, я обращаюсь ко всем людям Земли. Наши клипы мы снабжаем субтитрами на английском, так что практически каждый может понять содержание песни. А для распространения музыкального контента границ вообще нет. Это позитивное изменение, которое принес нам Интернет. Так что, отвечая на ваш вопрос, я скажу так: «Возьмите новый альбом группы «Тараканы!», наш новый релиз «Что я могу изменить» — это и есть то, что я хотел сказать миру.

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Ярославль Презентация альбома Байк-фест Marky Ramone and Tarakany! Сплит-альбом Властелины Вселенной тур Удмуртия Сила одного тур Краснодар XXX лет: Право быть собой! Воронеж MAXIMUMHAPPY II Tour Король и Шут Доброфест Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Лужники ДК им. Горбунова Ракеты из России ‘05 Европейский тур 2019 Свалка Сила одного (тексты) Киев Три 15 Москва Страх и ненависть тур Лусинэ Геворкян w/ Василий Лопатин Челябинск Новосибирск Минск Петрозаводск Distemper НАИВ Ульи Russian Rockets Over Europe Tour Тверь R-Club Лампасы СДК МАИ Беларусь Екатеринбург Орёл Европейский тур Эстония Нижний Новгород 1991-2019 Лучшие из лучших Червона рутта Границы гетто тур МЭD DОГ The Power of One Tour Смех MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 M24 Billy Idol Премьера MAXIMUMHAPPY 2013 Элизиум Уфа Акустика: Полный привод Der Steinkopf Германия Башкортостан Швейцария Ramones Night Tour Ижевск Браво Точка Б2 Порт (812) Таллинн Рязань Нашествие Наше Радио Четыре таракана Украина Барнаул Творческий вечер Marky Ramone Планетарий XXV лет: Лучший способ не стареть Высшая школа панка w/ Дмитрий Кежватов Орландина Иваново Казань Бригадный подряд Ростов-на-Дону Ramones Тула Санкт-Петербург Приключения Электроников ГлавClub (Москва) Европейский тур 2011 Татарстан Кирпичи Пермь 1.5 кг отличного пюре Зеленоград Европейский тур 2005 Смоленск