Лидер группы «Тараканы!» Дмитрий Спирин: «Все глобальные метаморфозы на планете происходят из-за энергии одиночек»
Интервью от 23 апреля 2017
Панк-рок-группа «Тараканы!» с большим успехом показала «Силу одного» екатеринбуржцам. Музыканты привезли новый альбом на суд жителей третьей столицы. Концерт прошёл в клубе «Свобода». Перед выступлением корреспондент ЕАН пообщался с бессменным лидером тех, кто знает «лучший способ не стареть», — Дмитрием Спириным. Почему сильным мира сего не страшна ядерная война, превратит ли Дмитрий своё увлечение пивоварением в бизнес и с кем он хотел бы спеть дуэтом. Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в нашем материале.
О философии новых песен
— В песне «Сила одного» есть явный импульс к преобразованию этого мира. А что бы вы изменили в нём в первую очередь?
— Эта песня о том, что мир меняется, как я уже говорил, при помощи энергии одного. Глобальные изменения зачастую рождаются индивидуумами. Что касается меня, то сознательной работы по изменению окружающего мира я не веду. Не то, что меня он устраивает, но он такой, какой есть, и в нём приходится функционировать определённым образом. У меня нет никаких идей насчет изменения этого мира, кроме того, что я сочиняю песни. Они начинают звучать, люди их слушают и подпевают им и, возможно, это оказывает определённое влияние. Кто знает, может быть, оно когда-нибудь продемонстрирует какие-либо глобальные изменения.
— Сила одного — это сила Данко, который поведет за собой всех, или какая-то иная?
— Нет, концепт здесь немножко другой. Это, скорее, сила маленького зернышка, которое попадает в почву и, спокойно там находясь, через некоторое время вырастает в огромный дуб, который, в свою очередь, породит десятки тысяч таких же дубов.
На самом деле поднимается идея мощи персоны-одиночки. Мы все, как правило, живём в социуме и не верим в то, что в нас имеется эта сила. Скорее, мы ориентируемся в своих идеях на чью-то поддержку, на то, насколько эти идеи могут разделить другие люди. Насколько в своих инициативах мы можем рассчитывать на то, что они могут быть разделены кем-то ещё.
Все глобальные метаморфозы на нашей планете происходят из-за энергии одиночек. Труд того, кто это придумывал, поначалу казался бредом и чем-то невозможным. Через некоторое время эту идею начинал разделять ещё кто-то, потом ещё кто-то, и потом она становилась данностью.
— В песне «Ложь за ложь» поднимается, на мой взгляд, острая тема пропаганды. Особенно на строках «Ты не можешь слушать перестать и в кого покажут пойдешь стрелять». Как вы оцениваете российскую пропагандистскую машину?
— Она в отличном состоянии, просто суперском, смазанном и отлично отрегулированном. Но того, кто думает, сложно затянуть в это пропагандистское болото. Мыслящим людям трудно запудрить мозги.
— Вы не верите, судя по песне «Семь миллиардов», ни в «рай, который на небе», ни в «подземное адово пламя»…
— Все мы в процессе жизнедеятельности приобретаем эмоции положительные, но вдруг ни с того ни с сего обнаруживаем себя в полном блаженстве и состоянии, схожем с райским, или, наоборот, в диком и неописуемом неистовстве. То есть в состоянии, которое, по всей видимости, и характеризуется словом «адское».
Эта песня о том, что нет никакой необходимости ждать момента, когда мы лишимся своих физических оболочек и переместимся куда-то ещё для того, чтобы начать испытывать состояние рая или ада. И религиозные догматы тут используются в качестве усиления этой идеи. Для поэтической аллегории.
— В современном мире принято защищать секс-меньшинства. О ком поете вы в песне «За тех, кто в меньшинстве»?
— Эта песня, скорее, о том, что человек благородный, человек думающий, человек ответственный в ситуации, когда все скопом наваливаются на слабого, должен встать на его сторону, нежели чем присоединяться к тому самому большинству, которое всегда по большому счёту радо кого-нибудь ущемлять, осуждать и так далее. Я не готов, в данном случае, через запятую называть какие-то меньшинства, в частности сексуальные, в контексте этой песни. Песня больше о нравственном выборе, чем о конкретных субкультурах.
О политике, третьей мировой войне и пацифизме
— У вас есть песня «Пойдем на улицу!» и там говорится о Wi-Fi. Свободный доступ в Интернет не раз предлагали запретить. Как вам такая инициатива?
— Откровенно говоря, у меня нет никаких новых идей насчёт наших законодателей. Депутаты ведут либо целенаправленную работу по закручиванию гаек и ограничению дальнейших свобод, либо предпринимают нелепые попытки как-то позитивно повлиять на положение вещей.
— К большому сожалению, наша страна привыкла кичиться своим оружием. Бюджет тратит на вооружения и силовиков колоссальные средства. Чем это закончится?
— Я так полагаю, третьей мировой войной с использованием ядерного оружия.
— Но ведь если кто-то нажмет кнопку, то всем конец…
— Мировым элитам, думаю, нет. Они бункеры построили, при проектировке которых рассчитано то, что взрывная волна их не достанет. Думаю, что главные люди этой планеты уже давно всё предусмотрели.
