Дмитрий Спирин: «Мы стараемся выпускать песни, за которые нам не стыдно»

Раздел: 2014

Пока группа «Тараканы!» готовится к весеннему туру MAXIMUM GREATEST HITS TOUR, а их поклонники засматриваются новым скандальным видеоклипом на песню «Плохие танцоры» и оценивают свежайший, американский релиз Russian Democrazy, Musecube выяснил у фронтмена коллектива о старых и новых альбомах и о том, какие вопросы занимают его мысли, какие треки звучат на его «радиостанции мечты». Кроме того Дмитрий Спирин раскрыл нам основные кодовые фразы, использующиеся внутри группы «Тараканы!», так что теперь и вы посвящены в эту тайну.

— Здравствуйте, Дмитрий! 2014 год только начался, а вы уже успели порадовать поклонников американским релизом — Russian Democrazy. Чем обусловлен выбор названия для данного альбома?
— Совместно с лейблом мы долго думали о вариантах лаконичного и броского названия для нашего релиза. У меня, например, были такие варианты, как We Don’t Speak Americana Too, « Stronger Than Vodka, Better Than Sex. Но с давних времён, ещё когда прошло всего лишь каких-то 10 лет с момента, как Эксл Роуз объявил, что будущий альбом Guns N’ Roses будет называться Chinese Democracy, у меня возникла эта идея. Поначалу я примеривал её к группе Zuname, в которой некоторое время играл: у нас была песня «Китайский рок-н-ролл». И я предлагал подшутить как над Экслом, так и над всей мировой рок-общественностью, и назвать новый на тот момент альбом Zuname «Китайская демократия». Ребята меня тогда не поддержали, и идея осталась невостребованной. Зато потом, через 5 лет, пригодилась «Тараканам!» Мы изменили одну букву в слове DemocraZy, чтобы подчеркнуть, какой странный вид эта система государственного управления приняла в современной России. И, конечно же, тут не обошлось без желания отразить в названии нашу позицию по этому вопросу.

— Тем не менее, весь 2013 год и большая часть 2014 года связаны с вашей дилогией MAXIMUMHAPPY. В одном из интервью вы сказали, что MAXIMUMHAPPY — это кодовое слово, обозначающее, что всё хорошо. Наверняка, у группы с более чем 20-летней историей существования есть ещё слова-шифры?
— Да, таких слов масса. Скорее даже фраз. Например, фраза «yesbutno» на нашем внутригрупповом языке означает невысокий уровень владения английским языком. «Диджей» и «виджей» — специальное обозначение странных людей, которым всё время что-то нужно в нашей гримёрке. «Нам бы хотя бы в ноль выйти» — собирательное прозвище прижимистых промоутеров. «Отель „Атлаунтик“» — ироничное название дешевых гостиниц, куда нас иногда селят промоутеры типа «нам бы хотя бы в ноль выйти». «Шо то хуйня, шо это хуйня» — выражения для обозначения полного согласия с миром и предложенными обстоятельствами. «Ноль людей, ноль блядей» — слабый сбор на концерте. И множество прочих.

— В альбоме есть такой момент, что название и главный посыл песни не совпадают. Например, на первый взгляд название «Мешки с костями» могут вызвать неприятные ассоциации, но при этом песня, в общем-то, о великом значении любви. А «Плохие танцоры» могли бы поведать о несчастливой жизни людей, не умеющих двигаться под музыку, хотя у них как раз всё хорошо. Откуда такая контрастность?
— Не знаю. Я сочиняю песни уже очень давно, примериваю разные подходы и приёмы. Просто, когда что-то приходит в голову, кажется ярким и остроумным, то ты приносишь это в песню. На мой взгляд, это отличный приём: ты сбиваешь слушателя с ног, даёшь ему мгновенный контраст, путаешь его нарочно. Это очень клёво! Так действуют множество моих любимых авторов во всём мире.

