Дмитрий «Сид» Спирин: «Немногие катаются на скейтборде и едят бананы в шортах»

Раздел: 2012

Интервью от 15 мая 2012

Группа «Тараканы!» справила в Ижевске свой 21-й день рождения, как и подобает панк-рокерам: громко, дерзко и при стечении большого числа гостей — от тринадцатилетних школьников до уже повзрослевших вместе с группой верных поклонников. После столь бурного праздника лидер «Тараканов!» Дмитрий «Сид» Спирин нашёл в себе силы ответить на наши вопросы.

— 21 год для рок-группы — солидный возраст. Другие герои впадают в маразм, скатываются в попсу. У вас же, судя по концерту, стало ещё больше драйва, музыка интереснее, тексты серьёзнее. Как так получилось?
— Спасибо. Ничто из вышеперечисленного не было сделано специально. Просто так идёт. Когда мы были моложе и мечтали играть в рок-группах, то никто из нас не хотел играть поп-музыку. Здесь вопрос в том, перерастает человек свои подростковые мечты, или они у него остаются прежними. В этом нет ничего плохого или хорошего. Это просто данность. У нас это так, у других по-другому. Свои подростковые мечты я полностью воплотил. Теперь просто получаю удовольствие от этого.

— У вас множество совместных проектов с совершенно разными коллективами: «Кирпичи», Сергей Михалок из «Ляписа Трубецкого», даже ансамбль «Браво». Как вы друг друга находите? Есть ли какие-то принципиальные, жанровые границы?
— С «Кирпичами» и Noize MC, например, мы играем в пограничных жанрах, поэтому друг друга знаем. В наших совместных проектах нет ничего удивительного. Что касается «Ранеток», которые делали бэк-вокалы на нашем альбоме 2006 года, то они тоже начинали как рок-группа. Мы познакомились на одном фестивале летом 2006 года в Подмосковье. Они тогда не были ещё очень известны, не было этого телешоу. Так что это тоже было не сложно.

С Женей Хавтаном из «Браво» мы познакомились в 1998 году. «Браво» и «Тараканы!» были приглашены поучаствовать в русском трибьюте Depeche Mode. На презентации проекта мы и встретились. Я им выразил респект, сказал, что в детстве их слушал, мама моя их поклонница. А они: «Мы вас сейчас послушали — вы классные!». Слово за слово, зацепились, начали общаться. Что касается каких-то моих персональных критериев, я даже не знаю, что сказать по этому поводу, их особенно нет. С кем бы мы не могли записаться или сделать что-то совместное? Наверное, с какими-нибудь фашистами, такими радикалами или типа того.

— А с кем из групп, поклонником которых вы были в подростковом возрасте, удалось выступить на одной сцене?
— Со всеми от кого я фанател, чьи постеры и записи у меня были. Мы играли с Sex Pistols, ездили в европейский тур с Марки Рамоуном из Ramones. Несколько недель мы были частью его группы. Открывали концерты Misfits, Stranglers, Toy Dolls, NOFX, Anti-Flag. Я делал интервью с Майком Нессом из Social Distortion и присутствовал в качестве спецгостя на их концерте в Норвегии. Со всеми этими панк-музыкантами мы могли тусоваться в гримёрке, бухать, смеяться, разговаривать, фотографироваться — всё что угодно.

— Расскажите про юбилейный клип на песню «Я смотрю на них». Как появилась идея спеть её с детским хором?
— Эта идея родилась в процессе подготовки к церемонии вручения премии «Чартова дюжина», где эта история была в первый и пока что единственный раз показана публике. Организаторы просили сделать артистов что-нибудь необычное. Они хотели этакого шоу. Мы сказали, что можем сделать песню «Я смотрю на них» с детским хором. Идея в том, что этой песне тогда исполнилось 10 лет. А в припеве поётся: «Я смотрю на эти лица, кто кем стал теперь, десять лет назад — десятый класс».

