Дмитрий Спирин («Тараканы!»): «Мы мочим со всей дури, невзирая на внешние обстоятельства»

Раздел: 2013

Московские панк-рокеры «Тараканы!» красиво повзрослели, ничуть не сбавив при этом активности, — в этом году они выпустили двухчастный альбом MAXIMUMHAPPY, который записали в Германии при участии множества гостей — от американцев Anti-Flag и немцев Die Arzte до россиян LOUNA и Anacondaz. Теперь музыкальная палитра группы простирается от жёстких антиклерикальных панк-боевиков до любовных акустических баллад. В преддверии московской презентации альбома, которая состоится 12 октября в «ГлавClub», фронтмен «Тараканов!» Дмитрий Спирин рассказал «РР» о своём отношении к свободному скачиванию музыки в интернете, оппозиционных настроениях и дал несколько советов начинающим музыкантам.

— Вы впервые решили записаться за границей и выпустить двухчастный альбом. Как ты оцениваешь результат по итогам выхода обеих частей и прошедшего тура?
— По всем признакам — пластинка получилась, и всё, чего мы так или иначе ожидали, у нас вышло. Фэны в восторге, причем почему-то в особенности от второй части альбома, хотя поделены песни были практически наобум, а записывались все 20 треков в одну сессию. Тот опыт, который мы в итоге получили от самого процесса подготовки к записи, пребывания на студии в Дюссельдорфе и от полученного результата, уже говорит нам, что более писаться в России мы не будем. Пустая трата времени и сил. Всё равно звучать так же круто, как на этом альбоме, мы сможем, только записываясь за границей. В общем, мы довольны. Теперь мы знаем, чего мы на самом деле стоим, и никто больше не сможет нас смутить пустыми разговорами на тему — «русских рок-музыкантов как ни пиши, а всё равно «Чиж и Ко» получается». Мы узнали на собственном опыте, что это не так. И теперь, готовясь к нашему американскому дебюту, уже делаем это с осознанием кое-каких вещей, которые, как мы надеемся, помогут нам не выстрелить в молоко.

— Сейчас музыканты разделились на два лагеря — сторонников и противников свободного распространения музыки в интернете. Какую позицию занимают «Тараканы!»?
— Мы сторонники древнего правила: брать чужое без спроса — плохо. Мы имеем право сами решать, хотим мы свободно распространять наши песни в интернете или нет. И то, что кто-то нас этого права лишает, решая этот вопрос за нас, — неправильно. Мы — создатели. Мы — хозяева. Мы — правообладатели, если хотите. Обладаем правом. Правом решать, что и как делать со своим. Интернет — лишь механизм. Хорошо, что он есть. Если завтра я захочу выложить для свободного скачивания весь бэк-каталог группы — хорошо, что у меня есть такая техническая возможность. И плохо, что кто-то уже давно за меня решил, выкладывать его или нет. Я хотел бы распоряжаться результатами своего творческого труда исключительно по собственному усмотрению, в том числе в интернете.

— Есть мнение, что рок-музыка умирает и её постепенно вытесняет хип-хоп. Согласен ли ты с этим и ощущаешь ли это на себе? И как думаешь, почему в России не появляется новых рок-героев, популярных в масштабах всей страны?
— 
Хип-хоп был уже даже тогда, когда я был маленьким. Он был все 80-е и 90-е. Есть и сейчас. И, по-моему, рок-музыка вполне себе уживается с ним, иногда даже смешиваясь и создавая различные коллаборации. Так же, как она уживается с поп-музыкой, джазом, симфонической музыкой и прочим этнофолком. Другое дело, что сейчас такое время, время быстрых информационных потоков. А работать по схеме «утром в куплете, а вечером в интернете» себе могут позволить только рэперы. Производственный цикл в любой рок-группе намного более медленный, чем у рэп-исполнителя, который может за день сочинить и записать читку, биты, снять любительское видео на айфон на районе и выложить это всё в интернет. Получив на следующий же день 1500000 просмотров. У нас так не выходит: песня есть песня, и её необходимо вынашивать, репетировать, придумывать аранжировку, доводить до ума, писать демо, переделывать и так далее. Короче, при такой скорости актуальность утрачивается. И ничего не остается, как писать о вечном вместо сиюминутного. Просто нет другого выхода. Вот почему хип-хоп сейчас актуальнее рока. Однако новые популярные в масштабах страны рок-группы тем не менее появляются. На вскидку я назову группы, которые появились или стали большими за последние 10 лет: Lumen, LOUNA, Noize MC (которые в большей степени воспринимаются мной как рок-группа), Stigmata и «Ляпис Трубецкой», переживающие невиданный виток популярности.

