Дмитрий Спирин: «Сейчас у нас значительно больше опыта и понимания того, кто мы такие есть»

Раздел: 2018

В октябре 2003 года вышел альбом, который быстро стал большим хитом среди любителей отечественного рока и панк-рока. Седьмую пластинку группы «Тараканы!» «Улица Свободы» не знал наизусть разве что ленивый, а многие треки с неё на долгие годы осели в репертуаре любителей попеть под гитару (интересно, что сам Дмитрий Спирин придерживается другого мнения). Некоторыми эта концептуальная работа оценивается как одна из лучших в жанре, другие склонны ворчать, что «Улица» — вершина в творчестве Дмитрия Спирина и Дмитрия Кежватова. Очевидно одно: спустя 15 лет ни альбом, ни сами «Тараканы!» не потеряли своей энергии. И именно это помогло музыкантам решиться на творческую авантюру, причастной к которой оказались почти 200 человек.

Накануне выхода юбилейного трибьют-альбома «Улица Свободных» фронтмен и идейный лидер группы Дмитрий Спирин рассказал Eatmusic, как рождался музыкальный оплот дружбы, творчества и уважения; развеял некоторые мифы, касательно себя и истории панк-движения; а также поделился своими наблюдениями о слушателях группы.

— Почему для переиздания, переосмысления вы выбрали именно альбом «Улица Свободы»?
— Всё просто. В текущем, 2018 году, ему внезапно стукнуло 15 лет со дня выхода. Это общемировая практика — переиздавать знаковые или важные для артистов альбомы в связи с круглыми юбилеями с момента их релиза. «Улица Свободы» стала одной из наиболее любимых фэнами наших пластинок, поэтому мы были просто обязаны что-то придумать в связи с юбилеем. А так как всего пару лет назад этот альбом (впервые) был издан на виниле (в расширенной версии), то мы не видели другого выхода, кроме как изобрести какой-то нетривиальный ход. И он был придуман: перезапись всего альбома силами других артистов. По-моему, свежо.

— Кто из музыкантов работал над этим альбомом?
— Вот полный список: Louna, Useless ID, Порнофильмы, Wildways, SMEX, ПОРТ(812), Операция Пластилин, Йорш, Siberian Meat Grinder, Тени Свободы, Биртман, Дореволюціонный Совѣтчикъ, СД feat. Booker, Ravanna, Бездна Анального Угнетения, Экспедиция Восход, Antreib, Спасибо, Bicycle for Afghanistan, Sellout, Громыка, Казускома, Uratsakidogi, Болт69 feat. What We Feel, Vespercellos, Chase the Comet, Метель, Not a Single Break!, The Riot Gang, The Shockers, Desert Raiders, Жиробомба. Всего, как вы видите, 34 группы / исполнителя, записавшие 32 трека.

На самом деле, на оригинальном альбоме — 14 песен, плюс одно попурри на песни с будущего (на тот момент) альбома и одна не вошедшая песня. Мы не хотели включать эти два трека в проект «Улица Свободных», поэтому по первоначальному плану у нас должно было быть всего 14 групп. Однако, уже наши первые аккуратные поползновения и предложения относительно участия в проекте спровоцировали такой интерес со стороны самых разных артистов, что нам не только пришлось вернуть эти два трека в список, но ещё и удвоить их общее количество. Таким образом, у нас получился двойной релиз. На первом диске — кавер-версии в стилях, более или менее находящихся в русле звука и аранжировок оригинальной пластинки. А на втором диске — тот же самый набор названий, только уже в самых разных стилях и жанрах. У нас не было групп, чьи версии мы бы отвергли — это не был смотр-конкурс, это должно было быть авторским видением песен, которые, как предполагается, когда то повлияли на этих музыкантов.

— Как вы выбирали группы для участия в этом проекте? Как они выбирали песни?
— В первую очередь, мы предложили это сделать тем группам, про музыкантов которых мы точно знали из дружеских бесед или их интервью, что альбом «Улица Свободы» группы «Тараканы!» был, остаётся для них чем-то важным, значительным, влиятельным. Во вторую очередь, это были музыканты, относительно которых имелись веские основания их в этом подозревать. В третьих, были симпатичные лично нам группы. У таких музыкантов мы исподволь (при помощи их менеджмента или записывающих компаний) выясняли их отношение к нашей группе в общем и альбому «Улица Свободы» в частности. И если оказывалось, что такое отношение есть, и оно позитивное, только после этого мы делали предложение принять участие в проекте. Группы выбирали песни двумя способами: те, кто были подписаны в начале — из всего треклиста. А те, кто были подписаны попозже — из того, что осталось.

