«Тараканы!» в Иванове: «В русском роке слишком мало секса!»

Раздел: 2016

Дмитрий Спирин — о том, почему «Тараканы!» всегда отличались от других групп.

Существует расхожее мнение, что панки — это невоспитанные и грубые существа, поговорить с которыми не о чем, да и вообще — близко к ним лучше не подходить. За всех панков говорить не берёмся, однако лидер группы «Тараканы!» Дмитрий Спирин оказался приятным человеком и очень интересным собеседником. В этом корреспондент 37.ru смог убедиться во время эксклюзивного интервью после выступления «Тараканов!» в Иванове. Предлагаем беседу Вашему вниманию.

— Вы 25 лет в музыке. Страна за эти годы изменилась кардинально, мир изменился не меньше. А изменились ли вы?
— В общем и целом изменились мы не особо, как мне кажется. Во всяком случае, так мне это ощущается. Хотя, наверное, судить об этом должен не я, а слушатели, потому что со стороны все же виднее. Что до меня, то я всю дорогу находился внутри этой кухни под названием «Тараканы!». Если и происходили какие-то изменения, то они происходили очень постепенно. Ступенчато. Примерно так же, как и человек растет и взрослеет — мы ведь каждый день, смотрясь в зеркало, не подмечаем ежедневных изменений, а потом вдруг оказывается, что на фотках десятилетней давности мы выглядим совсем по-другому. С музыкальными группами, наверное, похожая история. Но, как мне кажется, как я для себя формулировал 25 лет назад то, что мне в роке нравится, то зачем я на сцене, то, от чего я кайфую, и то, что я не приемлю — оно осталось примерно тем же и сейчас.

— И всё же, четверть века назад рок-музыка была властительницей дум молодого поколения, всевозможные «рок-панорамы» собирали стадионы, из певцов творили кумиров — в которых верили и за которыми шли. Сегодня музыка служит скорее для развлечения хипстеров, пришедших после офисного дня отдохнуть на концерте, а поэт в России теперь меньше чем поэт…
— Наверное, да. И, наверное, это не только в России… Мне кажется, что это во всём мире так сейчас случилось, что ценность рок-музыки как властительницы дум, как законодательницы мод, как определителя важных векторов значительно уменьшилась. Связано это со множеством факторов. В том числе и с тем, что появились другие музыкальные жанры, которые рубят «правду-матку». Но, думается мне, самое главное, от чего это произошло, — невозможно быть всё время на острие атаки. Потому что рок-н-ролл был нарушителем спокойствия поколения родителей аж с 1955 или какого-то там года, и понятное дело, что к тому моменту, когда первые детишки рок-н-ролла подросли и стали сами родителями (не говоря уже о втором поколении) эта острота значительно утратилась по естественным причинам. Но… Как случилось, так и случилось. Честно сказать, я нисколько не грущу по тем временам, да и «Тараканы!»-то особо их не застали. Уверен, что наши коллеги из предшествующей «волны» музыкантов — такие группы, как «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Алиса», «Кино» — это испытали. Что до нас, то в 1991—1993 годах мы были слишком юными, слишком начинающими, для того, чтобы почувствовать себя властителями дум хоть на какой-то более-менее длительный срок.

— Но панк-рок всегда был неразрывно связан с идеями протеста. Кажется ли вам уместным протестовать против чего-либо в сегодняшних реалиях, и если да, то против чего выступают «Тараканы»?
— Дело в том, что «Тараканы!» всегда были довольно своеобразной панк-группой. Мы вряд ли когда соответствовали существующим наработанным характерным догмам панк-рока, и законам-правилам, принятым в этой субкультурной среде. Даже в самом начале — в первые несколько лет существования группы мы никогда для себя не формулировали протестность как основной творческий посыл. Мы никогда не ставили бунт во главу угла, и если у нас и возникали песни, которые так или иначе касались острых проблем современности, то они возникали естественным образом, только потому что мы не могли смолчать. А в целом наша главная идея состояла в том, что русский рок — занудство, чересчур опирающееся на поэтичность и словоблудие. В русском роке слишком мало секса, драйва, агрессии и энергии. И мы ставили себя в оппозицию музыке отцов — для нас было принципиально быть непохожими ни на «Чайф» с «Машиной Времени» с одной стороны, ни на «Гражданскую Оборону» с другой. Мы хотели играть простые, динамичные, энергичные, незатейливые рок-песни о том, что по-настоящему волнует молодого человека, который в основном проводил время на улицах Москвы девяностых годов прошлого столетия. Оттого-то главными темами наших песен были наркотики, алкоголь, девчонки, желание веселиться, играть в рок-группе и так далее… Вот такими мы были и, отчасти, такими и остаёмся. Я не вижу особенных перемен, поэтому, если это и был наш протест, то он сохраняется до сих пор и до сих пор актуален. Если же это никогда не было протестом, то значит, «Тараканы» просто никогда не были протестной группой.

