Интервью с группой «Тараканы!»
Интервью от 25 марта 2003
— С чего началось увлечение панк-роком? Как вообще вы докатились до такой жизни?
— Сид (Дмитрий Спирин): Это ироничный вопрос, да?
— Ну да, естественно.
— Д.С.: Да сейчас уже сложно, честно говоря, вспоминать. Рок-музыка, в принципе, возбуждающе действует на неокрепшие тинейджерские умы и души, ну и мы тоже оказались под этим влиянием. Вот и всё.
— В списке ваших музыкальных пристрастий Metallica, Kiss, Motorhead и… Боб Марли?
— Лёша (Алексей Соловьёв): Это же определённый пласт в истории музыки!
— Д.С.: Ну как сказать, это же Бог своего рода!
— А.С.: Почетный Гуру!
— Но тем не менее вы не пошли по пути рэгги?
— Д.С.: Мы исполняем музыку, которая в силу совпадения разных элементов оказалась тем, что мы, собственно, сочиняем и исполняем. Но при этом всякие побочные музыкальные стилистики нам тоже интересны. Я, например, искренне люблю евро-поп, например, Bad Boys Blue и тому подобные… Но представить себе песню такого сорта в репертуаре «Тараканов!» весьма сложно. Одно другому не мешает.
— А вообще панк-рок для вас, наверно, это просто музыка или стиль жизни или что-то ещё?
— Ватов (Дмитрий Кежватов): Панк-рок или просто панк?
— По-моему, это понятия идентичные… Панк-рок без панка…
— Д.К.: Лично моё мнение, что панк-рок — это просто стиль такой. А панк — это некий человеческий менталитет, который позволяет защищать тебя от многих окружающих воздействий, вырабатывает иммунитет против бытовых, социальных и всевозможных разных вещей, если так можно сказать.
— Д.С.: Можно сказать по-всякому. Я, например, как и вы, не различаю, честно говоря, панк-рок и то, что называют панк-культурой, панк-образом мышления. Всё равно в панк-роке всё это имеет корни по той простой причине, что эта музыка сама по себе не является просто набором нот, слов, ударов и каких-то стилистических аранжировочных ходов. Она сама по себе имеет определенного сорта чувственность и энергетику, которые определяют также всё то, что выходит за её рамки.
— Вам нравятся самые разные стили и направления. А есть ли какие-то группы, с которыми вы никогда бы не вышли на одну сцену?
— Д.С.: На одну и ту же сцену с кем угодно можно выйти, потому что ты думаешь о своих фэнах. Если ты выходишь на сцену, то, наверно, очевидно, что твоё имя стояло в рекламе этого мероприятия и кто-то пришёл на тебя посмотреть.
— То есть вам всё равно, с кем играть?
— Д.С.: Мы играем для своих людей, они пришли на нас посмотреть. И мы надеемся, что что они пришли к нашему началу и покинут площадку после того, как мы закончим.
— Даже если там будет Бритни Спирс?
— Д.С.:А если там будет выступать Бритни Спирс, то мы там будем тем более.
— Где вам больше нравится играть: либо в каких-то рок-клубах, либо на больших стадионах?
— А.С.: Нам на стадионах больше всего нравится… А вообще, всё равно, лишь бы уютно было на сцене. Что касается технических вопросов, то если выполняются условия со стороны промоутера, то музыканту хорошо играть где угодно.
— Д.С.: Да, может, знаете, типа таких дворовых хоккейных коробок — вот такие стадионы нам больше всего подходят. На самом деле, разницы нет, по большому счёту. Конечно, всякий раз, когда мы участвуем в каком-то большом фестивале, а мы, как правило, участвуем в таких больших фестивалях, где нам отводится не больше 5–6 песен или 15 минут нахождения на сцене, это хуже, чем играть длинный сет, но в то же время, если бы мы играли длинный сет на стадионе, то я не думаю, что мы бы обломались.
— Но всё равно, наверно, приятней, когда много публики, нежели играть в клубе, где народу мало.
— Д.С.: Конечно, приятней, когда много публики, но если 100–200 человек находится в зале на 70 человек, то это также приятно. Главное, чтобы потно было. Если потно, то концерт удался, все довольны.
— Вы были на гастролях в Японии, Швейцарии. Какая-то из стран впечатление произвела? Захотелось остаться там жить?
— А.С.: Да как сказать, остаться жить, может, и захотелось, но ненадолго. Всё равно это другие страны. Я, например, вряд ли смог бы ещё где-нибудь жить, кроме России. Хотя, если попробовать, может быть и смог бы.
— Д.С.: Не, я бы с удовольствием пожил бы в Европе. Не знаю насчёт Швейцарии. Швейцарцы все стонут, что у них скучно, ничего не происходит. Я, честно говоря, не обнаружил этого, мне показалось, что жизнь там весьма динамична. Чёрт его знает, я бы годик пожил, наверно, посмотрел.