— Как вы полагаете, «Много шума из ничего» сможет повторить его успех, собирать стадионы поклонников спустя годы?
— «Улица Свободы» не собирала стадионы. «Тараканы!» вообще никогда не собирали стадионы, а что касается тех наших пластинок, про которые можно сказать, что они тем или иным способом увеличили нашу массовую известность, то «Улица Свободы» явно не из их числа. На ней нет ни одного радиохита, ни одной песни, которая бы стала нашим очередным мейнстримовым успехом. «Улица Свободы» ценна другим и другим цепляет людей.

Что же касается альбома «Много шума из ничего», то это вообще — ненастоящий альбом. Это результат забавного эксперимента, прикол, не более. Ставить его в один ряд с нашими «номерными» пластинками можно только в том смысле, что он был записан, в, условно, «студийных» условиях (то есть не на концерте). Так что сравнивать эти две работы просто не нужно.

— Фронтмен панк-группы, не пьющий и не употребляющий наркотики вегетарианец — в 1990-е сложно было подобное представить. С чем связано, что это стало возможно в наши дни — дань моде на ЗОЖ или широкие взгляды?
— Я частенько встречаю мнение о себе, что я не употребляю алкоголь. Хотелось бы в самом начале ответа на ваш вопрос развеять этот миф. Я не являюсь трезвенником, чем не особо горжусь, но и стыдится тут нечего, все взрослые люди — можем себе позволить. Очевидно, что это мнение как-то само выросло из превратного представления большинства о том, что вегетарианство / веганство — это всегда часть так называемого «ЗОЖ». Но на самом деле это совсем не так. Среди моих знакомых вегетарианцев я не знаю ни одного, кто бы прекратил употреблять в пищу мясо по причинам заботы о собственном здоровье. Кстати, хочу также развеять ещё один миф — вредность мяса не доказана, а если ты желаешь похудеть, то без животного белка, как активного участника процесса метаболизма, тебе придется очень сложно.

Тем же, кто интересуется историей возникновения в панк-, хардкор-среде идей вегетарианства / веганства и стрейт эдж (то есть отказа от алкоголя и наркотиков), стоит чуть углубится в эту тему. Например, вам, возможно, будет интересно узнать, что первые панк- и хардкор-группы и музыканты, пропагандировавшие такие идеи, как веганство, отказ от насилия над животными, отказ от приёма препаратов, изменяющих сознание, появились в начале 1980-х. К концу десятилетия это стало очень распространенным явлением. А уж в те самые 1990-е, которые вы упомянули в вопросе — и вовсе общим местом. Вот лишь небольшой список панк-музыкантов, которые придерживаются зоозащитных взглядов и являются этическими вегетарианцами/веганами: Rise Against, Useless ID, Anti-Flag, Minor Threat, Goldfinger, AFI, Laura Jane Grace (Against me), Joey Ramone (Ramones), Mike Ness (Social Distortion), Russ Rankin (Good Riddance), Fat Mike (NOFX), Andy Hurley (Fall out boy), Billy Martin (Good Charlotte), Frank Iero (My Chemical Romance), Travis Barker (Blink 182), Moby и многие другие.

В панк-роке это идёт в основном не из идей ЗОЖ, а из соображений солидарности со всеми живыми существами на Земле, так как панк-рок, как свободолюбивая музыка / субкультура, говорит и о свободе не быть убитыми и съеденными, в том числе и для тех, кто не может за себя постоять, то есть о «братьях наших меньших».

— Вы чуть больше четверти века на сцене. Что за это время изменилось в шоу-бизнесе? Сочинять материал стало проще или сложнее?
— Насчёт изменений в шоу-бизнесе вам, наверное, стоило бы расспросить у его активных участников — тех, кто занимается этим примерно столько же, сколько мы музыкой. Ну, например, у Иосифа Пригожина или кого-нибудь типа него.

Что же касается сочинения материала, то, конечно, неиспользованных тем стало меньше, и это, в известной степени, затрудняет процесс сочинения новых песен. По крайней мере, для меня как основного (в группе) автора текстов. С другой стороны, сейчас у нас значительно больше опыта и понимания того, кто мы такие есть, что мы можем, а что нет. И это осознание как раз помогает.

— Поклонники бывают настолько же безумны, насколько изобретательны. Чего такого странного творили или дарили ваши почитатели?
— Вы знаете, мы достаточно обычная группа. На мой взгляд, мы несколько обделены тем, что называется фанатизм почитателей. Люди просто приходят на наши концерты порубиться, попеть хором, хорошо провести время, встретиться с друзьями, посмотреть нарядное шоу. Иногда мне попадаются на глаза паблики, посвященные корейским поп-группам. Из них легко можно узнать, что такое реальный фанатизм и идолопоклонничество. Мы совсем про другое.

