Дмитрий Спирин («Тараканы!»): «Способность рождать новые идеи слабо связана с курсом доллара»
В Минск популярная панк-группа «Тараканы!» приезжает регулярно. В преддверии очередного концерта, который состоится в столичном клубе RE:PUBLIC 21 марта, корреспондент AFISHA.TUT.BY узнал у лидера команды Дмитрия Спирина о том, как кризис в России влияет на рок-музыку, а также что стоит делать, если финансовые трудности затронули вас лично.
— Среди ваших слушателей много молодёжи. Каким вам видится обобщённый (хотя так трудно говорить) портрет сегодняшнего молодого человека в России?
— На этот вопрос не то что сложно, на него вообще невозможно дать ответ. Это примерно как попросить описать обобщённый портрет сегодняшнего человека вообще. Всё что можно сказать с определённостью, это только то, что среди современных молодых россиян есть представители обоих полов, у большинства из них по паре рук, ног, глаз и ушей, они состоят из плоти и души. На этом я, пожалуй, завершу своё описание современного молодого россиянина и порекомендую вам присмотреться к молодым белорусам. То, что вы увидите, примерно и будет ответом на ваш вопрос.
— Отличается ли как-то этот среднестатистический россиянин от слушателя вашей команды?
— Мне кажется, только тем, что достаточно большая часть слушателей «Тараканов!» может причислить себя к молодёжи уже с большой натяжкой. Мне самому сорок. Я не слежу за молодёжью, да у меня для этого просто нет ни доступных механизмов, ни желания. Такие же люди, наверное, как и все.
— Затронул ли кризис российскую рок-музыку и группу «Тараканы!» в частности?
— Первое, на что люди прекращают тратить деньги, когда их у них становится меньше, — это развлечения. Мы — рок-группа, мы продаём развлечения, пусть и очень своеобразные. Но для нашего зрителя поход на концерт «Тараканов!» — это развлечение. Ясное дело, что если у него не хватает на хлеб, то билет на концерт он уже не купит. Это происходит не впервые в истории страны и в нашей карьере, и я не могу сказать, что влияние кризиса не столь серьёзно отражается на нас. Нам пока что хватает на жизнь, а способность рождать новые идеи вообще слабо связана с курсом доллара.
— Есть у вас какой-то панк-ответ всем этим ростам курса доллара, сокращениям на работе и всему прочему?
— Не знаю про панк-ответ, но есть обычный ответ, житейский. Смысл его в том, что за падением всегда бывает подъём, кризисы мобилизуют, так что главное не расклеиваться, а садиться и придумывать.
— Под вашим патронажем в Москве проходит фестиваль MAXIMUMHAPPY FEST. Для чего и почему вам интересно проводить и участвовать в подобных мероприятиях?
— Всё то время, что мы считаемся в околопанковой тусовке востребованной и известной группой, к нам обращаются коллективы с просьбой помочь им продвинуться путём приглашения их выступать с нами в одних концертах. Когда таких групп набралось с десяток, мы в 1999 году организовали фестиваль «Типа… панки и всё такое!…». Сейчас у нас очередной подъём и группам снова хочется, чтобы мы взяли их играть на разогрев. Их опять больше, чем у нас есть сольных концертов, поэтому мы и решили организовать такой фестиваль, чтобы представить всех вместе в рамках одного вечера.
— Что вы думаете о том, что в эру соцсетей и YouТube по-настоящему талантливый музыкант может сам и без особого труда найти свою публику, просто разместив песни в интернете?
— Это прекрасная возможность. Жаль, что она работает только для бардов и рэперов. Все остальные (те, кому требуется ЗВУК, а значит, бюджеты на студию) простым размещением домашнего видоса не обойдутся.
— Недавно экс-лидер «Ляписа Трубецкого» Сергей Михалок в интернете бросил вызов русскому року и довольно жёстко высказался о лицемерии ряда российских рок-музыкантов. Как вы считаете, наличие или отсутствие гражданской позиции — это личное дело каждого?
— Начну с того, что лицемерие и отсутствие гражданской позиции — это не одно и тоже. Ты можешь не иметь никакой позиции и при этом быть честнейшим и благороднейшим человеком. Другое дело, что социальная обстановка в современной России накалена до такого предела, что радикальным горячим головам типа Михалка может начать казаться, что если ты никак не выражаешь эту позицию, значит, ты разделяешь официальную политику. А это не всегда так.
— Сегодня рокеры 80-х частично разделились по идейным соображениям: например, у Сукачева, Скляра они одни, у Шевчука, Макаревича — другие. Скажите, а так было всегда? Были у рокеров в 90-х — начале 2000-х идейные разногласия, споры о том, какой должна быть Россия?
— Мы не в курсе. Перечисленные вами музыканты — это другое, старшее поколение, и какие там уж у них были взгляды, когда мы под стол пешком ходили, нам неизвестно. Могу сказать лишь, что мы точно никогда не относились к тому типу музыкантов, которые всерьёз могли бы спорить о судьбах России. Для этого нас слишком сильно заботили девчонки, бухло, тусовки, рок-н-ролл и деньги.
— Если бы, как говорили в мультсериале «Южный парк», силой рок-н-ролла (в данном случае панка) вы бы могли изменить мир, то как бы это сделали? Каким бы вы хотели, чтобы он стал?
— Я об этом уже спел в песне «Улица Свободы».
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com