Useless ID / Тараканы!: Сплит-интервью в день выхода сплит-альбома

Раздел: 2018

Сегодня вышел альбом «Тараканов!» и Useless ID — Among Other Zeros and Ones. «Тараканы!» снова заманили к себе Йотама. И теперь не для выбивания из него хумуса (ну, или не только ради этого), но и для размышлений о прямой зависимости между интенсивностью «вай-фаевских» волн и деградацией человеческого общения.

— С чего началась ваша дружба и сотрудничество?
— Дмитрий Спирин: У «Тараканов!» есть отличный друг, его зовут Роман Райков. Когда мы готовились к записи MAXIMUMHAPPY, я попросил Рому поделиться идеями относительно того, кто из наших западных коллег мог бы стать гостем на той или иной песне. Рома сильно погружен в современную панк-сцену, имеет личные контакты многих заметных персон на ней. Он помог нам связаться с Фрэнком Тёрнером и Йотамом из Useless ID, после чего оба стали гостями на треках с нашего двойного альбома. Правда, Йотам записался на англоязычной версии песни «Мешки с костями», которая в MAXIMUMHAPPY не вошла. Так завязалось наше знакомство, которое поначалу было исключительно по переписке. Хотя, и тут имело место поразительное совпадение: именно в те две недели в октябре 2012, когда «Тараканы!» записывали в Дюссельдорфе MAXIMUMHAPPY, Useless ID выступали там и мы ходили на концерт и познакомились лично. Через несколько лет тот же Роман сообщил мне, что Useless ID заинтересованы в совместном туре (к нам вообще часто обращаются за этим группы из Европы, не пользующиеся пока широкой популярностью в России). Мы списались и начали общаться еще плотнее. Я предложил Йотаму ещё одно гостевое участие в англоязычной версии нашей «вегетарианской» песни «Ни рыбы, ни мяса» (Killing Pigs вошла в наш альбом The Power of One, который в июне 2018 выходит на A-F Records). Затем мы начали обсуждение совместного акустического тура, а уже когда встретились лично и отправились в него (c 15 по 18 декабря 2016, прим. tarafany.ru), нашли столько общего, что с тех пор корефаны не разлей вода.
— Йотам Бен Хорин: Около пяти лет назад мне написал представитель «Тараканов!» На тот момент я ничего не знал об этой группе, да и вообще о российской панк-сцене. И обычно, когда другие музыканты спрашивают, готов ли я принять участие в подобных коллаборациях, я всегда соглашаюсь — если проект и люди кажутся интересными. Тогда я сам записал и отправил свои вокальные партии для песни, и на этом всё. Последующие два года мы особо-то и не общались. А года два назад я отправился в свой первый сольный тур по России. И ребята, которые занимались организацией моей поездки, обмолвились, что мне обязательно следует закорешиться с ребятами из «Тараканов!», потому что они чем-то напоминают Useless ID и очень популярны в России. Я глянул, что за группа, и тут до меня дошло, что я, вообще-то, уже записывал с ними совместный трек! Я решил написать Диме, он меня вспомнил, и тогда мы уже начали общаться более активно. Как говорится, контакт был установлен.

— На этой записи вы справедливо распределили песни — три на английском, три на русском и одна общая. Полноценный обмен. Почему вы выбрали именно эти конкретные песни для сплита?
— Д.С.: Выбирали мы их на основе личных предпочтений всех участников группы, так как мы все в той или иной мере в курсе репертуара Useless ID. Мы следили только за тем, чтобы в итоге все треки оказались разными по темпам, мелодиям и настроению, чтобы нам было их интересно сыграть по-новому, и чтобы тексты, которые пришлось писать мне, могли быть максимально близкими по смыслу. Потому что очень часто это сделать либо дико трудно, либо вообще невозможно.
— Й.: Я ездил с «Тараканами!» в небольшой акустический тур. Дмитрий Спирин и Дмитрий Кежватов давали совместные шоу, а я выступал на разогреве. Так что я слушал все эти песни, но не мог понять ни слова. Эти три трека особенно привлекли моё внимание своей мелодией. Да и публика всегда встречала их с большим энтузиазмом. Вот я и подумал, что эти песни, скорее всего, чертовски хороши. Пусть я даже не знаю, о чём они! Тогда я сказал ребятам, что хотел бы записать их английские версии. И постепенно это переросло в идею выпустить «обоюдные» каверы.