Получается уже те, кто выпускался тогда, когда была записана песня, могут петь её от своего лица. Поэтому решили эту идею обыграть, подчеркнуть. Подумали: почему бы не позвать старших школьников? Организаторы премии помогли в поисках. Не сразу, но в итоге мы нашли эту школу. С ней всё сложилось даже на символичном уровне: «Чартова дюжина» и музыкальная школа №13, у нас есть Коля Стравинский — и школа имени Стравинского, Crocus City Hall — и здание школы располагается через дорогу в одном районе Москвы. Тётенька-руководитель оказалась прогрессивной, песня ей понравилась. Она реально зафанатела. Приехали к ним с акустической гитарой, тексты распечатали. Их руководитель разложила по голосам. Пошло-поехало. Всё очень естественно получилось.

Видео мы сняли частично на репетициях, у них в школе, на репетиционной базе, а потом во время выступления. В результате одна девочка из этого хора стала звездой YouTube. Сейчас видео набрало уже более 100 тысяч просмотров и миллиард комментариев! Все признаются в любви этой «девушке с 47 секунды». Она там так смотрит в камеру, хотя ей всего 14 лет, и появляется в кадре на одну секунду. Какая-то магия в этом взгляде. Я не знаю как, но, возможно, это изменит её жизнь. Нужно проследить за её судьбой!

— А как вы попали в сериал «Счастливы вместе»?
— Я не знаю. Одно время в редакторской команде этого сериала работал кто-то — я даже не знаю кто — из нашей московской поп-панк тусовки. Не только мы снимались в «Счастливы вместе». По-моему, там снимались «Блондинка КсЮ» и Distemper. Мы же засветились в двух сериях: «Предки — в Тверь, панки — в дверь!» и «Сними, сними меня с забора». Нам просто позвонил наш менеджер и сказал, чтобы послезавтра мы ничего не забивали, нужно будет приехать туда-то. Сам процесс сериального производства — очень скучная и муторная история. В течение дня — с 10 утра до 10 вечера — люди снимают 5-минутный кусок 25-минутного эпизода. Серия снимается неделю. Всё это происходит в одном помещении. Специальные рабочие двигают туда-сюда картонные декорации. Всё идёт без репетиций. Поставлено на поток. Я бы даже сказал, спустя рукава. Текст учить не обязательно, надо просто говорить близко к нему. Микрофончик свисает, он может попасть в кадр, тогда — пересъёмка. И так далее…

— Лет десять назад вы говорили, что проблема отечественной панк-сцены в том, что есть несколько суперпопулярных групп, а остальные находятся в тени, даже если они очень крутые. Как с этим дела обстоят сейчас?
— Панк-рок вообще не популярная музыка. Даже на уровне молодёжного рока. Как раз лет десять назад музыка с приставкой «панк» была основным увлечением подростков-рокеров. Движуха была, какие-то сборники, фестивальчики. Андеграунд бурлил. Какие-то группы вываливались наружу. Попадали в мэйнстрим, на радио. Эта музыка была популярна. Потом пришло эмо, за эмо — A-ONE рок, сейчас — рэп. Панк-рок постепенно угасал.

Сейчас старшекласснику, который грезит выступать на сцене, вряд ли придёт в голову играть музыку в стиле Green Day. Скорее он будет хип-хоп сочинять с пацанами или играть какой-нибудь инди. По большому счёту, сейчас панк-сцены нет. То есть она существует на уровне политизированного анархического DIY-хардкора. Там действительно происходит что-то. Время от времени до меня доносятся оттуда, из подвала, какие-то визги, но специально не интересуюсь, поэтому даже названия групп не смогу сказать. Что касается поп-панка — этой сцены сейчас нет.

