Дмитрий Спирин («Тараканы!»): «Я верю, что сила одного способна пробуждать изменения в мировом масштабе»

Раздел: 2016

С 5 по 8 марта группа «Тараканы!» проведёт беспрецедентную акцию, сыграв серию концертов в московском клубе YOTASPACE в честь своего 25-летия. В преддверии этого действа мы встретились с Дмитрием «Сидом» Спириным и обсудили с ним новости, сопутствующие концерту.

— «Тараканы!» всегда отличались плодовитостью, а в последние полтора-два года у тебя был творческий кризис. С чем он связан?
— 
Это абсолютно нормально для группы, которая существует столько времени, сколько наша. Особенно после того, как мы выпустили 18-типесенную пластинку MAXIMUMHAPPY — фактически формат двух долгоиграющих пластинок. Ничего нет странного в том, чтобы потом собраться с мыслями и сочинить одну песню, понадобилось несколько лет. Честно говоря, дело даже не в том, что ты делаешь попытки и ничего не получается, а просто не было желания. Творческий труд  тоже труд, и когда изливаешься так, как это произошло с «Тараканами!» в 2012-м, тогда необходим какой-то тайм-аут.

— В период творческих затиший одни творцы воспринимают это, как должное, другие — как Глеб Самойлов — мучаются и боятся, что этот канал перекроется навсегда.
— 
У меня похожая история. Когда, по разным причинам, оказывается, что всё-таки нужно садиться и чего-то сочинять (например, появляется большое количество мелодических идей), если я вдруг увидел, что канал не включился, и творчество не пошло, то начинаю испытывать панику очень похожую на ту, которую ты сейчас описал в случае с Глебом. Мне начинает казаться, что всё, отрезало, канал перекрыт, из этой бочки уже больше не черпнуть, и это ужасно. Но, в то же время, я могу по 2-3 года даже не вспоминать про сочинение новых песен и при этом отлично себя чувствовать.

— Песня «Что я могу изменить?» была первой ласточкой после подобного затишья?
— 
Именно так.

— Что послужило катализатором для её написания и воспринимаешь ли ты её как преддверие некоего нового этапа?
— 
Я не знаю насчет этапа. Наверное, мы это сможем проанализировать спустя какое-то время. Когда выйдет альбом, пройдёт несколько лет, мы сможем оценить эту песню с ретроспективной точки зрения. На данный момент она сочинилась первой. По её тексту понятно, что в качестве идей для неё послужили кошмарные, ужасные события, которые происходят сейчас в мире. Соответственно, мы приняли решение долго её не мурыжить. Можно ли говорить, что прочие свежие произведения будут в её духе? Наверное, да.

— Сегодня на пресс-конференции ты цитировал песню «Хватит о политике», и она, в принципе, из той же оперы.
— 
Возможно, но я всё-таки стараюсь различать песни, которые, грубо говоря, сочинены по серьёзке, и песни, в которых заложена ирония неважно, на кого она направлена.

— Но итог-то один!
— 
Согласен. Есть общие моменты, и они действительно прослеживаются в большинстве новых произведений. Так что если бы у нас не хватало материала, мы бы, наверное, переиздали бы «Что я могу изменить?» уже на долгоиграющем альбоме. Но так как новых песен у нас реально дофига, хотя на двойной альбом они всё-таки не натягиваются, мы решили пусть «Что я могу изменить?» пока остается синглом. Песня «Да здравствует Король!», которую мы обнародовали на днях, тоже, вероятно, останется интернет-синглом, а альбом выйдет уже без нее.