— Чем выбранные треки близки вам духовно?
— Д.С.:  У обеих групп общие корни, какое -то небывалое совпадение в области любимых классических рок-групп: Beatles, Nirvana, Pixies, Ramones, Bad Religion и так далее. Их песни обладают очень крутой мелодикой, в этом плане они нам также близки, так как мы в первую очередь ставим для себя целью написать запоминающийся мотив, а уже потом всё остальное. Ну и то, что они, как и мы, не являются группой из стран «первого мира» рок-н-ролла, тоже роднит нас. Также они очень приятные люди.
— Й.: Все они мне очень близки, особенно это касается песни Yearbook (оригинальный трек «Тараканов!» «Я смотрю на них» — ред.). Я бы не сказал, что очень часто ударяюсь в ностальгию по былым временам, но мне очень знакомо это чувство, когда хочется узнать, что произошло с людьми, с которыми я общался лет 20 назад. Начинаешь разыскивать их в Facebook, и выясняется, что кто-то так ничего особо и не достиг в своей жизни, тогда как другой, например, стал бодибилдером, у кого-то сейчас уже трое детей. Так что эта песня подходит и нравится мне больше всего.

— Не было желания постараться исполнить песни в «оригинале»?
— Д.С.: В каком смысле «в оригинале»? На том языке, на котором были сочинены оригинальные треки? Нет, мы не думали об этом, так как мы сразу условились с Useless ID, что дополнительным приколом этого релиза станут обоюдные переводы песен друг-друга.
— Й.: Честно говоря, я русский язык совсем не знаю. То есть я чувствую его звучание, произношение, но в остальном, кроме парочки матерных слов, я почти ничего не могу сказать. Вообще странно, почему я всё ещё не начал его изучать, пора бы. Но во время последнего сольного тура я пытался исполнить Виктора Цоя, и после первых же аккордов вся толпа подхватила песню! Они пели так громко и слаженно, что я лишь продолжил молча играть для них на гитаре. В конце песни мне оставалось просто сказать поклонникам: «Спасибо!» Сейчас моё знакомство с Россией набирает всё новые и новые обороты, сплит с «Тараканами!», очередной тур. И я этому очень рад. Мне кажется, в конце концов я выучу язык.

— Дима, сложно ли было адаптировать тексты Useless ID на русский язык?
— Д.С.: Да, это было весьма непросто, принимая во внимание, что лирика у Йотама непроста, полна образов и переживаний, ясных и понятных только автору. Я делал построчный перевод и потом посылал свои мысли и догадки автору, спрашивая его, насколько та или иная трактовка имеет право на жизнь. Также мне очень помогал Алексей Ливадный, парень, который держит паблик ВК под названием Punk Translator.

— Наверняка ведь вы не остановитесь на этой совместной работе. Не было мысли записать официальные каверы на классические хиты ваших любимых групп?
— Д.С.: Нет, такой мысли не было. В качестве возможного претендента на совместную песню для сплита некоторое время рассматривалась песня «Кино» «Группа крови», которую Йотаму показал кто-то из его русскоговорящих друзей в Хайфе. Она ему дико понравилась и он теперь все время поёт её на концертах в России (Дмитрий ошибся — на сольных концертах в России Йотам иногда исполняет «Звезду по имени Солнце», — прим. tarafany.ru). Но потом эта идея как-то сама у него отлегла и мы выдохнули с облегчением.
— Й.: Мы пока об этом не думали, но это, кстати, неплохая идея! Можно поговорить об этом с Димой. Это вполне могло бы вылиться в наш следующий совместный проект. Мы просто идём по течению, особо не загадывая наперёд. Во время нашего первого тура я путешествовал с ребятами в одном автобусе, и через пять минут общения с Димой я понял, что мы можем разговаривать часами и нам не надоест. У нас похожий жизненный опыт, Дима немного старше меня, но в общем и целом мы представляем одно поколение с одинаковым «панк»-багажом за плечами. Мы оба всё ещё чувствуем себя 18-летними парнями, к которым время просто оказалось не очень благосклонно.

