Дмитрий Спирин: «Они боролись с фашизмом, пока он не стал мейнстримом»

Раздел: 2022

Что происходит с русским панком после войны, рассказывает экс-лидер группы «Тараканы!» Дмитрий Спирин.

Кому-то покажется, что это слишком узкая тема и она касается только непосредственно к ней причастных. Тем не менее, этих артистов слушают миллионы. А главное — в истории русского панка, как в капле воды, отражается история героического сопротивления и позорного ренегатства российского общества. То, о чем рассказал Дмитрий Спирин, экс-лидер легендарной панк-группы «Тараканы!», поучительно и печально. Левые стали правыми, борцы с фашизмом — соратниками фашистов, а остальные научились существовать и так. Кто не научился — уехал или ушёл в подполье.

— Дима, если вернуться на полтора года назад: как отреагировало панк-сообщество на начало войны?
— Не припомню, чтобы кто-то в первые месяцы открыто её приветствовал. Кто-то молчал, кто-то вешал чёрный квадрат на свою страницу в знак траура. Реально много было тех, кто воспринял начало военных действий как личную трагедию и покинул РФ. Около трети музыкальных коллективов, которые составляли важную часть панк-сцены, больше нет. Или они существуют в сознании своих участников, типа «когда-нибудь мы ещё соберемся и вонзим». Иногда раскол происходит по линии отношения к войне, но я знаю массу случаев, когда группа прекращала играть, потому что один или двое ключевых участников уехали, а у других, хотя они тех же взглядов, такой возможности не было. Уехали «Порнофильмы», уехали «Тени Свободы», уехал я опять же, и «Тараканы!» перестали существовать. Распалось огромное количество средних и малых групп. Лидер нижегородской группы Criminal State буквально бежал, спасаясь от физической расправы и уголовного преследования.

— Отъезд — это всё-таки, скажем прямо, бегство с поля боя. Понятно, что вынужденное, потому что силы неравные. А было ли то, что можно назвать панк-сопротивлением?
— Один из самых громких примеров — группа «Элизиум». В апреле прошлого года они дали концерт в Москве на фоне бело-сине-белого флага оппозиции и спели по-украински. После чего Дима Кузнецов, их лидер, записал целых два покаянных видео. Случай мутный, не до конца понятный, но я думаю, что его заставили.

Уже в этом году была отчаянная эскапада Чачи Иванова на концерте НАИВа. Он стал рассказывать со сцены трагическую историю Маши Москалёвой, девочки, которую отправили в приют из-за антивоенного рисунка, а отца посадили. После этого НАИВ, насколько я понимаю, лишился концертов в РФ.

Anacondaz проводили концерты с антивоенными высказываниями и перечислением денег ОВД-Инфо. Естественно, у них начались проблемы. Открыто выражали свою антивоенную позицию Criminal State, и с ними жёстко расправились. Было какое-то количество отчаянных попыток провести антивоенные мини-фестивали, насколько я знаю, все их накрывали силовики. Есть и подпольная сцена. Полуанонимные афиши с контактом для связи. Человек обращается, и ему объясняют, что, где, когда.

Таких примеров в целом не очень много, но они есть, и это важно. Респект этим людям, в безнадежной ситуации они ведут себя героически.

— А есть панки, которые поддержали войну?
— В первую очередь группа «Пурген». Изначально они не были провластными, к поддержке войны их привела ложно понятая левизна и антиамериканизм. В обычной ситуации этим и ограничилось бы. Я не могу представить себе этих персонажей, в мирное время топящих за Путина. А в итоге кончилось именно так. Во время войны, когда вся эта риторика выплеснулась наружу и стала официальной, оказалось, что «Пурген» абсолютно укладывается в путинскую идеологию.

Эта удивительная история происходила на наших глазах: левые становились правыми. У панков исторически всегда были проблемы с фашистами, которые накрывали концерты и вообще прессовали нас, а мы сопротивлялись. И вот сейчас «Пурген» спокойно выступает вместе с откровенно нацистской группой «Русский стяг» под девизом «Субкультуры разъединяют, Русь объединяет». Типа, нам больше нечего делить с нациками. «А что? Всё правильно, мы последовательны. Война с украинцами, а украинцы — фашисты». В итоге антифашистская хардкор-тусовка, которая до войны была достаточно монолитной, раскололась. Я сейчас тебе зачитаю письмо одного коллеги, он находится в РФ, поэтому не палю фамилию:

«Небольшая, но яркая часть антифашистского движения увидела в этом продолжение уличной борьбы с нацистами, восприняв взаправду цели СВО из телевизора. Многим из них не дает покоя „Азов“ и украинские националисты. Они возмущены тем, что одни антифа поддержали Украину как жертву, несмотря на наличие там нацистов. А то, что другие встали под ружьё, заняв сторону нацистов со стороны РФ, они упорно игнорируют».