— «Что я могу изменить?» — это всё-таки риторический вопрос? С одной стороны, ты правильно сегодня рассуждал, что социальные проблемы человека настигают сами, и он не может остаться в стороне от политики при всем желании! С другой стороны, как только начинаешь думать о перспективе каких-то изменений в обществе, непременно упираешься в тупик.
— 
Я верю в то, что сила одного способна пробуждать массовые явления и изменения в мировом масштабе. Есть огромное количество научных исследований по этому вопросу и большое количество подборок фактов, которые доступны в интернете, опубликованы в научно-популярных исследованиях, когда инициатива, желание, эмоции одного человека провоцировали буквально за несколько лет огромные изменения и социальные сдвиги. Сейчас я навскидку не припомню, но мой любимый пример — это борьба с табакокурением в Америке. Любой из нас, кто сейчас находится в возрасте примерно сорока лет, помнят, что 15-20 лет назад Америка представлялась точно такой же курящей страной, как и любая другая. В любом кинце попыхивали, и вообще это дело ассоциировалось с Ковбоем Мальборо. Не прошло и двадцати лет, как эта нация практически полностью избавилась от этой напасти. И всё это произошло как некая инициатива, которая была сформулирована, подхвачена, распространена. Она проникла в ментальность нации на множестве различных уровней. И вот, к чему это привело. То же самое и борьба за разоружение. Конечно, в мире по-прежнему существует ядерное оружие, но всё-таки думали ли первые хиппи, которые подобные идеи начинали продвигать в своих песнях, что через 20 лет в 1985—1987 и позже в 90-е лидеры крупнейших мировых держав будут встречаться на самом высоком уровне для того, чтобы подписывать документы о разоружении? Я думаю, вряд ли. Ну и так далее. Так что я думаю, что вопрос, который задаётся в припеве песни «Что я могу изменить?», совсем не является риторическим или выражает собой какое-то бессилие. Это как раз попытка обратиться к нашему слушателю с тем, чтобы показать ему: ты, я, мы вместе. И если мы стоим на позициях добра, то точно что-то сможем изменить в этом мире.

— Отлично эта песня вписалась в сборник лучших песен «Тараканов!», выпущенный к вашему 25-летию. Чем, на твой взгляд, эта компиляция отличается от предыдущего знакового «бэста» вашей группы «Лучшее враг хорошего»?
— 
То издание всё-таки не было приурочено к юбилею группы. FeeLee его издавали, как и множество других релизов команд из своего каталога, к своему юбилею. Соответственно, и требования к этим релизам были особенные. Их не слишком на тот момент интересовали сборники, типа лучшего, они хотели, чтобы это были компиляции, но подвывертом. Поэтому у нас там была одна новая песня, 3 или 4 перезаписанных версии и только всё остальное — лучшее на тот момент. Но всё-таки, как ни крути, с тех пор прошло 13 лет, и мы выпустили множество альбомов. Причём, многие из них признаются широким кругом поклонников нашими лучшими релизами. До сих пор главные хиты с них не были скомпилированы ни на одном носителе. Это, пожалуй, основное отличие. Второе отличие — я сам занимался селекцией, мы сами занимались мастерингом. В общем, получилась ручная работа от и до — крафтовый сборник.

— Большинство периодов «Тараканов!» представлены в этом сборнике равномерно. Однако я давно заметил, что вы почти не исполняете песни из сравнительно недавнего альбома «Бой до дыр» на концертах. Проигнорирован он и на этом сборнике. Почему?
 К огромному сожалению, так получилось. На самом деле, альбом «Бой до дыр» нами абсолютно не игнорируется, мы иногда играем 2-3 песни с него. Скажу даже больше, практически каждый наш концерт заканчивается песней «То, что не убивает тебя» — главным хитом с альбома «Бой до дыр». Мы не включили ее в сборник, потому что в данном случае произошло стандартное недопонимание с соавторами. Жалко, ведь песня хорошая, и без нее сборник неполон, но тут уж ничего не попишешь.

