Дмитрий Спирин: «Мы стараемся выпускать песни, за которые нам не стыдно»
Пока группа «Тараканы!» готовится к весеннему туру MAXIMUM GREATEST HITS TOUR, а их поклонники засматриваются новым скандальным видеоклипом на песню «Плохие танцоры» и оценивают свежайший, американский релиз Russian Democrazy, Musecube выяснил у фронтмена коллектива о старых и новых альбомах и о том, какие вопросы занимают его мысли, какие треки звучат на его «радиостанции мечты». Кроме того Дмитрий Спирин раскрыл нам основные кодовые фразы, использующиеся внутри группы «Тараканы!», так что теперь и вы посвящены в эту тайну.
— Здравствуйте, Дмитрий! 2014 год только начался, а вы уже успели порадовать поклонников американским релизом — Russian Democrazy. Чем обусловлен выбор названия для данного альбома?
— Совместно с лейблом мы долго думали о вариантах лаконичного и броского названия для нашего релиза. У меня, например, были такие варианты, как We Don’t Speak Americana Too, « Stronger Than Vodka, Better Than Sex. Но с давних времён, ещё когда прошло всего лишь каких-то 10 лет с момента, как Эксл Роуз объявил, что будущий альбом Guns N’ Roses будет называться Chinese Democracy, у меня возникла эта идея. Поначалу я примеривал её к группе Zuname, в которой некоторое время играл: у нас была песня «Китайский рок-н-ролл». И я предлагал подшутить как над Экслом, так и над всей мировой рок-общественностью, и назвать новый на тот момент альбом Zuname «Китайская демократия». Ребята меня тогда не поддержали, и идея осталась невостребованной. Зато потом, через 5 лет, пригодилась «Тараканам!» Мы изменили одну букву в слове DemocraZy, чтобы подчеркнуть, какой странный вид эта система государственного управления приняла в современной России. И, конечно же, тут не обошлось без желания отразить в названии нашу позицию по этому вопросу.
— Тем не менее, весь 2013 год и большая часть 2014 года связаны с вашей дилогией MAXIMUMHAPPY. В одном из интервью вы сказали, что MAXIMUMHAPPY — это кодовое слово, обозначающее, что всё хорошо. Наверняка, у группы с более чем 20-летней историей существования есть ещё слова-шифры?
— Да, таких слов масса. Скорее даже фраз. Например, фраза «yesbutno» на нашем внутригрупповом языке означает невысокий уровень владения английским языком. «Диджей» и «виджей» — специальное обозначение странных людей, которым всё время что-то нужно в нашей гримёрке. «Нам бы хотя бы в ноль выйти» — собирательное прозвище прижимистых промоутеров. «Отель „Атлаунтик“» — ироничное название дешевых гостиниц, куда нас иногда селят промоутеры типа «нам бы хотя бы в ноль выйти». «Шо то хуйня, шо это хуйня» — выражения для обозначения полного согласия с миром и предложенными обстоятельствами. «Ноль людей, ноль блядей» — слабый сбор на концерте. И множество прочих.
— В альбоме есть такой момент, что название и главный посыл песни не совпадают. Например, на первый взгляд название «Мешки с костями» могут вызвать неприятные ассоциации, но при этом песня, в общем-то, о великом значении любви. А «Плохие танцоры» могли бы поведать о несчастливой жизни людей, не умеющих двигаться под музыку, хотя у них как раз всё хорошо. Откуда такая контрастность?
— Не знаю. Я сочиняю песни уже очень давно, примериваю разные подходы и приёмы. Просто, когда что-то приходит в голову, кажется ярким и остроумным, то ты приносишь это в песню. На мой взгляд, это отличный приём: ты сбиваешь слушателя с ног, даёшь ему мгновенный контраст, путаешь его нарочно. Это очень клёво! Так действуют множество моих любимых авторов во всём мире.
— Если опираться на ваш двойной альбом MAXIMUMHAPPY, то песня и клип на «Любовь со 101 взгляда» представляют нам Дмитрия Спирина как весьма романтичного человека, а «Мусор» — отвязного панк-героя. Какая из этих противоположных сторон вам ближе?
— Ближе всего мне идея многогранности. Чему ближе планета Земля? Северу или Югу, Евразии или Австралии? Такая постановка вопроса кажется абсурдной, верно? А всё потому, что мы воспринимаем Землю как геометрическую фигуру без сторон, чем-то вроде неотесанного шара. Мне кажется, что люди точно также нелинейны. Мы, может быть, и не шары (хотя в идеале нужно к этому стремиться), но точно что-то вроде многогранников. В один и тот же день каждый из нас может быть романтичным и злым, любящим и скорбящим, энергичным и мстящим, добродушным и мёртвым. Всё это грани нашей человечности. Нет хороших и плохих, добрых и злых, правых и левых — мы все это всё и иногда даже одновременно. Точно так же и сочинители и исполнители рок-песен ничем от этой модели не отличаются, так как являются такими же живыми существами. Так что я — всё это и ещё сто тысяч разных «я». Это грани человеческой натуры, а совсем не противоположные стороны.
— А как вы понимаете, что настало время для записи и выпуска нового материала?
— Наступает день, когда кто-то из нас озвучивает идею, на тот момент уже витающую некое время в воздухе: «А не попробовать ли нам сочинить что-то новое?». И если оказывается, что все готовы втянуться в этот захватывающий процесс, то ещё через некоторое количество времени (в среднем может пройти от полугода до пары лет) у нас накапливается достаточно песен, кажущихся нам достойными. Мы отбираем лучшие из них, и тогда наступает чувство полной готовности к новой записи.