— Расскажите об обложке. Кто её автор, что отражают рисунок и надписи?
— Д.С.: Обложку нарисовала наша давняя подруга-художница и оформительница подавляющего большинства наших релизов с 2008 года, Екатерина Душкевич. Рисунок символически рифмует египетские пирамиды и значок Wi-Fi, что по идее должно отображать главную идею текста трека, который дал название всему релизу.
— Й.: Обложка отражает концепцию заглавной песни альбома Among Other Zeros and Ones: она о том, как сильно мы сегодня зависим от интернета. Настолько, что мы просто забываем жить и наслаждаться происходящим в реальности. Арт, как и сама песня, заставляет нас задуматься, как люди раньше, тысячи лет назад, коммуницировали друг с другом. Ведь мы, прячась за всеми этими телефонами и другими гаджетами, стали забывать, как правильно общаться. Иногда и я сам «примыкаю к армии этих зомби», но стараюсь вовремя ловить себя на этой мысли. Если присмотреться к обложке, то там изображено нечто вроде античной пирамиды, которая плавно переходит в символ Wi-Fi. Таким образом, она демонстрирует конфликт между двумя образами жизни.

— Как ты думаешь, в условиях современного мира вообще возможно отказаться от гаджетов и наслаждаться жизнью и реальностью вне телефонов и другой техники?
— Й.: Мне кажется нет, хотя я искренне хотел бы, чтобы это было возможно. Мы стали слишком погружены во все эти социальные сети. Года два назад я осознал, что трачу кучу свободного времени на пустую «самопрезентацию» перед людьми, которых я даже не знаю. Постоянно выкладывать видео, делиться какими-то событиями. И в какой-то момент я перестал этим заниматься. То есть, когда у тебя есть действительно интересное и важное видео, которым хочется поделиться, ну или ты хочешь рассказать о таком значительном событии, как, в моём случае, выход альбома — это нормально. Но не постоянно же. И, оказавшись «по другую сторону», я сейчас осознал, как сильно все эти посты могут раздражать. Ты вынужден смотреть на малознакомых людей каждый день, знать обо всём, что происходит в их жизни. Что они едят, что они носят, как чувствует себя их ребёнок. Не то чтобы я категорически против, просто это странно!

— Саму песню вы придумали во время реалити-проекта группы «Тараканы!» «Много шума из ничего», в записи которого ты принял активное участие. Кроме того, вы записали забавную песенку Hummus to Russia. Какие впечатления остались у тебя после такого опыта?
— Й.: Сразу после прилёта в Москву я поехал из аэропорта в загородный дом, где проводилась запись альбома. Меня очень тепло встретили, но незамедлительно поинтересовались, где хумус. Они ведь просили меня захватить его с собой из Израиля. Мол, «мы рады тебя видеть, гони еду!» Пока мы ели, они объяснили мне всю концепцию: написать песни для альбома на студии в течение нескольких дней буквально из ничего. Ребята дали мне послушать те треки, которые они уже успели придумать к тому моменту, и я предложил сочинить что-нибудь более быстрое, как Ramones, например. На джем-сессии мы начали придумывать мелодию, и тут Диме пришло в голову, что эта песня обязательно должна быть о том, как я везу в Россию хумус. Он написал и текст, а я лишь немного помог с переводом на английский. А на следующий день нам отключили электричество, и мы просидели часов 5-6 без света. Вот Дима и заявил, что новый трек будет посвящён этим событиям и затронет тему засилья интернета в современном мире. Мне кажется, с того альбома Дима гордится этой песней больше всего. Поэтому особенно комично, что мы бы её и не записали, не возникни эти проблемы с электричеством!

— Но как мы поняли, ты не имел ни малейшего понятия о том, как будет проходить проект, когда согласился принять в нём участие? Каким словом ты мог бы описать атмосферу, которая царила в студии?
— Й.: По сути, да. Я имел весьма смутное представление о том, что нам предстоит сделать. Но сама идея записи в условиях онлайн-трансляций с большим количеством приглашённых гостей меня привлекла. Так что я сразу сказал: «Я в деле!» Конечно, я не смог остаться там на протяжении всех двух недель проекта, но за те три дня, что я провёл там, мы успели многое. Особенно интересно было наблюдать за процессом работы в группе. Мне понравилось, что каждый знает, за что он отвечает и не «влезает» в чужую работу. Дима пишет слова, остальные участники больше занимаются музыкальной частью. Очень уютная для продуктивной работы атмосфера.