— Зато, как я понимаю, с автором «Непогоды» Максимом Дунаевским проблем в этом плане не было.
— 
Как я понимаю, «Союз Мьюзик» договорился с ним через какие-то авторские сообщества — и достаточно недорого. Второй раз мы уже эту песню отмываем. До этого она была на альбоме «Четырёх тараканов» «Украл! Выпил?! В тюрьму!!!». Максим Дунаевский — вменяемый человек: сочиняет песни и с радостью получает за них вознаграждение от артистов, которые эти песни исполняют.

— Его отзывы о вашем кавере на неё известны?
— 
Нет.

— Почему, кстати, в своё время решили сделать именно её?
— 
Она готовилась для альбома «Украл! Выпил?! В тюрьму!!!» — нашего первого не D.I.Y.-релиза. На тот момент я уже был сотрудником фирмы грамзаписи FeeLee и был приглашён на день рождения главы этой компании Игоря Тонких. И там ему кто-то подарил сборник из разряда «песни наших любимых фильмов». Сейчас это, понятное дело, давным-давно отошедший в историю артефакт, а на тот момент это казалось чем-то свежим. Именно в тот момент слали выходить двойные, а иногда тройные сборники песен из старых советских фильмов. Это было оригинальное издание. Диск включили, и вдруг заиграла песня «Непогода». И это было просто озарение! Я подумал: «Ёлки-палки! Так ведь её, во-первых, можно очень круто переложить на рок-н-ролльный бит», сделать из баллады ровную двухголосую гриндееподобную, рамонсообразную песню. Во-вторых, я очень любил её в детстве, но вообще позабыл про её существование. Она мне нравилась даже больше, чем сам фильм «Мэри Поппинс, до свидания». Я вообще не большой фанат таких мюзиклообразных лент, где постоянно пляшут и поют. А сама песня очень клевая. На следующий я говорю пацанам: «Слушайте, давайте сделаем кавер». Они отвечают: «У нас уже есть один – „Фильм-фильм-фильм“». Мы начали делать «Непогоду», и долго сами не могли подобрать один важный переходный аккорд. Я обратился за помощью к Алику Исмагилову из группы «Ва-Банкъ», и он мне подсказал, что там нужно «си». Так эта песня появилась на пластинке «Украл! Выпил?! В тюрьму!!!». Кстати говоря, была ещё пробная версия для очередной части сборника «Учитесь плавать». Мы как-то тогда не думали, что кавер на песню из советского фильма поможет нам как-то с проникновением в мейнстрим. Через несколько лет эта тема станет настолько востребованной, что компания «Реал рекордс» придумает под нее целый проект «Детский сад! Штаны на лямках». В итоге оказалось, что мы всё сделали абсолютно верно, потому что очень многим симпатизирующим группе программным директорам было, в принципе, стремно нас брать в эфир с оригинальным материалом, а кавер — классный. Вот так мы попали на радио MAXIMUM сначала с «Непогодой», а потом и с «Дурной башкой». Получается, «Непогода» проложила нам дорожку для собственного трека.

