Как панк-рокер открыл для себя классическую оперу

Раздел: Колонка m24.ru

В советские времена полюбить классическую музыку было сложно. Для этого её было слишком много. Она лилась в уши из всех радиоточек и телевизоров, её считали народным достоянием (если речь шла о российских или советских композиторах) или просто — единственным музыкальным жанром, подходящим культурному человеку (после советской партийной песни, конечно). Классику втюхивали в школах, заставляли слушать на уроках «Хованщину» и прочие многочастные произведения, пытаясь научить нас, ребят, «слышать» музыку.

Нам, ребятам, классика не нравилась. Нам хотелось слушать Judas Priest, Modern Talking, а Бетховен нам был нужен только в виде заглавной песни с альбома Metal Heart западногерманского ансамбля Accept. С тех самых пор классическая музыка несколько раз, лениво и с неохотой, пыталась вторгнуться в моё сознание. Стоит ли говорить, что ей это не удалось? Мне нравится рок-н-ролл. Это демократично, доступно, просто, танцевально и круто. Классика, а также этно, авангард и экспериментальный нойз мне не нравится.

И всё же на днях мне пришлось обрести новый опыт, а именно: я впервые в жизни сходил в оперу. Дело было в Будапеште, где всё этой оперой пропитано. Там такой поход является чем-то вроде обязательного пункта программы осмотра достопримечательностей. Ну и к тому же отвертеться никак нельзя было, так как поход этот был частью семейного отдыха.

А давали «Аиду». Причём, представьте себе, по совпадению, это был премьерный показ! То есть человек, в жизни не бывавший ни на какой опере, вдруг раз, и вписывается сразу на премьеру! А ведь «Аида» — это любимый вопрос составителей кроссвордов в старых советских газетах. Прямо как сейчас слышу: «Опера Дж.Верди, четыре буквы, первая и последняя «а!». Так что само это название у меня было на слуху. И то, что это опера именно «Дж.Верди», а не кого-то другого, я знал с раннего детства. И вот как случилось — через почти тридцать лет мне довелось её увидеть.

Я, вообще-то, раньше в театрах бывал. Но, всё больше как-то в драматических. И оперу до этого тоже слушал, «Иисус Христос — суперзвезда». Правда, это рок-опера, а не настоящая. Но, тем не менее. А тут целая венгерская национальная опера, семейный вечер, сам Дж.Верди! Надо же соответствовать! А из одежды ничего подходящего нет. Поэтому пришлось идти в том, в чём обычно по улицам хожу. Но публика местная тоже оказалась не во фраках, так что конфуза не вышло.

«Аида» — жутко длинная и кровавая опера. Если кто-то вдруг из вас не знает, о чём она, я в двух словах расскажу. Дело происходит в Древнем мире, где (впрочем, как и сейчас) одно государство идёт войной на другое, своего соседа. Параллельно кровавой сече идёт лирическая линия любви важного государственного деятеля и служанки (которая тоже, впрочем, как выясняется, королевских кровей). Возникает любовный треугольник, одновременно одни храбрые воины берут в плен других, по сцене гоняют колесницы, бегают автоматчики (опере дано отчасти современное прочтение). Басы дико гулко басят, колоратурные сопрано звонко режут воздух слоями, солдаты гремят латами, а металлические вставки древнеегипетских фараонских костюмов отбрасывают дикие солнечные зайчики в зал (спасибо художнику по костюмам). И всё вместе это так величественно и торжественно, что страшно становится.

По окончании второго акта я решил, что хватит, пора домой. Благо, объявили антракт, в котором вся венгерская оперная публика, прямо как в нашем советском детстве, выстроилась в туалет и в буфет. Вообще «Аида» длится четыре часа, и нужно быть настоящим поклонником Дж.Верди и вокального искусства солистов будапештской оперы, чтобы все четыре часа спокойно просидеть в кресле, не подумывая о побеге. Когда мы в «Тараканах!» сочиняем песню длиннее четырех минут, мы считаем её необоснованно затянутой. А тут целых четыре часа! И народ сидит спокойно, внимает с наслаждением! Культура, одним словом.

Вот так я получил новый жизненный опыт. Расширился, так сказать. Познал доселе непознанное. Есть чему поучиться, тем более что массивные формы потихоньку проникают и в наш, скоростной и лаконичный жанр. Так что быть может следующий альбом «Тараканов!» также будет подобием величественного полотна, кто знает.

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Тула Границы гетто тур w/ Василий Лопатин Billy Idol Минск Европейский тур 2005 R-Club Удмуртия XXX лет: Право быть собой! СДК МАИ Наше Радио Краснодар Король и Шут Европейский тур 2011 Беларусь Воронеж Рязань Ярославль Челябинск Смех Сила одного (тексты) Точка Приключения Электроников Презентация альбома M24 Байк-фест Тверь Лусинэ Геворкян Ижевск Планетарий Страх и ненависть тур Европейский тур Кирпичи Высшая школа панка Европейский тур 2019 Браво Санкт-Петербург ГлавClub (Москва) Зеленоград Екатеринбург MAXIMUMHAPPY II Tour Орландина Украина ДК им. Горбунова Киев Элизиум Эстония Швейцария Ракеты из России ‘05 MAXIMUMHAPPY 2013 Орёл Иваново Marky Ramone and Tarakany! Лужники Уфа 1991-2019 Лучшие из лучших Пермь Татарстан Порт (812) MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Таллинн Distemper Москва Червона рутта Барнаул w/ Дмитрий Кежватов The Power of One Tour Сила одного тур Премьера Творческий вечер Башкортостан Ramones Нижний Новгород XXV лет: Лучший способ не стареть 1.5 кг отличного пюре Властелины Вселенной тур Ростов-на-Дону Б2 МЭD DОГ Marky Ramone Доброфест Германия Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Четыре таракана Сплит-альбом Ramones Night Tour Ульи Der Steinkopf НАИВ Новосибирск Смоленск Бригадный подряд Три 15 Акустика: Полный привод Нашествие Петрозаводск Казань Лампасы Свалка Russian Rockets Over Europe Tour