— Если опираться на ваш двойной альбом MAXIMUMHAPPY, то песня и клип на «Любовь со 101 взгляда» представляют нам Дмитрия Спирина как весьма романтичного человека, а «Мусор» — отвязного панк-героя. Какая из этих противоположных сторон вам ближе?
— Ближе всего мне идея многогранности. Чему ближе планета Земля? Северу или Югу, Евразии или Австралии? Такая постановка вопроса кажется абсурдной, верно? А всё потому, что мы воспринимаем Землю как геометрическую фигуру без сторон, чем-то вроде неотесанного шара. Мне кажется, что люди точно также нелинейны. Мы, может быть, и не шары (хотя в идеале нужно к этому стремиться), но точно что-то вроде многогранников. В один и тот же день каждый из нас может быть романтичным и злым, любящим и скорбящим, энергичным и мстящим, добродушным и мёртвым. Всё это грани нашей человечности. Нет хороших и плохих, добрых и злых, правых и левых — мы все это всё и иногда даже одновременно. Точно так же и сочинители и исполнители рок-песен ничем от этой модели не отличаются, так как являются такими же живыми существами. Так что я — всё это и ещё сто тысяч разных «я». Это грани человеческой натуры, а совсем не противоположные стороны.

— А как вы понимаете, что настало время для записи и выпуска нового материала?
— Наступает день, когда кто-то из нас озвучивает идею, на тот момент уже витающую некое время в воздухе: «А не попробовать ли нам сочинить что-то новое?». И если оказывается, что все готовы втянуться в этот захватывающий процесс, то ещё через некоторое количество времени (в среднем может пройти от полугода до пары лет) у нас накапливается достаточно песен, кажущихся нам достойными. Мы отбираем лучшие из них, и тогда наступает чувство полной готовности к новой записи.

— В другом интервью вы поделились своим мнением, что музыкальным альбомам не нужна концепция, потому как современный слушатель чаще проигрывает в плеере отдельные песни, нежели пластинку целиком. Но для того, чтобы составить треклист альбома, всё равно нужно на что-то ориентироваться. Как этот процесс происходит в группе «Тараканы!»?
— Речь шла скорее не о концепции, а о самом формате: полнометражный, 12-15 песенный альбом, как в «старину». В нём, в общем-то, уже принципиальной необходимости я не вижу: с тем же успехом и даже с большей эффективностью артисты в современной индустрии могут выпускать (и выпускают!) один-два успешных сингла в год. И это позволяет им получать тот же эффект, за который раньше отвечали альбомы: фанаты получают новый материал от кумиров, пресса не забывает про группу, есть что предъявить промоутерам и фестивалям. А производственные затраты при этом в разы меньше. Когда «Тараканы!» выпускают полнометражный альбом, мы просто стараемся выпустить все песни, которые у нас есть и за которые нам не стыдно. Никакой концепции, никаких прочих ориентиров.

— Дмитрий, насколько вы открыты для дуэтов с другими музыкантами? Есть ли среди них такие, с кем бы вы вряд ли сотрудничали?
— Полностью открыт. Конечно, есть такие, с кем бы я вряд ли сотрудничал. Это, прежде всего, артисты, чьё творчество мне безразлично, никак не задевает, мимо которых я прохожу всю свою сознательную жизнь. А так, в первую очередь, мне важно, чтобы материал был органичным и песня хорошей.

— С 2002 года вы открыли для себя амплуа DJ, и на вечеринках Дмитрия Спирина звучит только та музыка, которую бы транслировала его собственная радиостанция. Итак, каков же репертуар радиостанции и как часто он меняется?
Так как я имею в виду, что это радиостанция классического рока (в моём понимании термина), то репертуар, естественно, обновляется не часто. Тем более, что и на моей «радиостанции мечты» есть треки, которые оседают в «плотной ротации», а есть такие, которые не проходят испытание временем и вниманием слушателей. Любому диджею (и рок-диджей не исключение), главным образом важно, чтобы люди дико отрывались на танцполе, чтобы танцпол жил, чтобы все люто радовались и жгли. К сожалению, одним трекам дано вызывать и поддерживать этот угар, а другим — нет. Поэтому, костяк тех хитов, которые поднимают из могил мертвых и загоняют туда живых, остается без изменений. Это главные шлягеры таких артистов, как Ramones, Kiss, AC/DC, Blondie, Billy Idol, Iggy Pop, The Clash, The Beatles, Buzzcocks, Metallica, Ska P, Rancid и прочих.