— В ваших концертах 5-8 марта в клубе YOTASPACE примут участие множество спецгостей. Причины, по которым вы их приглашали, более-менее ясны. Но почему, например, день первый откроет группа «Порнофильмы»?
— 
Все, абсолютно все наши гости имеют опыт совместного с нами песнопения. Либо это люди, которые приглашали нас на запись своих песен, либо вообще у нас были совместные релизы (как, например, с «Кирпичами»), либо это люди, которые когда-то были гостями на наших песнях, либо музыканты, которые с радостью и без какой-либо стыдливости признают наше влияние на их творчество. «Порнофильмы» — группа, которая попадает аж в две категории из трёх названных. Во-первых, это группа, несомненно, моложе, чем мы, новая генерация. Владимир Котляров неоднократно упоминал, что «Тараканы!» — это группа, которая помогла ему выбрать этот жанр. Мы кумиры его детства или ещё как-то так можно сказать. Плюс я уже сам отметился в их песне «Молодёжный бунт» с альбома «Русская мечта. Часть 1». Также уже достигнута договоренность, что Вова поучаствует в нашей песне на новом альбоме уже «Тараканов!». Сбылась моя мечта: давным давно, с тех пор, когда я стал вегетарианцем со стажем, у меня возникла идея о том, что русская поговорка «Ни рыбы, ни мяса» обязательно должна быть обыграна нами в качестве названия песни (улыбается). Она во мне пожила-пожила-пожила несколько лет, и тут вдруг наконец родилась песня с припевам: «Нет смерти напрасной — лишь бы голод утолить. Ни рыбы, ни мяса мне не нужно, чтобы жить». Есть ещё более жёсткий вариант: «Нет смерти напрасной — лишь бы пузо поднабить…» Вова тоже оказался вегетарианцем, и его участием эту песню мы как раз и хотим записать. Но не только с его — я вообще решил, что вообще столь остро обсуждаемая и вообще вызывающая бурление… тема должна быть облечена в форму группового манифеста. Чтобы было понятно, это ни один, и не двое таких [идиотов], а целая тусовка. И я позвал на запись песни абсолютно всех моих друзей-вегетарианцев (а с некоторыми из них я специально на этой почве и познакомился) из различных музыкальных групп. Не всегда из панк-хардкор сцены — есть отдельные отщепенцы и за её пределами. Я надеюсь, что все они примут участие в записи этой песни, когда время придёт.

— Роль Евгения Хавтана в вашем концерте более-менее понятна… А как тебе, кстати, последние пластинки «Браво»?
— 
«Навсегда» я пока что, к сожалению, так и не послушал. Знаю, что там есть очередной ремейк нашей с Женей песни «36,6». А альбом «Мода» мне очень пришелся по душе. На примере этого альбома я лишний раз убедился в том, что зачастую восприятие песен как суперхитов людьми не зависит от того, сохранил или не сохранил ансамбль или автор свой талант. Просто очень часто песни, собранные на более поздних альбомах суперхитмейкеров в прошлом, не производят такое же сногсшибательное впечатление на людей только потому, что что-то изменилось в воздухе. Грубо говоря, это просто уже не та атмосфера. Альбом «Мода», конечно, включает в себя массу чудесных песен, которые сделаны абсолютно в духе «Браво» по всем ярчайшим канонам. Выйди эта пластинка в году 1997-м после «На перекрёстках весны», она была бы просто её идеологическим продолжением и дала бы группе огромное количество новых позиций в хит-парадах. А сейчас диск «Мода», мне кажется, не столь ярко прозвучал в медийном отношении. По-моему он дал пару новых хитов группе, но не более того.

— Но публика-то тем не менее приняла эти песни! На концертах «Браво» много молодёжи, которая с восторгом отзывается именно на свежий материал.
— 
Да, всё так. Но с «Браво» абсолютно отдельная история. Это тот самый случай, когда коллектив за всю свою предыдущую историю выстроил такой железобетонный фундамент своей популярности, что их теперь ничто уже не поборет. Уж больно много хороших песен! Запас прочности огромный, люди приходят на концерты и абсолютно точно знают, что новый альбом симпатичный, там содержится пара-тройка классных песен. (Это они так воспринимают, а мы-то с тобой можем всю пластинку считать таковой). Песни будут обязательно сыграны, но также будут сыграны и все суперхиты. Всё-таки «Браво», как и «Ногу Свело!», как «Чайф», как ещё десяток коллективов могут 2,5-часовой сет играть только из песен, которые на слуху у всех. Не надо быть поклонником такой группы, чтобы явиться на концерт и знать каждую песню. По большому счету, новый альбом можно уже и не записывать