— Если бы у вас была возможность поработать на одной сцене с любым, ныне живым или уже умершим музыкантом, с кем бы хотели сыграть?
— Если честно, мы не работаем на сцене. Не то что мы на ней прямо вот отдыхаем, как на диване или на курорте, но всё же работой наши концерты мы не называем и так к ним не относимся. Если же отвечать на ваш вопрос про других музыкантов, то у нас весьма богатый опыт выхода на сцену до или после весьма известных и авторитетных артистов. И я нахожу, что в этом нет ничего, о чём имело бы смысл говорить. Приехал, отыграл, свернул свой аппарат, посидел в гримерке, отдохнул, а тут уже и ОНИ приехали. Можно пойти посмотреть, как там они выступают. Вот, собственно, и все совместное выступление.

— Не только в нашей стране, но и на Западе с соблюдением авторских прав большие проблемы. Как вы относитесь к свободному скачиванию музыки?
— Хотелось бы, чтобы люди скачивали музыку свободно, но при этом, чтобы за это кто-то платил музыкантам. Кстати, откуда у вас ощущение, что на Западе есть такие проблемы? Ни разу не слышал ничего подобного от наших западных коллег.

— Некоторые музыканты запрещают на своих концертах мобильные телефоны, потому что это отвлекает и публику, и самих музыкантов. Ваше мнение по этому поводу.
— Мобильные телефоны на концерте не нужны. В удержании их рукой во время концерта нет не только какого-то смысла, но есть ещё и большой риск утратить дорогостоящее устройство. Мы не большие фанаты рассматривать себя на фото и видео, сделанных поклонниками на айфоны из зала — обычно на них мы получаемся хуже, чем в жизни. Для того, чтобы получить адекватное представление о том, что есть наш концерт, мы всегда оперативно выкладываем фото и видео, сделанные профессионалами.

— Кстати, помните ваш самый первый концерт? И самый крутой?
Самый первый помним. А самый крутой — нет. Иначе, как бы он мог считаться самым крутым?

— В свободное от собственной музыки время какую музыку слушаете? Что в плейлисте у «Тараканов!»?
— Разное. Рок, в основном. Разных сортов, типов и эпох. От древностей из 1950-х до актуальных релизов молодых артистов.

— Бытует мнение, что на смену панкам 1980-х сегодня пришли молодые рэперы. Что скажете по этому поводу?
— На смену панкам 1980-х, на самом деле, пришли панки 1990-х и 2000-х. А уж на смену нам пришли молодые рэперы. Думаем, на смену им придут более молодые рэперы.

— С годами ваша публика изменилась? Какая она сегодня? Кто слушал вас в 1990-е?
— Это примерно одни и те же слои населения. Частично они любят западный панк, поп-панк, частично рок с Нашего радио. Им от 16-17 (сейчас уже постарше, конечно), до, примерно, 35. В крупных городах их значительно больше, чем в маленьких. Парней больше, чем девиц. Как-то так.

— Что ждёт ваших поклонников 24 и 25 ноября? Программы на два дня разные?
— Поклонников ждёт концерт, а вернее два. А если ваш ресурс читают не только в Москве и области, то тогда — целых пять (16 ноября «Тараканы!» отыграли в Минске — прим. ред.). И да, мы постараемся сделать относительно разные сетлисты на двух концертах в Москве. Однако 100% отличие не обещаем.

Беседовала Анна Живаго

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Ярославль Russian Rockets Over Europe Tour Премьера Смех Европейский тур Байк-фест Екатеринбург Б2 Презентация альбома Свалка Таллинн Король и Шут Смоленск Зеленоград Точка Тверь Distemper Сплит-альбом Петрозаводск R-Club Европейский тур 2005 Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Казань Ростов-на-Дону Украина XXX лет: Право быть собой! Ижевск Уфа Лужники Браво Новосибирск The Power of One Tour МЭD DОГ 1991-2019 Лучшие из лучших Элизиум Удмуртия Высшая школа панка ГлавClub (Москва) Рязань Сила одного (тексты) w/ Василий Лопатин Тула Страх и ненависть тур Der Steinkopf СДК МАИ Эстония Лусинэ Геворкян Червона рутта Marky Ramone and Tarakany! Европейский тур 2011 Швейцария Нашествие Три 15 Барнаул Орландина Германия Челябинск Границы гетто тур Минск Четыре таракана Творческий вечер Marky Ramone Доброфест Billy Idol Орёл Иваново Ульи MAXIMUMHAPPY II Tour Воронеж Нижний Новгород Санкт-Петербург Татарстан ДК им. Горбунова Беларусь MAXIMUMHAPPY 2013 Башкортостан НАИВ MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Киев Приключения Электроников Ракеты из России ‘05 Пермь Наше Радио Лампасы Кирпичи Ramones Night Tour XXV лет: Лучший способ не стареть Ramones Бригадный подряд Краснодар w/ Дмитрий Кежватов Властелины Вселенной тур Сила одного тур Европейский тур 2019 1.5 кг отличного пюре Планетарий Акустика: Полный привод M24 Порт (812) Москва