— В своё время ты писал колонки в различные рок-издания, где давал советы молодым музыкантам: как правильно сделать афишу и распространять флаерсы, как рекламировать концерт и так далее. Что бы ты посоветовал начинающим группам сейчас в первую очередь?

  1. Не покладая рук заниматься на инструментах, и в особенности — вокалом, репетировать как можно больше, выступать настолько часто, насколько это возможно.
  2. Придумать название, одинаково звучное и простое как на русском, так и на английском. Заниматься английским языком, сочиняя внятные русские тексты.
  3. Постараться понять, есть ли в группе что-то уникальное, и прицельно начинать развивать именно эту сторону.

— «Тараканы!» всегда считались аполитичной группой. Тем не менее в последнее время тебя можно увидеть на протестных акциях, в социальных сетях ты также активно поддерживаешь оппозицию. Что для тебя изменилось? И есть ли конкретные политики, которым ты симпатизируешь? Как вообще мог бы охарактеризовать свои политические взгляды?
— 
«Тараканы!» были и остаются рок-группой, для которой важно сочинять песни о том, что по-настоящему беспокоит и волнует. Не уверен, что это называется быть «политически активной» группой. Лично для меня ничего не меняется уже 25 лет  с того самого момента, когда стало понятно, что за фотку Kiss в школьном портфеле и чуть отпущенные волосы уже никто никого из комсомола не выгонит. И с тех пор, как бы это смешно и наивно не звучало, личные гражданские свободы и демократические ценности — это то, что мне кажется самым важным. И когда их по-хамски подавляют, когда кто-то ни с того ни с сего принимается учить нас, как жить, и начинает говорить, что нам делать, то в таких ребятах, как я, просыпается естественное недовольство. В России нет знамен, под которые мы бы встали, но так как выбирать нам пока приходится только по схеме «лучшее из зол», на мэрских столичных выборах мы бы поддержали Навального. В качестве иллюстраций своих политических взглядов я процитирую один стих из «Дао Дэ Цзин»: «Лучший правитель тот, о котором люди знают одно — что он существует. Хуже тот правитель, которого любят и восхваляют. Ещё хуже тот, которого боятся. И последний — тот, кого презирают и кому противостоят…» Пока тот, «кого презирают и кому противостоят» будет у власти, у нас будет худший из правителей. Когда мы всего лишь только будем знать, как его зовут — это и будет мой президент.