— Раскол произошёл только сейчас или ещё в 2014-м?
— Мне кажется, эти восемь лет больше прошли в спорах между теми, кто считал для себя невозможным ездить выступать в Крым, и теми, кто это время от времени делал, говоря: «А чего такого? Мы вне политики, там наши поклонники, они нас ждут». Хотя именно на 2014-й приходится метаморфоза Александра Скляра, человека с панк-корнями, большого поклонника Генри Роллинза. Он принял тогда сторону Кремля по вопросу Донбасса и Крыма. Но в то время их было всего ничего, этот круг был ограничен тремя-четырьмя персонажами: Скляр, Степанцов, Чичерина и Вадим Самойлов. Казалось, что это маргиналы какие-то. А после начала полноценного вторжения эти списки разрослись до такой степени, что кажется, будто поддержка повсеместная.

— Ты сталкивался лично с людьми из старой панковской тусовки, которые топят за войну?
— Есть такой промоутер — Владимир Баранов по кличке Калодя, он сейчас занимается организацией концертов известных панк-групп: «Йорш», Distemper, «Последние танки в Париже», «Психея», «Аффинаж». И он абсолютный, стопроцентный «зетчик», топит за Путина, против либералов и демократов, за убийство украинцев. Но с ним все ясно, таких много. А вот почему мои коллеги сотрудничают с фашистом и зарабатывают для него деньги, мне непонятно.

Часть антифашистской тусовки мутит концерты и фестивали, где собирают средства на закупку экипировки для «наших мальчиков». Есть такая группа Klowns из Кирова, весьма авторитетная, старинная. Её вокалист с двумя участниками каких-то других музыкальных групп ездил выступать в ДНР. Но опять-таки никто не пишет на афишах: «Я еду поддерживать политику Путина». Они говорят: «Мы едем поддерживать наших ребят, едем играть для русских». Насколько я знаю, два участника группы Klowns войну не поддерживают и ехать туда отказались. Но, судя по всему, группу не покинули.

И есть огромное количество музыкальных коллективов, которые возмущают панк-тусовку не своими действиями, а, так сказать, активным молчанием. Например, участвуют в фестивалях и концертах с явными «зетчиками». В первую очередь, в фестивале «КинчевФест». Если ты против войны, участвовать в этом никак нельзя. Мы знаем ультрапатриотическую и даже националистическую позицию Кинчева, а там ещё и набор артистов соответствующий. Но вот, например, группу «План Ломоносова» это почему-то не смутило.

— Это люди компромисса или они просто делают вид, что ничего не произошло?
— Люди компромисса, которые делают вид, что ничего не произошло. И в первом, и во втором случае это забота о своей карьере. Дескать, да, идет война, происходят ужасные события, но что же нам теперь не продолжать наши карьеры?

— За последние полтора года кто-то из панк-тусовки ездил выступать в Крым?
— Крымские города являются постоянными концертными точками для группы «Северный флот». Меня это удивляет, потому что как минимум два их музыканта до сих пор держат чёрный квадрат в своих соцсетях. А их лидер Александр Леонтьев в первые недели войны созванивался со мной, сокрушался по поводу того, что происходит, спрашивал, что делать, как реагировать. Тем не менее они ездят в Крым и с концертами, и с мюзиклом «Тодд». И они такие не одни. Крымские концерты, насколько известно, фигурируют в расписании групп «Смех» и «Йорш», о которых никто никогда ничего плохого не думал.

— Что касается Крыма, тут всё понятно. Но в целом ведь есть такая теория, и её придерживаются вполне достойные люди, типа [лидера группы «Несчастный случай»] Алексея Кортнева: всё ужасно, произошла катастрофа, но в России осталось много прекрасных людей с либеральными взглядами, и мы поднимаем им дух. Не можем же мы их бросить.
— С этим сложно спорить, но когда я слышу это от Distemper или «Смеха», сотрудничающих с Калодей, вписывающихся в фестивали с «зетчиками», играющих в Крыму — я смеюсь. Одно дело Кортнев, которого то и дело вяжут и прессуют, а он продолжает биться. Ему я верю и сочувствую. А другое дело они. Ребята, чей дух вы поддерживаете?

— У тебя есть какое-то объяснение, что с ними произошло? Это же протестные группы: именно Distemper и «Йорш» бойкотировали в своё время фестиваль «Нашествие», отказываясь играть на фоне танков. И они, и «Элизиум» с «Порнофильмами». Но Котляров из «Порнофильмов» уехал, Кузнецов сопротивлялся с риском для жизни. Почему Котляров и Кузнецов поступили так, а Дацент из Distemper и Сокол из «Йорша» иначе?
— Если ты их спросишь об этом, они даже не поймут, о чём речь. Типа, какая связь между их отказом играть на милитаристском фестивале и теперешними концертами? Они же не выступают за войну, не едут с агитбригадой выступать для «наших мальчиков», не собирают деньги для ДНР. Дима Сокол тебе скажет, что он продолжает культурное сопротивление, что у всех разная степень готовности к отъезду и прямым рискам, что у него семья, работа, что у него наконец-то попёрло, он дорос до «Нашего радио». А так-то он делает всё, что может.

