Дмитрий Спирин: «Панк-рок не стал большой историей в России»
Лидер группы «Тараканы!» о карантине, переносах концертов и многом другом. 16 апреля в Воронеже должен был пройти концерт группы «Тараканы!». По понятным причинам выступление перенесли. Мы связались с фронтменом команды Дмитрием Спириным, чтобы поговорить о сложившейся в мире ситуации, популярной молодежной музыке и панк-буме начала нулевых.
— Как на деятельности группы «Тараканы!» сказался карантин? Появилось больше свободного времени для реализации отложенных в дальний стол идей? Или же напротив слетело множество планов?
— У нас отменены или перенесены два десятка концертов, в том числе панк-рок фестиваль в Гамбурге. Также пришлось серьёзно скорректировать наши столичные концертные планы: теперь, вместо того, чтобы сыграть в Москве и Питере дважды за сезон, весной и осенью, мы выступим там только по разу с программой концертов, перенесённых на осень с весны. В этом смысле, мы, конечно, испытываем некоторый дискомфорт. Всегда, когда планы приходится корректировать, переверстывать заново, что-то обязательно теряется. Так, например, мы потеряли немецкую ска-панк группу Rantaplan, которая должна была стать специальным гостем на нашем московском выступлении в апреле. Время, конечно, появилось, но как осуществлять общегрупповые активности, если каждый из нас находится на самоизоляции? Мы может и рады были бы порепетировать новые песни (если бы они у нас были), но репетиционные базы закрыты.
— Как вы относитесь к идеям онлайн-концертов? Считаете ли, что это хороший выход из нынешней ситуации?
— Недавно мы сыграли такой концерт, так что мы их практикуем. Только множественное число здесь, наверное, использовать нельзя. Сколько таких концертов может дать одна группа? Один в два-три месяца? При том, что это, по крайней мере пока, вообще никак не монетизируется (донаты — слёзы). Все эти онлайн-концерты представляются мне как немного истеричная реакция музыкантов и индустрии на внезапное схлопывание единственно возможного источника заработка гастролей.
Практика эта, конечно, никакой полноценной концертно-гастрольной жизни заменить не сможет. Предполагаю, что интерес к онлайн-концертам продержится ещё какое-то время, затем людей будет всё сложнее «затаскивать» в трансляции, даже при учете наличия у них большого количества свободного времени.
— Как вы относитесь к рэпу? Считаете ли, что этот жанр обосновался в музыкальном мире надолго?
— К рэпу я отношусь положительно, но не слушаю и никого из рэперов не знаю, так что имен не назову. Если только вы не имеете в виду также рок/рэп группы типа Anacondaz или Noize MC. Так как рэп пришел ещё в начале 80-х, то есть примерно 40 лет назад, то уж сейчас можно с уверенностью сказать, что он пришёл надолго и обосновался прочно, раз дожил до наших времён. Рэп дёшево делать, это практичный жанр, который не требует музыкальности, группе единомышленников, репетиционных помещений, живых барабанов и прочего гитарного оборудования, крутых и оснащенных студий, большого коллектива музыкантов, дорогого продакшна и умения играть на инструментах. Рэп можно делать, не выходя из собственной спальни и выкладывая на YouTube там же снятые на iPhone видео. Человек за считанные месяцы может стать звездой. Естественно, что именно этот способ творческого самовыражения сейчас привлекает наиболее талантливых молодых ребят, а значит он будет популярен либо до тех пор, пока он всем не надоест, либо до тех пор, пока кто-нибудь не изобретет какой-нибудь жанр, в котором выражать себя можно будет ещё дешевле и проще.
— Как вы относитесь к популярным сегодня панк-группам, в частности, к «Порнофильмы», «Кис-кис» и «Пошлая Молли»?
— Больше всего мне нравятся «Кис-кис» и «Порнофильмы». Если бы я только начинал карьеру сейчас и был бы девчонкой, я бы точно делал примерно такую музыку. «Порнофильмы» просто молодцы по всем понятиям и со всех сторон. «Пошлая Молли» не совсем моё, кроме того, я такую музыку панк-роком не считаю.
— В начале нулевых «Тараканы!» участвовали в уже легендарной программе «Земля-Воздух». Не возникали ли у вас впоследствии мысли о том, что что-то можно было бы на ней сделать иначе сыграть и сказать?