— Ты взрослеешь, но есть ощущение, что на концертах «Тараканов!» совсем молодых людей гораздо больше, чем твоих сверстников. Как ты думаешь, почему так происходит? И как изменился твой собственный взгляд на панк-рок и панк-движение после тридцати лет?
— 
Совсем молодых людей было много ещё лет пять назад. И для нас, и для музыкантов таких же групп, как наша, это было даже небольшой проблемой. Типа мне уже тридцать, а им-то всё ещё семнадцать, как мне с ними находить общий язык, когда они не пережили ещё того опыта, который лёг в основу моих новых песен, а я знать не знаю, чем они там сейчас живут. Но оказалось, что на самом деле сверстники (или лучше будем их называть «ребята постарше») просто затаились. Несколько поколений бывших семнадцатилетних, которые в своё время перестали ходить на концерты таких групп, как наша, вернулись сейчас в возрасте под тридцать. Не знаю, что именно с ними было и что случилось потом. То ли они женились-разводились, брали ипотеки-отдавали ипотеки, покупали машины-продавали машины. Но самое главное: всё это время наши песни не были им созвучны. Как-то вот так у нас в стране считалось ещё до недавнего времени: кончилось детство — конец панк-року. А сейчас семнадцатилетних у нас на концертах не увидишь, у них свои герои. А плотные ребята и их оформившиеся подружки между двадцатью пятью и тридцатью — вот наш основной зритель. То ли наш панк-рок стал респектабельнее, то ли вырос зритель, которому как-то не западло сообщить коллегам по офису, что одна из его любимых групп носит название «Тараканы!», а в субботу он планирует идти на панк-концерт. Не знаю. Но вообще, конечно, молодых ребят ещё достаточно, и мы этому рады. Ведь помимо некоего ещё не пережитого ими опыта, который, как я уже сказал, мог лечь в основу песен, мы остаемся дико энергичной группой. Мы мочим со всей дури, невзирая на внешние обстоятельства. И энергетика эта — что-то очень молодёжное, юное, я бы даже сказал. А у нас в стране к тридцати годам из людей как будто дух исходит, такие все становятся обмякшие, рыхлые, безынициативные, неподрывные, что просто диву даешься. Так что вполне себе можно представить картину: такой вот полуспущенный шарик, заёбанный на работе, попадает на концерт своей любимой панк-группы, а вокруг молодняк скачет как ошпаренный. А у него уже ни на что нет ни сил, ни желания. Тут-то он и думает: «Ага, «Тараканы!» — это для детей». И идёт дальше смотреть футбол с пивом. Хорошо, что не все такие. А насчёт того, как изменился взгляд… Двадцать лет назад быть панком для нас означало:

  1. Быть в панк-группе.
  2. Не работать.
  3. Вести максимально ненапряжный образ жизни.
  4. Выглядеть.
  5. В меру сил противостоять несправедливости и беззаконию со стороны государства.
  6. Сочинять и исполнять весёлые и максимально бодрые песни о том, что на самом деле беспокоит.

Этот список я мысленно копирую под шапку «15 лет назад быть панком для нас означало…», «10 лет назад быть панком для нас означало…», «Сейчас быть панком для нас означает…».

Беседовал Геннадий Иванов

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Акустика: Полный привод Лампасы Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) СДК МАИ Ярославль Екатеринбург Барнаул Европейский тур 2019 Беларусь Ростов-на-Дону Германия Наше Радио Доброфест Бригадный подряд Европейский тур 2011 Сплит-альбом Европейский тур Нашествие Ramones Night Tour Европейский тур 2005 Червона рутта Marky Ramone and Tarakany! Казань Ramones Лусинэ Геворкян M24 Marky Ramone Лужники МЭD DОГ Новосибирск Татарстан Сила одного (тексты) Элизиум Смоленск Король и Шут Байк-фест MAXIMUMHAPPY 2013 1991-2019 Лучшие из лучших Орландина Точка Нижний Новгород w/ Дмитрий Кежватов Кирпичи Границы гетто тур Минск Творческий вечер Смех Тула Der Steinkopf Киев Сила одного тур Планетарий Петрозаводск R-Club Москва MAXIMUMHAPPY II Tour 1.5 кг отличного пюре Порт (812) Санкт-Петербург ДК им. Горбунова Три 15 Премьера XXV лет: Лучший способ не стареть Иваново Орёл Тверь MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 w/ Василий Лопатин Эстония Челябинск Б2 Краснодар Браво НАИВ Четыре таракана Таллинн Уфа Distemper Зеленоград ГлавClub (Москва) Billy Idol Страх и ненависть тур Ижевск Ульи Украина Свалка Ракеты из России ‘05 Приключения Электроников The Power of One Tour Удмуртия XXX лет: Право быть собой! Башкортостан Рязань Пермь Russian Rockets Over Europe Tour Презентация альбома Властелины Вселенной тур Швейцария Высшая школа панка Воронеж