— А.С.: Так годик-то, конечно, я бы тоже пожил.
— Д.С.: Да я бы и два пожил. А потом, глядишь, может, и жить бы остался. Говорить о том, что за границей кайфовей, чем в России, это всё равно, что ничего не сказать, там, конечно, кайфовей. И, конечно, человеческое существо без очевидных проблем с психикой выбирает не Россию. Эта страна по сравнению с любой другой для проживания человека не предназначена. Здесь нет условий, для того, чтобы люди жили.
— А что музыканты группы «Тараканы!» носят в карманах, если не секрет?
— А.С.: Да всё то же, что и обычные люди… помаду…
— Илья Островский: Пистолет…
— Д.С.: Да нет, ничего особенного. Вот вчера, когда дежурный поездной наряд попросил меня вытащить всё из карманов, я сам даже поразился, насколько всё тривиально. Ничего такого.
— Ну а вот я читала, что некие листочки с песнями, где на одной стороне какие-то адреса и телефоны, а на другой — тексты песен… (см. журнал «Тусовочка» №14, 3 декабря 1998, — прим. tarafany.ru)
— Д.С.: А, есть такое! Могу показать. Хочешь?
— Давай.
— Д.С.: А, ну это у нас запросто! Вот смотри: телефоны городов, а здесь, пожалуйста, текст…(При этих словах Сид действительно достал из карманов несколько потёртых листочков с телефонами и текстами).
— То есть вдохновение пришло, сразу записал?
— Д.С.: Абсолютно верно… Пришло вдохновение и быстренько давай писать.
— То есть записной книжки не существует?
— Д.С.: Существует, но до неё не всегда успеваешь добраться…
— Как вы отдыхаете, если, конечно, отдыхаете?
— Д.С.: А мы особенно не напрягаемся. Мы на работу не ходим.
— А.С.: Как все.
— А не утомляет, когда целый месяц где-то в поездках по городам?
— А.С.: Ну утомляет, конечно.
— Д.С.: Да не особо утомляет. Больше бодряка, чем утомления, на самом деле. Мы утомляемся непосредственно после концерта, после того, как со сцены ушли. Конечно, если промоутер недобросовестен и кидает нас, например, на гостиницу или на что-то ещё…
— Часто такое бывает?
— Д.С.: Да в России это на каждом шагу случается.
— Я надеюсь, в Перми вас не бросят…
— Д.С.: В Перми нас не бросят, да. А вообще находиться вне города мне, например, кайфово. Я себя ништяк чувствую.
— А.С.: Просто если ты музыкант, который играет в группе, которая много гастролирует, то у тебя в Москве много, в принципе, свободного времени, которое некуда деть.
— Всё равно, наверно, по возвращении из тура возникает ощущение, что вот, Москва, наконец-то родной город…
— А.С.: Неделю отдыхаешь, а потом думаешь, неплохо бы снова куда-нибудь поехать.
— Д.С.: На самом деле, несколько первых дней. Потом снова заёбываться уже начинаешь.
— А.С.: Служба такая.
— А проект «Приключения Электроников» не мешает ли развитию группы «Тараканы!»?
— Д.С.: Нет, никоим образом не мешает. Он мешает развитию нескольких других групп.
— Расскажите какой-нибудь смешной случай с гастролей.
— А.С.: У меня был недавно интересный случай на гастролях, вот вы не поверите. Шёл я по коридору гостиницы, тут открывается дверь…
— Д.С.: Ночь. Город Рыбинск.
— А.С.: …и абсолютно голая девушка зовёт меня к себе…
— Д.С.: Красотка-блондинка, я видел!
— Дак наверно, денег хотела заработать?
— А.С.: Нет, сказала, что не проститутка. Что у них там вечеринка. А ей стало скучно и она решила меня позвать.
— Д.С.: Сам факт, просто представьте себе такую историю: вот ты готовишься подходить ко сну и зачем-то в ночи двинулся, например, проведать ребят.
— А.С.: Да, проведать ребят, я так именно и пошёл.
— Д.С.: А тут открывается дверь и просто нимфа появляется… Вот она, абсолютно голая стоит и, можно сказать, блондинка.
— А.С.: В принципе, я, может быть, о таком и мечтал в своих фантазиях, в детских грёзах, но она как-то врасплох застала…
— Д.С.: Уж где-где, но в Рыбинске мы никак не ожидали такого появления.