— В свое время у вас была очень интересная совместная работа с группой «Браво» — не возникает ли желания её продолжить?
— Немногие знают, что кроме песни «36,6» о которой вы говорите, и которую мы сочинили совместно с Евгением Хавтаном, на альбомах «Браво» существуют и другие наши совместные сочинения — «Плохой хороший злой», «Между Западом и Востоком». Мы с «Браво» связи не теряем, дружим, и время от времени планируем вновь заняться чем-то совместным. Мне всегда это очень интересно, но дело встаёт за тем, что я в значительной степени уже излился в своей авторской карьере и перестал быть таким же плодотворным автором, как в былые времена. Сегодня мне нелегко по щелчку пальцев выдавать материал не только для собственной группы, но и для друзей. Поэтому я, хоть и соглашаюсь, потому что мне очень интересны пробы себя в других жанрах, но у меня это не всегда получается. Или не всегда получается так ярко, как хотел бы того тот же самый Евгений Хавтан. Так что сейчас это всё реже и реже осуществляется.

— Из разговора о группе «Браво» мы плавно переходим к 60-м и винилу. Вы ведь коллекционируете грампластинки? А желания переиздать альбомы «Тараканов!» на этом модном нынче носителе у вас не появляется?
— Почему же? Просто ещё никто не знает — мы как раз недавно переиздали три самых ярких наших альбома на виниле. Это «Улица Свободы», «Страх и ненависть» и «Ракеты из России». Процесс переиздания остального бэк-каталога уже запущен и, что знаменательно, всё это происходит в год 25-летия «Тараканов».

— Во времена вашей юности, когда вы стали увлекаться музыкой, не было всевозможных гаджетов, Интернета и т.д, а если бы были, то это бы повлияло как-нибудь на ваше становление и творчество?
— Сложно оценить то, как влияет на карьеры юных музыкантов наличие гаджетов и соцсетей. Ведь раньше начинающей группе для того, чтобы донести свою музыку до более-менее узкого круга слушателей (я уж не говорю про широкие слои зрителей!) надо было проделать немало физической работы. Нужно было не только много выступать живьём, но ещё и выпускать альбомы. Мало того, что записать песни, но ещё и произвести физические носители, которые надо было каким-то образом донести до потенциальных покупателей и ждать какого-то выхлопа от этого и так далее… Сейчас всё вроде бы упростилось — ты делаешь запись и посредством соцсетей можешь донести её до огромного количества потенциальных слушателей. Но при этом в Интернете такое огромное количество музыкальной информации, что не совсем понятно, как слушателю понять, что ты классный и на прослушивание тебя стоит потратить время. Наверное, здесь нужно включать какие-то другие механизмы, которых пока нет. Само собой разумеется, что не в последнюю роль в этом всё-таки должна играть именно талантливость артиста, яркость создаваемого им образа.

— Вы далеко не первый раз выступаете в Иванове, удалось ли вам когда-нибудь погулять по нашему городу, как он вам?
— Представляете, я уже, наверное, десятый раз в Иванове и сегодня вдруг поймал себя на том, что так и не погулял по городу. Увы, обычно мы ездим туром. С дороги устаешь. Отоспишься и на сцену. После концерта — опять в дорогу. Поэтому могу судить не столько о городе, сколько о зрителях — публика у вас отличная!

Беседовал Константин Шаронин

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Точка Европейский тур 2019 Творческий вечер Нашествие Германия Пермь Billy Idol Зеленоград Ростов-на-Дону w/ Василий Лопатин Нижний Новгород Ramones Башкортостан Казань MAXIMUMHAPPY 2013 Ульи Приключения Электроников Москва Орёл Б2 Швейцария НАИВ Доброфест Четыре таракана Три 15 Уфа Высшая школа панка Сплит-альбом Свалка Эстония M24 Лампасы Distemper Der Steinkopf Ярославль Смоленск ДК им. Горбунова Браво Удмуртия ГлавClub (Москва) Бригадный подряд w/ Дмитрий Кежватов Европейский тур 2011 Границы гетто тур XXX лет: Право быть собой! Европейский тур 2005 СДК МАИ Татарстан Планетарий Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Акустика: Полный привод Russian Rockets Over Europe Tour Сила одного (тексты) Таллинн Marky Ramone 1.5 кг отличного пюре Рязань Минск Кирпичи R-Club Сила одного тур Байк-фест Киев MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Европейский тур Краснодар Новосибирск Санкт-Петербург Презентация альбома Червона рутта Тула Marky Ramone and Tarakany! Элизиум Ижевск Барнаул Ракеты из России ‘05 Петрозаводск Орландина Порт (812) XXV лет: Лучший способ не стареть MAXIMUMHAPPY II Tour Лусинэ Геворкян Премьера Король и Шут Беларусь Ramones Night Tour Лужники Екатеринбург The Power of One Tour Страх и ненависть тур Украина 1991-2019 Лучшие из лучших Тверь Иваново Наше Радио Воронеж Челябинск Властелины Вселенной тур МЭD DОГ Смех