— Своя радиостанция у вас вроде как есть. А если бы вам захотелось стать, скажем, кинорежиссёром, о чём были бы ваши фильмы?
— Я бы хотел снимать байопики. Мне, скорее ближе кинематографические истории реальной жизни, чем «простая» жизнь, показанная в кино. Я бы снимал кинобиографии людей с удивительными судьбами, одновременно это были бы комедии.

— Иногда интересы людей быстро меняются, иногда — остаются на протяжении долгих лет. Какие темы или предметы до сих пор заставляют вас задуматься и не выходят из мыслей?
— Как всё устроено? Что значит «вечность» и «бесконечность»? Как устроен процесс сочинения? Как «что-то» происходит из «ничего»? Почему последователи самых мирных религий на Земле с таким остервенением готовы распинать своих братьев и врагов? Что значит «пустота есть форма, форма есть пустота»? Почему «кто спорит, тот говна не стоит», но при этом «в споре рождается истина»? И самое главное — как люди могли случайно (ведь у нас все происходит случайно, верно?) изобрести пиво?

— Дмитрий, у вас прекрасная устная речь: приятно слушать длинные, распространённые предложения. Такая речь присуща лекторам, учителям. И таковой опыт у вас был: например, рубрика «Школа Рока» в журнале BRAVO. Нет ли желания продолжать делиться с молодёжью и просто желающими своим богатым опытом?
— На мой скромный взгляд, умение внятно изъясняться должно быть присуще любому человеку. Это важный аспект нашего выживания в современном мире. Так что, если вы научились более или менее бесперебойно дышать, попробуйте постичь и эту нехитрую науку. Всем опытом, который у меня есть, я делюсь практически ежедневно. Например, прямо сейчас, отвечая на вопросы этого интервью, я в каждом ответе делюсь опытом. А иначе, откуда у меня могут быть эти ответы, как не из собственного (или чужого) опыта?

— На нашем портале musecube.org проходит голосование, по итогам которого будет составлена часть сет-листа предстоящего весеннего тура MAXIMUM GREATEST HITS TOUR. Какие песни из старых ваших альбомов вы бы хотели исполнить, но по каким-либо причинам давно этого не делали?
— О, таких песен масса! Ну, например, с самого первого альбома, я бы взял «Мне плохо с утра», «Мальчики-танчики», а «Четыре таракана» мы и так играем. С «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!» — «Ночь-день-ночь» и «Панк-рок-песня», с «Посадки нет» — «Выходной», с «Попкорма» — «365 дней».

— Спасибо за интервью! Желаем вам максимально счастливого тура!
— И вам!

Беседовала Юлия Домрачева

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Орландина Новосибирск ДК им. Горбунова Эстония Европейский тур 2005 Нашествие Татарстан Billy Idol Акустика: Полный привод Точка Страх и ненависть тур ГлавClub (Москва) Лампасы Ульи Ракеты из России ‘05 Сплит-альбом Орёл Червона рутта Тверь Екатеринбург w/ Василий Лопатин Презентация альбома 1.5 кг отличного пюре Сила одного (тексты) Германия Властелины Вселенной тур Зеленоград Воронеж Европейский тур 2019 Санкт-Петербург Границы гетто тур Казань Ижевск Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Иваново Тула Доброфест Челябинск Der Steinkopf Marky Ramone and Tarakany! M24 Сила одного тур Планетарий Творческий вечер MAXIMUMHAPPY II Tour w/ Дмитрий Кежватов НАИВ Ramones Кирпичи Лусинэ Геворкян Уфа СДК МАИ Москва Бригадный подряд Киев Башкортостан XXX лет: Право быть собой! Король и Шут Смех Таллинн Байк-фест MAXIMUMHAPPY 2013 Distemper Рязань Петрозаводск Ростов-на-Дону R-Club Б2 МЭD DОГ Наше Радио XXV лет: Лучший способ не стареть Три 15 Смоленск Лужники Браво Беларусь Барнаул Ramones Night Tour 1991-2019 Лучшие из лучших The Power of One Tour Пермь Европейский тур Швейцария Нижний Новгород Элизиум Краснодар Четыре таракана Marky Ramone Порт (812) Высшая школа панка MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Минск Ярославль Приключения Электроников Russian Rockets Over Europe Tour Удмуртия Свалка Украина Премьера Европейский тур 2011