— Я никогда не думал о том, что и как можно было бы изменить в жизненном мгновении. Прямой телевизионный эфир это жизнь «здесь и сейчас». Даже в аудиоальбоме, процесс записи которого растянут во времени, и у тебя есть возможность вносить корректировки хоть до посинения, всё равно всегда находится что-то, чтобы ты мог бы сделать лучше. Так что даже думать об этом бессмысленно. Жизнь есть жизнь, ты в ней такой, какой ты. Принимай себя любого или страдай от того, какой ты. Третьего не дано. Я вообще не очень люблю пересматривать собственные видео или переслушивать альбомы, так как не всегда себе нравлюсь на старых записях. И группа моя тоже мне нравится не очень. Я всю жизнь очень сильно страдал от глубоко спрятанной неуверенности в себе, и сейчас смотреть на этого паренька мне не очень комфортно. Справедливости ради нужно сказать, что есть клипы, некоторые концертные выступления и альбомы, которые при повторном прослушивании или просмотре не вызывают у меня ничего, кроме чувства гордости за себя и группу.
— Я слышал, что планируется третье переиздание вашей книги «Тупой панк-рок для интеллектуалов». Его дополнят новой информацией или это только ради нового тиража?
— Это означает, что книга будет видоизменена снаружи и дополнена внутри. В ней появится несколько дополнительных текстовых блоков, отзывы моих коллег-музыкантов, раритетные интервью и предисловие.
— В альбоме «Попкорм» вы пели о том, что на МТV «Наши рожи можно видеть тоже», а уже через три года на пластинке «Страх и ненависть» — «Ты промываешь мозг похлеще МТV». В чем причина такой полярной смены отношения к главному тогда музыкальному каналу страны?
— Вторая цитата из песни «Реальный панк?», которая представляет собой музыкальный ответ на обвинения нас в продажности. Одним из расхожих штампов в среде радикальных панков стало обвинение в сотрудничестве с корпоративными медиа, которые якобы являются всего лишь механизмами для навязывания молодежи той или иной рекламы и товаров. Сочинив эту строчку, я имел в виду, что этот воображаемый обвинитель и сам уже так сильно обвешен нормативными актами и менторскими замашками, что похоже он и сам встал на путь промывания мозгов. И в этом он ничем не лучше ненавистного ему МТV.
— За почти 30 лет существования у группы наверняка накопилось определённое количество неизданных песен. Не возникало ли желания к юбилею команды сделать альбом с такими песнями?
— Есть такое в планах. И даже название уже придумано: «Худшие из худших».
— В последние годы можно было часто слышать о том, что «Тараканы!» являются любимой группой популярного блогера Юрия Дудя. А вам нравится шоу «ВДудь»?
— Мне очень понравились выпуски с Толоконниковой, Лимоновым и группой «Кровосток», также Юрины фильмы про «Московский фестиваль музыки и мира» в Лужниках в 1989 году и про русское МТV.
— В начале нулевых в России произошёл панк-прорыв – появлялись десятки молодых панк-групп, про панк-рок узнало огромное количество людей. Почему практически никто из выстреливших тогда не дошёл до наших дней в достойной форме? Например, группы типа «1.5 кг отличного пюре», «Дергать!», Ber-Linn…?
— Потому что это был не «прорыв», а … фигня. Детские игры, без каких-либо серьёзных сдвигов в общественном сознании, без серьёзного влияния на индустрию, без поддержки лейблов и, самое главное, масс. Прорыв — это то, что в последние годы происходит с русским рэпом — когда артисты и группы, названия которых ни вы, ни я никогда не слышали, по щелчку пальцев собирают залы, к которым такие группы как мы шли десятилетиями. Вот это прорыв. А когда нет денег, то нет и музыки. Мы же все состоим из плоти, а некоторые ещё из жён, семей, больных и старых родителей, детей и кредитов. Ты либо зарабатываешь своей музыкой, либо ищешь возможность это делать в другом месте. Панк-рок не стал большой историей в России, поэтому выжили только маньяки и железные.
— Несколько месяцев назад вы стали участником возрождённой программы «Смак» Андрея Макаревича. Поделитесь впечатлениями от пребывания на этой программе.
— Съёмки проходили на совсем небольшой продакшн-студии на окраине Москвы, работали на Андрея Вадимовича очень весёлые и дружные люди. Студия, в которой снимаются собственно маэстро и гости это действующая кухня. Мне было немного неловко идти туда с моим самодельным, каким-то «нищебродским» «блюдом», тем не менее, как мне кажется, всё прошло замечательно.
Беседовал Сергей Хуторной
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com