— Вы известны своей пацифистской позицией. Какие фильмы повлияли на ваше мироощущение?
— Не помню. Спросите сейчас, какой фильм я смотрел последний, — я вам вряд ли отвечу. В фильме для меня главное то, чтоб он удерживал и затягивал. Конечно, в основном я смотрю иностранное кино. И это только потому, что я не делаю разницы между нациями, расами, странами, континентами и так далее. Россия, слава Богу, лишь одна шестая суши, и есть еще пять других, которые тоже производят интересный контент. Понятное дело, его смотришь в пять раз больше.
О Екатеринбурге
— Как журналист с фамилией Пивоваров не могу не спросить. Вы увлекаетесь пивоварением, и у вас есть песня «Много тёлок и пива». Нет желания открыть свой пивоваренный магазин, а песню использовать как рекламную? На екатеринбургский пивоваренный завод «Патра» приедете?
— У меня есть желание посещать абсолютно любое интересное производство. В особенности не массово известных марок. Это клёво, прикольно и классно для человека, изучающего пивоварение, то есть такого, как я. Хотя в последнее время я начинаю чувствовать наполненность этим своим увлечением и могу сказать, что начинаю отходить от пивоварения. И, соответственно, идея о магазине ни разу не посещала. То есть и песню «Много тёлок и пива» использовать в качестве гимна незачем.
— У нас в Екатеринбурге недавно появились улицы Веры и Надежды. А как вам название «улица Свободы»?
— Пусть будет. А её разве у вас нет? А вот в Москве она есть. Улица Свободы находится в районе Тушино, где я некоторое время жил.
— Были времена, когда группа «Тараканы!» появлялась в сериале «Счастливы вместе». Поделитесь воспоминаниями, как это было?
— Сцены всегда снимались в Москве. Никогда ничего не снималось в Екатеринбурге. Это были павильоны разрушенных фабрик и заводов в районе ВДНХ. Там снимали все серии. По сюжету дело было в вашем городе, а на самом деле всё происходило в столице.
Ярких воспоминаний не осталось. Единственное, что меня сильно удивило, — это специфика, с которой проходят съёмки телесериалов. Когда выясняется, что нужна многочасовая смена и много работы. И за эти часы снимается всего лишь пятиминутная сцена. Это поразительно, конечно. И ведь это даже не настоящий кинематограф, а всего лишь ситком. Всё было очень трудозатратно. Огромное число людей работает для того, чтобы три человека в кадре смешили других людей.
О творческой свободе и желаниях
— Вот вы «Тараканы!». Если говорить образно, то что является для вас своеобразной санэпидемстанцией?
— Честно говоря, я борюсь только с внутренними демонами. Всё остальное течёт и меняется. Сегодня один правитель, а завтра другой. Такой вот круговорот событий, происходящих в окружающем мире. Мы всегда остаёмся при себе, куда бы мы ни пытались скрыться, где бы мы ни хотели жить и так далее. От себя не убежать, и поэтому сложнее всего одерживать победу над самим собой.
— В ваших клипах много социальной пронзительности, например, в «Собачьем сердце». В нашей стране зачастую люди гибнут от того, что скорая не может приехать на вызов, так как люди элементарно не пропускают машины. На ваш взгляд, как можно с этим бороться? Может, у группы «Тараканы!» появится клип с таким сюжетом?
— Может, и появится. Для этого сначала нужно сочинить песню, к которой бы подошёл этот клип. Не уверен, что она есть у нас сейчас.
Что касается того, чтобы люди начали пропускать машины скорой помощи — у меня рецептов нет, нет советов. Все эти изменения лежат в плоскости глобальной. То есть должно что-то произойти с человеческим сознанием и эти сдвиги в конкретный момент должны обхватить некое большинство. И тогда это не станет следствием действия закона, а это будет последствием морального закона, закона внутреннего.
— Вы пели песни с Евгением Хавтаном из «Браво», Евгением Башкировым из ФК «Крылья Советов». С кем ещё хотите спеть дуэтом?
— С Игги Попом бы спел. Было бы очень неплохо.
— Когда вышел ваш альбом «Солидный панк-рок для солидных господ» с акустическими вариантами песен, я был удивлен. Ведь суть панка — в бескомпромиссном звучании…
— Название альбома ироничное. Это парафраз на цитату из книги Виктора Пелевина «Generation Пи». Там была фраза: «Солидный Господь для солидных господ». То есть идея оттуда. Мы отдавали себе отчёт в том, что многие так лучше воспримут эту работу. У нас есть привычка усиливать подобные вещи и доводить их до крайней степени.
Что касается этого альбома, суть творческой свободы в том, что ты хочешь делать. Если когда-то, двадцать пять лет назад ты ассоциировал эту идею со словом «панк», то это не значит, что через ещё двадцать пять лет ты должен наступать на горло собственным желаниям и делать пятое и десятое. И совсем неважно, как люди будут это воспринимать.
Если ты чувствуешь внутреннюю свободу, не стоит обращать внимание на мнения. При всём прочем огромное число кумиров на нашей сцене делают акустические записи, и всё это происходит не один десяток лет.
Беседовал Павел Пивоваров
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com