— Сид, скажи, а что это у тебя за книжка на коленях, которую ты так увлеченно читал…
— Д.С.: Да, давайте поговорим о книжке. Ансамблю нашему 12 лет исполнилось и впервые за эти 12 лет о нас выпущено печатное издание, она же книга. Называется «Тараканы! Панк-рок дюжина». Книга выпущена одним тиражом в городе Пермь, автор, издатель и он же дистрибьютер как крупнооптовых так и мелкорозничных партий — вот пожалуйста Маша… (При этих словах Сид указал на девушку, стоящую рядом с нами). Здесь собраны абсолютно все печатные материалы, которые можно было бы где-либо найти, пресс-релизы, очень смешные сегменты гостевой книги старого тараканского сайта с очень смешными вопросами и не менее юмористическими ответами, также множество фоток крутых, всякая такая фигня. Человек постарался, он реально работал над этим. И мы надеемся, что в Москве мы сможем эту книгу напечатать, пустить в тираж и даже, может, прислать Махе каких-нибудь авторских… Ну не знаю, сколько там получится. Вот, пожалуйста, человек в Перми заморочился, сделал нам хорошее дело.
— А скажите, лейбл свой у вас есть?
— Д.С.: Нет.
— А не хотите заморочиться?
— Д.С.: С удовольствием бы заморочились, главное, финансирование.
— Ну зато есть чем в Москве заняться…
— Д.С.: Да на самом деле это только кажется, что в Москве нечем заняться. Там всё-таки есть чем заняться. Конечно, большее время мы там в диванах лежим, но хоть на одну стрелку, наверно, каждый из нас метнется ежедневно. Например, ремонт или стиральную машину пора покупать.
— Всё равно, наверно, приятнее самим выпускать свой альбом, нежели куда-то…
— Д.С.: Приятнее, базара нет… Нужно подождать, может, когда-нибудь это случится.
— А студия своя у вас есть?
— Д.С.: Ну нельзя сказать, что она наша… Она даже можно сказать, не наша. Но просто мы в хороших приятельских, а иногда в партнёрских отоншениях с хозяином, поэтому вольны использовать её более или менее так, как мы хотим.
— Можно ещё вопрос не в тему. О нынешней ситуации в мире, об этом противостоянии всем известном что вы думаете?
— Д.С.: Ну опасно, конечно.
— То есть случись что, пойдёте Родину защищать?
— Д.С.: Да хорош! Наша Родина ещё неизвестно, какая страна, кстати говоря. Может быть, Китай даже. Я лично не пойду никакую Родину защищать.
— А что будешь делать?
— Д.С.: Постараюсь сдаться как можно быстрее войскам коалиции. А там уж посмотрим, либо в Сидней, либо в Сан-Франциско. Куда отправят.
— В Нидерланды, может? Туда многие музыканты уезжают, все в диком восторге!
— Д.С.: Ну не знаю, мне кажется, американцы не захотят русских пленных в Голландию отправлять. С чего бы это вдруг?
— А самим туда смыться?
— Д.С.: Посмотрим, как будут развиваться события. Может, мы ещё и не успеем никуда смыться-то. Накроет, так сказать, нас ядерный дождь, всех вместе разом.
— В прошлый ваш приезд в Пермь со сцены как-то было сказано, что вас отговаривали, мол, не ездите в Пермь, там нечего делать, народу нет, никто не придёт, концерт будет провальным.
— Д.С.: Понимаете, в чём дело, задача группы — сделать концерт так, чтобы не обломаться. А задача промоутеров в городе — сделать концерт так, чтобы не обломался он. И когда он тебе говорит, что, конечно, я попробую сделать, но вот на таких и таких условиях, потому что публики здесь мало и вы мало кому интересны, то он, в первую очередь, преследует свои меркантильные цели — поменьше отдать, побольше заработать. Поэтому мы были поражены приятным контрастом между тем, что они сказали, и между тем, что мы получили в зале.
— Вы остались довольны?
— Д.С.: Да, мы остались довольны.
— Вас сегодня ждёт не меньшая толпа, чем в прошлый раз.
— Д.С.: Очень хорошо. Хорошо, что это становится доброй традицией, своего рода тенденцией, тем более незадолго до концерта группы «Кипелов», перед которой мы преклоняемся.
— Да, там билеты подороже.
— Д.С.: Да там и артисты постарше! Было бы странно, если бы билеты были дешевле. Там семьи, скоро внуки, наверно, даже…
— А сами семьи не хотите заводить?
— А.С.: Пока так.
— Д.С.: Да кто за нас выйдет замуж-то, ты сама подумай. Дураков нет, как говорится. Ни кола, ни двора.
— Вопрос ко всем музыкантам. Не хотели бы вы, чтобы ваши проекты (у Лёши и Серёги — проект «Три 15», у Димы — «Празник») были также популярны, как «Приключения Электроников»?
— А.С.: Абсолютно нет.
— Д.С.: Видишь ли, залог известности «Приключения Электроников» не в восхитительном владении инструментами или же сочинительском мастерстве, а в том, что там беспроигрышный рецепт.
— Д.К.: Кстати, как раз в сочинительскои мастерстве…
— Д.С.: Да-да, как раз в сочинительском мастерстве, но только других людей. Вот и всё. И было бы странно, если бы такая группа успеха не имела. А Лёшка, он всё делает просто для души.
— А.С.: «Тараканы!» — тоже для души.
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com