— Видел тебя на днях на презентации клипа «Ногу Свело!» «Съешь моё сердце». Как тебе действо, клип, альбом и вообще форма нынешнего Макса Покровского?
— 
Ну, я здесь отмечаю для себя примерно ту же самую историю, что и с «Браво». Действительно, я был на этом самом корабле, смотрел на выступающую группу «Ногу Свело!», поражался тому, насколько это абсолютно то же самое, что и было всегда, и при этом, насколько то самое абсолютно воспринимается уже намного менее забавно, прикольно, свежо и динамично. То есть, грубо говоря, иногда вредно быть человеком, артистом и исполнителем, который имеет очень яркие отличительные особенности. Потому что если не находится внутренней необходимости, возможности и желания выйти за рамки вот такого Макса Покровского, то получаются произведения, про которые старые поклонники говорят: «Блин, ну это уже чего-то не то!». Они не могут это сформулировать, потому что видят, что по форме это как раз «абсолютно то». Вот прямо поставь это произведение на соседнюю дорожку с «Московским романсом» , и она там будет абсолютно органично смотреться. Но, блин, в 2016-м я не знаю… Особенно если за этим фанатским «чё-та не то» идет следом: «Я, наверное, вырос из этого». Ну, наверное, ты вырос, да. Наверное, я вырос.

Что касается презентации и того экшена, который там случился… Идея ярчайшая, но, к сожалению, с теми ребятами, с которыми я туда пришёл, мы в процессе пытались понять, что же такое нам здесь показывают. И мы домыслили это по-своему. Когда еще ничего не закончилось, мы подумали, что тот самый видеоклип на песню «Съешь моё сердце», который здесь презентуется, прямо сейчас и снимается. И, допустим, где-нибудь в бэкстейдже сидит десяток карликов-рабов-монтажеров, которые на компьютерах своими маленькими ручками немедленно собирают из тех камер, которые туда по супервайфаю передают материал, и тут же монтируют. А потом опа — Макса расцепили менты — и на экранах клип, который прямо здесь и сняли. Почему мы предположили, что это теоретически возможно? На самом деле, это не является технической фантазией. Мы не так давно были на одной свадьбе, где подобное кино (причём чуть более долгое по хронометражу, чем стандартная песня «Ногу Свело!») сделали не за 20 минут некоего экшена, но за пару часов. Теоретически это, в принципе, возможно. И мы, кстати говоря, подумали, что неплохо нам было бы перенять эту идею. Может быть, в скором времени и мы сделаем подобное. 

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Москва Беларусь Минск Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Эстония Точка Воронеж Орландина Сила одного (тексты) Ижевск Властелины Вселенной тур Тверь Тула MAXIMUMHAPPY II Tour The Power of One Tour Ульи Таллинн Европейский тур 1991-2019 Лучшие из лучших 1.5 кг отличного пюре Приключения Электроников Башкортостан Четыре таракана Удмуртия Украина Червона рутта Европейский тур 2005 Киев Бригадный подряд MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Нашествие Премьера Доброфест Страх и ненависть тур Der Steinkopf Russian Rockets Over Europe Tour Сила одного тур Ramones Night Tour Петрозаводск Ярославль НАИВ Наше Радио Планетарий Billy Idol Ракеты из России ‘05 MAXIMUMHAPPY 2013 Иваново Зеленоград Смоленск Татарстан Marky Ramone Барнаул Презентация альбома Акустика: Полный привод XXV лет: Лучший способ не стареть w/ Дмитрий Кежватов Браво Европейский тур 2019 Уфа Distemper w/ Василий Лопатин ГлавClub (Москва) R-Club XXX лет: Право быть собой! Казань Лампасы Свалка Санкт-Петербург Рязань Нижний Новгород Творческий вечер Пермь Лужники Екатеринбург Челябинск Смех Европейский тур 2011 Три 15 Кирпичи Новосибирск Элизиум Сплит-альбом M24 Порт (812) Байк-фест Ramones Границы гетто тур ДК им. Горбунова Высшая школа панка Швейцария Лусинэ Геворкян Marky Ramone and Tarakany! Ростов-на-Дону Германия Б2 МЭD DОГ СДК МАИ Краснодар Орёл Король и Шут