Дмитрий Спирин: «К панку сложилось брезгливое отношение»
Лидер группы «Тараканы!» Дмитрий Спирин объяснил Time Out, почему слово «панк» снова стало актуальным.
— Слово «панк» вернулось в повестку, но как-то странно — то в виде словосочетания «панк-молебен», то в привязке к скандалу с группой Bloodhound Gang. Можно подумать, только таким его и хотят видеть массы.
— В России наш жанр испокон веку воспринимался обывателями как нечто скандальное и с помоечным оттенком. Но «массы» прекрасно обходятся без скандального соуса, когда речь идёт о таких популярных группах, как «Ляпис Трубецкой», «Король и Шут», Noize MC, LOUNA. Всё это артисты, в творчестве которых чётко прослеживаются панк-влияния. Вот и выходит, что панк, пусть и не всегда в чистом виде, по-прежнему наиболее популярный жанр.
— Тогда нужно ли русскому панку быть более скандальным?
— Что значит «нужно»? Нужно мыть руки перед едой. А панку нужно оставаться самим собой. Возмущать массы у «Тараканов!» получается и без специальной установки: посмотрите наш клип «Мешки с костями», почитайте про так называемый «скандал с Offspring», про телеги в защиту Pussy Riot, про белорусский «чёрный список» и прочее. Мы и рады бы влипать в истории пореже, но не выходит.
— Для вас за 20 лет восприятие самого явления «панк-рок» как-то поменялось?
— 20 лет назад быть панком для нас означало: быть в панк-группе, не работать, вести максимально ненапряжный образ жизни, выглядеть, в меру сил противостоять несправедливости со стороны государства, сочинять весёлые и максимально бодрые песни о том, что на самом деле беспокоит. Этот список я копирую под шапку «15 лет назад быть панком для нас означало…», «10 лет назад быть панком для нас означало…», «Сейчас быть панком для нас…».
— В каком вообще состоянии русская панк-сцена? Если бы вас попросили привести доказательства ее жизнеспособности, то что бы это было?
— Со времен бума MTV-поп-панка 2000-х музыкальная мода сменилась несколько раз, и сейчас, конечно, панк-рок совсем не в тренде. Молодые ребята по-прежнему создают панк-группы, есть движуха на уровне «подпольных» хардкоров, есть антифа-сцена, но всё это не на таком массовом уровне. Когда сходит волна, остаются большие ребята, которым удалось стать известными не только для субкультурного зрителя. И это уже вышеперечисленные группы плюс такие имена, как «Элизиум», Distemper, НАИВ, «Бригадный подряд». Ну и мы. Наша последняя пластинка неделю занимала первое место в чарте русского iTunes, несмотря на совпавшие по времени выхода релизы «Мумий Тролля» и Nine Inch Nails. Наши треки играют в эфире единственной массовой рок-станции в России. Наш тур включает почти 30 городов. По-моему, прочие доказательства излишни.
— На Западе молодые панк-группы регулярно оказываются в тренде, имеют хорошую прессу. Почему у нас не так?
— Здесь исторически сложилось брезгливое отношение к самому слову «панк». То ли постарались комсомольцы, которые все 80-е выдумывали небылицы про панков в советской прессе, то ли первые русские адепты культуры максимально по-своему адаптировали её для применения в нашей отчизне, но факт остаётся фактом: люди из Rolling Stone как-то объяснили мне, что никакая, даже самая гениальная, запись «Тараканов!» не получит от их рецензента максимальную оценку, потому что «Тараканы!» — это: 1) русские; 2) панки. Комментарии излишни.
— При этом группы из Северной Америки регулярно играют в Москве — и собирают.
— Любой американский гастролёр вам подтвердит, что на панк-концертах в Европе и Америке наиболее активным откликом у зрителей будет лёгкое покачивание головой. На Западе панк-музыка — давно уже удел ребят за 40. У нас же до сих пор рубятся как оголтелые. Слэм, мош, стейдждайвинг — все дела.
— Могли бы вы рассказать историю, которая ярко характеризовала бы ваш текущий тур по России?
— Наш тур — это цейтнот, длинные расстояния, отсутствие отдыха, калейдоскоп из лиц, сцен и сетлистов. Я тут вычитал про Ramones, что пока другие панк-группы делали всё, чтобы казаться сумасшедшими, будучи нормальными, Ramones изо всех сил пытались казаться нормальными, будучи сумасшедшими. У нас примерно та же тема на гастролях: чем меньше «историй», тем удачнее тур.
— Как выглядел самый странный панк-концерт, на котором вы побывали?
— В марте 1995 года мы впервые выступали в Петербурге, в клубе «TaMtAm», на 15-летии группы «Автоматические удовлетворители». И к моменту выхода на сцену главного героя вечера выяснилось, что он даже не покидал пределов собственной квартиры: к нему приехала его знакомая, они выпили, закусили, и в итоге на свой юбилей Андрей «Свинья» Панов просто не приехал. Группа его кое-как настроилась и начала играть. Пели все кто мог, в том числе любой панк из зала. Это было круто.
— Последний вопрос: басист Bloodhound Gang все-таки по панк-року поступил?
— Он поступил соответственно тому, что он и его друзья придумали в качестве концертного шоу ещё 15 лет назад. А по панк-року — это ряженые казаки в анапском аэропорту.
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com