— В другом интервью вы поделились своим мнением, что музыкальным альбомам не нужна концепция, потому как современный слушатель чаще проигрывает в плеере отдельные песни, нежели пластинку целиком. Но для того, чтобы составить треклист альбома, всё равно нужно на что-то ориентироваться. Как этот процесс происходит в группе «Тараканы!»?
— Речь шла скорее не о концепции, а о самом формате: полнометражный, 12-15 песенный альбом, как в «старину». В нём, в общем-то, уже принципиальной необходимости я не вижу: с тем же успехом и даже с большей эффективностью артисты в современной индустрии могут выпускать (и выпускают!) один-два успешных сингла в год. И это позволяет им получать тот же эффект, за который раньше отвечали альбомы: фанаты получают новый материал от кумиров, пресса не забывает про группу, есть что предъявить промоутерам и фестивалям. А производственные затраты при этом в разы меньше. Когда «Тараканы!» выпускают полнометражный альбом, мы просто стараемся выпустить все песни, которые у нас есть и за которые нам не стыдно. Никакой концепции, никаких прочих ориентиров.
— Дмитрий, насколько вы открыты для дуэтов с другими музыкантами? Есть ли среди них такие, с кем бы вы вряд ли сотрудничали?
— Полностью открыт. Конечно, есть такие, с кем бы я вряд ли сотрудничал. Это, прежде всего, артисты, чьё творчество мне безразлично, никак не задевает, мимо которых я прохожу всю свою сознательную жизнь. А так, в первую очередь, мне важно, чтобы материал был органичным и песня хорошей.
— С 2002 года вы открыли для себя амплуа DJ, и на вечеринках Дмитрия Спирина звучит только та музыка, которую бы транслировала его собственная радиостанция. Итак, каков же репертуар радиостанции и как часто он меняется?
— Так как я имею в виду, что это радиостанция классического рока (в моём понимании термина), то репертуар, естественно, обновляется не часто. Тем более, что и на моей «радиостанции мечты» есть треки, которые оседают в «плотной ротации», а есть такие, которые не проходят испытание временем и вниманием слушателей. Любому диджею (и рок-диджей не исключение), главным образом важно, чтобы люди дико отрывались на танцполе, чтобы танцпол жил, чтобы все люто радовались и жгли. К сожалению, одним трекам дано вызывать и поддерживать этот угар, а другим — нет. Поэтому, костяк тех хитов, которые поднимают из могил мертвых и загоняют туда живых, остается без изменений. Это главные шлягеры таких артистов, как Ramones, Kiss, AC/DC, Blondie, Billy Idol, Iggy Pop, The Clash, The Beatles, Buzzcocks, Metallica, Ska P, Rancid и прочих.
— Своя радиостанция у вас вроде как есть. А если бы вам захотелось стать, скажем, кинорежиссёром, о чём были бы ваши фильмы?
— Я бы хотел снимать байопики. Мне, скорее ближе кинематографические истории реальной жизни, чем «простая» жизнь, показанная в кино. Я бы снимал кинобиографии людей с удивительными судьбами, одновременно это были бы комедии.
— Иногда интересы людей быстро меняются, иногда — остаются на протяжении долгих лет. Какие темы или предметы до сих пор заставляют вас задуматься и не выходят из мыслей?
— Как всё устроено? Что значит «вечность» и «бесконечность»? Как устроен процесс сочинения? Как «что-то» происходит из «ничего»? Почему последователи самых мирных религий на Земле с таким остервенением готовы распинать своих братьев и врагов? Что значит «пустота есть форма, форма есть пустота»? Почему «кто спорит, тот говна не стоит», но при этом «в споре рождается истина»? И самое главное — как люди могли случайно (ведь у нас все происходит случайно, верно?) изобрести пиво?
— Дмитрий, у вас прекрасная устная речь: приятно слушать длинные, распространённые предложения. Такая речь присуща лекторам, учителям. И таковой опыт у вас был: например, рубрика «Школа Рока» в журнале BRAVO. Нет ли желания продолжать делиться с молодёжью и просто желающими своим богатым опытом?
— На мой скромный взгляд, умение внятно изъясняться должно быть присуще любому человеку. Это важный аспект нашего выживания в современном мире. Так что, если вы научились более или менее бесперебойно дышать, попробуйте постичь и эту нехитрую науку. Всем опытом, который у меня есть, я делюсь практически ежедневно. Например, прямо сейчас, отвечая на вопросы этого интервью, я в каждом ответе делюсь опытом. А иначе, откуда у меня могут быть эти ответы, как не из собственного (или чужого) опыта?
— На нашем портале musecube.org проходит голосование, по итогам которого будет составлена часть сет-листа предстоящего весеннего тура MAXIMUM GREATEST HITS TOUR. Какие песни из старых ваших альбомов вы бы хотели исполнить, но по каким-либо причинам давно этого не делали?
— О, таких песен масса! Ну, например, с самого первого альбома, я бы взял «Мне плохо с утра», «Мальчики-танчики», а «Четыре таракана» мы и так играем. С «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!» — «Ночь-день-ночь» и «Панк-рок-песня», с «Посадки нет» — «Выходной», с «Попкорма» — «365 дней».
— Спасибо за интервью! Желаем вам максимально счастливого тура!
— И вам!
Беседовала Юлия Домрачева
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com