«Доброфест» даёт дорогу молодым
Работа с молодыми коллективами — один из ключевых вопросов для фестиваля «Доброфест». Понимая, что для менее известной, но уже часто имеющей и опыт, и фан-базу, группы участие в столь масштабном событии — отличная стартовая площадка для выхода на большую аудиторию, чем у неё есть, — оргкомитет ежегодно посвящает этому вопросу немалое количество времени и ресурсов. В этом году к экспертам отбора, продюсеру фестиваля Сергею Силушину и лидеру группы «Тараканы!» Дмитрию «Сиду» Спирину, присоединилась и группа Noize MC в полном составе.
— Дмитрий, у вас тоже есть возможность сравнить ситуацию с прошлого года, когда вы также были одним из тех, кто отбирал молодёжь на вторую сцену фестиваля. Как ощущения?
— У меня есть достаточно чётко сформулированные общие впечатления и они достаточно радужные. Дело в том, что я обычно пользуюсь стандартной пятибальной системой для того, чтобы оценить эти самые видео, которые участники снимают для отбора. Я просто открываю вордовский документ и начинаю ставить оценки. И могу сказать, что из тех видео, что я уже посмотрел, а я их посмотрел уже больше сотни, я не поставил ни одной группе оценку ниже трёх. О чём это говорит? Что общий уровень достаточно хороший. И та функция, которая была сформулирована второй сценой «Доброфеста» в прошлом году — отбирать группы на вторую сцену по настолько жёстким критериям, чтобы это были артисты, готовые на следующий год выходить на первую сцену — сохраняется и в этом году.
— Какие ошибки чаще всего совершают те, кто претендует быть отобранными для участия в фестивале?
— Ну успех, он ведь состоит из огромного количества критериев. Кто-то видео снял не на самую лучшую песню, у кого-то жанр не совсем подходящий, а кто-то наоборот — играет в настолько стилистике заезженной, что для того, чтобы ухо зацепилось за музыку такой группы, там должен быть просто железобетонный хит, а у них песни слабоваты. Ну и так далее. Я бы не назвал это ошибками. Ошибок, на мой взгляд, в принципе на человеческом пути нет. Каждый живёт своей жизнью, идёт своим индивидуальным жизненным путём, и если мы делаем ошибки на своём пути — они наши собственные ошибки и их нужно воспринимать как пройденные уроки — выучили или не выучили? Что касается молодых музыкантов и конкретно тех, о которых мы говорим в связи с отбором на вторую сцену фестиваля «Доброфест», то тут скорее не ошибки, а отсутствие какого-то одного из важных факторов. Ну, например, даже классная гениальная песня, если она сыграна музыкантами, которые плохо звукоизвлекают — то она просто не прозвучит и она не будет услышана. Ни для уважаемого жюри, ни для зрителей на поле. Наоборот, отличные музыканты, классно записанные, играют ништяк, но песня такая, что зацепиться не за что. А если вы её сняли для отборочного тура, то значит у вас всё остальные еще хуже.
— Может ещё мотивация неверная?
— Видео должно быть клёвое, с выдумкой снятое, песня должна быть клёвая, группа должна классно играть, ребята в кадре должны тоже играть не только на инструментах, но ещё и как-то подавать себя. Не удивительно, что таких артистов не так много. Но хорошо, что они есть.
— Не мешает отбору свой субъективный взгляд и влияют ли на решение собственные вкусовые предпочтения?
— Ну люди считают, что если артист определённую музыку играет, то он только её и слушает, находится в своем каком-то культурном болоте и Sex Pistols 25 лет из ушей не вынимает. На самом деле это не так. Я, допустим, большой меломан и достаточно разносторонний человек, и я могу оценить группы в большом количестве различных жанров — от даба, регги, рокстеди и ска до электронных жанров, от экстремальных металлических жанров до совсем мягкой и около-эстрадной музыки. Меня всегда впечатляло — есть у людей классная песня или её нет. А если она есть — насколько они её удачно подают. Насколько она будет слышна живьём на фестивале. Потому что мы всё-таки отбираем артистов не для того, чтобы подписать с ними контракт или не для того, чтобы их в перспективе пустить на радиостанции. У нас цель совершенно простая — сделать так, чтобы вторая сцена фестиваля работала, работала клёво, чтобы у неё была своя самоценность, чтобы публику она привлекала так же как и артисты, выступающие на другой сцене. И тут при отборе вкусовые личные пристрастия не при чём.
— Почему у нас так бояться допускать молодое новое в эфир?
— Это исключительно вопрос экономической целесообразности. Вот по какой-то причине есть такие территории на земле, где экономическая целесообразность связана с постоянным открытием новых имён, а мы такая территория, где любой программный директор скажет, что если я сейчас обновлю эфир на 20%, то я потеряю такой процент рекламодателей. Слушатель хочет проверенные имена, проверенные хиты, новое узнавать не хочет, оно ему немножечко ломает. Правда тут вопрос — что явилось яйцом, а что — курицей? СМИ приучили слушателя к такому подходу к музыке, и, соответственно, он уже по другому не может. Либо это действительно наша национальная черта такая — консервативность. На Западе индустрия нацелена на извлечение прибыли на придумывании трендов и их насаждении, у нас в принципе похожая история только с поп-музыкой. Потому что только поп-музыка имеет в себе достаточную коммерческую ёмкость. Хотя даже группа «Король и Шут» когда-то были начинающей группой, я прекрасно помню это время. И группа «Сплин» была начинающей группой. И чья-то смелость понадобилась, чтобы пустить их в эти эфиры.
— То есть, нужны… Миши Козыревы?
— Да, именно! Миши Козыревы нам нужны! Именно так. Миша делал то, что в итоге действительно открыло нам реально большое количество новых имён. Но. Не нужно грустить по этому поводу. Потому что не важно — играет «Наше радио» NoizeMC — он, слава Богу, появился и каким-то образом росток этот пророс и в виде огромного раскидистого дерева существует. И все счастливы. Да и не только NoizeMC, а вообще хип-хоп-сцена в частности проявилась.
— Какой выхлоп может получить молодая группа от выступления на фестивале? Как им нужно этим шансом пользоваться?
— Сейчас фестивали, типа «Доброфеста», остаются, пожалуй, единственным эффективным инструментом, для того чтобы группе выйти на большую аудиторию, чем маленький клуб. Будь я сейчас на месте молодой группы, которую отобрали для выступления на второй сцене фестиваля, которая верит в себя, у которой есть идеи, я бы сейчас сел и придумал всё для того, чтобы те, кто будет у сцены во время нашего выступления — запомнили бы нас навсегда.
— Чтобы вы посоветовали отобранной на вторую сцену группе?
— Я бы продумал свою программу до мелочей. Позанимался бы вокалом, порепетировал бы, выбрал бы самые крутые боевики для этого сета. В общем, «заморочился» и всё бы сделал для того, чтобы люди нас запомнили. Если бы у меня была возможность через неделю-полторы выступить с сольным концертом в тех местах, откуда наибольшее количество аудитории собирается на фестиваль — выступил бы. На выступлении на фестивале раздавал бы флаера. Потому что одно неизменно тащит за собой другое. Но только ты сам можешь этому способствовать. Если ты круто заморочился, придумал какие-то истории, выступил на фестивале ярко и у тебя достаточное количество поклонников, но у тебя нет странички на ФБ или в ВК, или сайта, и никто не может тебя даже элементарно «прогуглить», скачать песни, посмотреть видео — значит всё было бессмысленно. Всё это обязательно должно быть взаимосвязано.
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com