— Это ты сейчас ответил за него. А у тебя самого какая версия?
— Очень простая. Они ну очень борзо боролись с фашизмом до того момента, пока фашистами не оказалась половина населения РФ, включая её руководство. Тут борьба захлебнулась.

— То есть боролись, пока фашизм выглядел относительно маргинально. А если это мейнстрим, то это уже как бы и не фашизм. Так?
— Примерно. И ещё: когда это становится мейнстримом, фашисты принимают фашистские законы об охране фашизма, и ты оказываешься в подавляющем меньшинстве. Тебе не только негде искать защиты, но и твоя моральная правота под вопросом.

— Ну вот ровно поэтому я и не готов осуждать их. Положение очень тяжёлое, нельзя требовать от людей невозможного. Никто не обязан лезть на танк с гранатой, задача-минимум — хотя бы не делать подлостей, а они вроде не делают.
— Это всё лирика. У меня только два вопроса: зачем ездить в Крым и зачем сотрудничать с открытым фашистом в качестве менеджера? На танк с гранатой необязательно.

— У тебя были другие ожидания от коллег?
— Да, другие, это идёт вразрез с тем, чему учили отцы-основатели, с основами панковской субкультуры. Панк — течение, которое топит за свободу и равенство, против нацизма, против насилия и контроля. Тут нет ни одной точки соприкосновения с тем, что поднял на свой флаг российский режим, ни одной ценности. Однако мы видим немалое количество наших коллег, которые симпатизируют Путину и топят за войну. Подождите, ребят, а в чём панк? Вы точно панки?

Я никогда до конца не верил, что Россия изменится, что мы по-настоящему встали на путь демократизации, честных выборов, свободы слова, интеграции в мировое сообщество. Но мне казалось, что уж панк-среда точно является носителем этих ценностей и даже идёт в авангарде. Однако нет, оказалось, что всю дорогу где-то в кустах сидел Руслан Пурген, считающий, что демократы, которые в своё время его легализовали, позволили ему выступать, не быть арестованным и избитым за ирокез, и даже делать цивилизованную карьеру, — враги народа. Вот это, конечно, очень разочаровывает.

— Если оглянуться назад и посмотреть на сорок лет истории русского панка — итог закономерен?
— В целом да, особых сюрпризов нет. Панк — социально-культурный феномен, который не может быть полноценно представлен в тоталитарных обществах. Культурное сопротивление, андерграунд — что-то такое возможно, но точно не нормальная полноценная сцена. У нас были периоды оттепели и передышки. Было целое десятилетие, которое давало надежду, но надежда не оправдалась. Демократические ценности в России не прижились. Попытка быть свободным в несвободной стране потерпела крах. Какой уж тут панк.

Беседовал Ян Шенкман

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Европейский тур 2019 Marky Ramone and Tarakany! Marky Ramone Европейский тур 2011 Ростов-на-Дону Страх и ненависть тур Ярославль Уфа Ramones Порт (812) MAXIMUMHAPPY 2013 Беларусь Четыре таракана Наше Радио Пермь Германия Презентация альбома Приключения Электроников w/ Василий Лопатин Байк-фест Король и Шут Таллинн Три 15 XXV лет: Лучший способ не стареть Минск Russian Rockets Over Europe Tour Бригадный подряд Лусинэ Геворкян Орландина Краснодар Свалка Лужники Швейцария Billy Idol СДК МАИ Екатеринбург Der Steinkopf Ижевск Сила одного тур Зеленоград Доброфест Украина Орёл ГлавClub (Москва) МЭD DОГ Смех Творческий вечер Барнаул Червона рутта Границы гетто тур Точка MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Петрозаводск Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Сила одного (тексты) Европейский тур Башкортостан 1.5 кг отличного пюре Москва Ramones Night Tour w/ Дмитрий Кежватов Браво Ульи Б2 Высшая школа панка Рязань The Power of One Tour Тверь Эстония Ракеты из России ‘05 Санкт-Петербург XXX лет: Право быть собой! Властелины Вселенной тур Воронеж Европейский тур 2005 Премьера Удмуртия ДК им. Горбунова Кирпичи Новосибирск НАИВ Тула Distemper Нижний Новгород Казань Акустика: Полный привод Лампасы R-Club 1991-2019 Лучшие из лучших Киев Элизиум Планетарий Нашествие Татарстан Смоленск M24 Сплит-альбом MAXIMUMHAPPY II Tour Челябинск Иваново