— Однажды в интервью ты говорил, что месяц работал с отцом на стройке, чтобы заработать деньги на покупку своей первой гитары, и вообще всего добивался сам. Что ты думаешь о таких «панках», покупающих цацки за мамкины деньги и строящих из себя настоящих «бунтарей»? На сплит-альбоме ты перепел песню «Тараканов!», «Реальный панк», но что лично ты вкладываешь в это понятие?
— Й.: Я скажу так: мне в принципе неприятны люди, которые пытаются строить из себя то, чем они не являются. Не имеет значения, в панк-роке или нет. Мне бы хотелось, чтобы внешний имидж, образ и личность человека совпадали. Странно, когда люди не могут быть до конца честными с самими собой и с обществом, в котором они живут. Все эти гендерные проблемы: почему человек не может соответствовать своему самовосприятию, если общество это не принимает. Но это другой вопрос. Что касается успеха на музыкальном поприще, здесь настолько большую роль играет удача! Ты просто делаешь то, что тебе нравится, а дальше — дело случая, станет ли твоё творчество успешным. Не так важно, начинаешь ли ты с большим капиталом или с парой сотней баксов в кармане. Лично мне более привлекательной кажется история парня из бедной семьи, начавшего карьеру с нуля и с дешёвенькой гитаркой наперевес, достигшего высот. Если сравнивать с богатеньким сыночком, родившимся с золотой ложкой во рту, ну или, в этом случае, с золотой гитарой в руках. Я рад, что мои родители — хоть я и из обычной среднестатистической семьи, не бедной и не богатой — не предоставляли мне всё, что я пожелал, а научили меня работать, чтобы добиться цели.

— А с кем из российской панк-тусовки, кроме «Тараканов!», ты общаешься? Не хотелось поучаствовать в сплит-проектах с другими российскими музыкантами?
— Й.: Ребята из группы «Тени Свободы», например, мои очень хорошие друзья. Или «Смех» с их «говном» (смеётся). Ни один мой визит в Россию не обходится без встречи с ними: либо мы играем совместное шоу, либо просто отрываемся вместе. Конечно, я был бы рад придумать что-нибудь эдакое с ними — может, и придумаем.

— Насколько отличается твой опыт коллабораций с артистами из разных стран?
— Д.С.: Обычно, если это панк-рок (рок), то мы уже говорим на одном языке. Так что особых различий я как-то не замечал пока.
— Й.: Мне бросилось в глаза, что в случае с другими подобными работами не было такой серьёзной промокампании, как в этот раз с «Тараканами!» и альбомом Among Other Zeros and Ones. С некоторыми музыкантами реклама альбома заканчивалась на обычном объявлении о релизе и последующей продаже дисков на концертах. «Тараканы!» работают более профессионально в этом смысле. Отдельная пиар-кампания, проигрывание песен на радио. Для меня это достаточно новый опыт в таких масштабах, обычно я не так часто сотрудничаю с радио, например. Когда подобное случается, это круто.

Беседовали Яна Воробьёва и Павел Макаров

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Краснодар Воронеж Петрозаводск Москва Сплит-альбом Сила одного (тексты) w/ Дмитрий Кежватов MAXIMUMHAPPY II Tour Орландина Уфа Страх и ненависть тур Billy Idol Distemper Европейский тур Новосибирск Башкортостан Кирпичи Татарстан Таллинн Европейский тур 2019 MAXIMUMHAPPY 2013 ДК им. Горбунова Четыре таракана w/ Василий Лопатин Смех Ramones Night Tour Три 15 Швейцария Минск Свалка Russian Rockets Over Europe Tour Marky Ramone Премьера Лусинэ Геворкян Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Санкт-Петербург M24 Тверь МЭD DОГ R-Club Казань XXV лет: Лучший способ не стареть Смоленск Орёл Границы гетто тур Король и Шут Властелины Вселенной тур XXX лет: Право быть собой! Браво Ростов-на-Дону Рязань Ракеты из России ‘05 Доброфест Элизиум НАИВ Высшая школа панка Б2 СДК МАИ Тула 1.5 кг отличного пюре Наше Радио Ижевск 1991-2019 Лучшие из лучших Презентация альбома ГлавClub (Москва) Байк-фест Бригадный подряд Сила одного тур Екатеринбург Нашествие Европейский тур 2005 Marky Ramone and Tarakany! Приключения Электроников Киев Зеленоград Европейский тур 2011 Беларусь Германия Планетарий MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Украина Эстония Удмуртия Ульи Лужники Порт (812) Червона рутта Иваново Точка Нижний Новгород Ярославль Ramones Лампасы Творческий вечер Акустика: Полный привод Der Steinkopf The Power of One Tour Челябинск Барнаул Пермь