— И что — конец? Так и будет?
— Не знаю, не знаю. Дело в том, что в этой музыке не было никаких особенных черт, которые могли бы надолго задержать её. Она была слишком калифорнийской для России. Слишком безоблачной. Немногие по жизни занимаются тем, что катаются на скейтборде и едят бананы в шортах.

Если же брать какую-то социальную сторону панк-рока, то с этим сейчас намного лучше справляется хип-хоп. Он выразительнее. Там форма другая. Они опираются на слово. В одной песне спрессовано много-много информации. Мы не можем себе такого позволить: у нас три куплета, два припева, песня должна длиться 2,5 минуты. Как я могу рассказать в своей песне тоже, что Noize MC за семь минут? Быстро-быстро читает, много информации, шутки, рифма-рифма, игра слов. У меня просто песенная форма не подразумевает такого. Я не могу — да и все панк-музыканты — биться на поле остросоциальности и информативности. Поэтому фиг его знает — вернётся панк-рок или нет. Думаю, вернется, но в каком-то новом, скрещенном с чем-то виде.

— Судя по вашему сайту, вы всё-таки пытаетесь развивать поп-панк сцену — постоянно проводите конкурсы для молодых групп…
— Все эти конкурсы — моя личная инициатива. Делаю я их для того, чтобы показать, что есть другие формы музыкальной индустрии, что можно сделать что-то нестандартное, реализовать какие-то новые идеи. Меня музыка молодых групп особенно не интересует. Точнее я знаю, что среди ста групп прикольными будут одна-две. Остальное — шлак. Что делать? Так всегда было и будет.

— Помните переломный момент, когда вы из московской подпольной группы превратились в ансамбль, который «замещает» Ramones в европейском туре?
— Всё это происходило крайне постепенно. Эти шаги были настолько плавными, что подъём мы фактически не замечали. Порой нам казалось, что мы несколько лет топчемся на одной и той же ступени этой лестницы. Уже потом, когда оглядывались назад, видели — куда-то поднялись, чего-то добились.

— У вас остались соратники, друзья по панк-року, который были с вами с самого начала, или вы один такой?
— Есть парочка. Если говорить о музыкантах, то это группы Distemper, «Пурген», «Король и Шут», Чача, «Бригадный подряд». «Элизиум» из Нижнего Новгорода начали чуть позже, но тоже долго существуют по нашим меркам. Наверное, кого-то забыл.

Беседовал Иван Карачев

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Смоленск Смех Б2 Эстония Зеленоград Лампасы Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Marky Ramone Marky Ramone and Tarakany! Презентация альбома Границы гетто тур Татарстан Европейский тур 1.5 кг отличного пюре Удмуртия Беларусь Башкортостан Челябинск MAXIMUMHAPPY II Tour Ярославль Орландина ГлавClub (Москва) Billy Idol Европейский тур 2005 Байк-фест XXX лет: Право быть собой! Кирпичи w/ Василий Лопатин Краснодар Лусинэ Геворкян 1991-2019 Лучшие из лучших Нижний Новгород XXV лет: Лучший способ не стареть СДК МАИ Премьера Браво Сила одного тур НАИВ Приключения Электроников Лужники Воронеж Новосибирск Ростов-на-Дону ДК им. Горбунова Казань МЭD DОГ Бригадный подряд Акустика: Полный привод Четыре таракана Нашествие Творческий вечер Страх и ненависть тур Европейский тур 2019 Барнаул Екатеринбург Сплит-альбом Наше Радио Порт (812) Европейский тур 2011 Орёл Три 15 Тверь Германия The Power of One Tour Точка w/ Дмитрий Кежватов Пермь Планетарий Рязань Ramones Иваново Уфа Король и Шут Distemper Минск Элизиум Der Steinkopf MAXIMUMHAPPY 2013 MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Доброфест Властелины Вселенной тур Санкт-Петербург Сила одного (тексты) Москва Высшая школа панка Ramones Night Tour Швейцария Таллинн R-Club Червона рутта Тула Украина Свалка M24 Ракеты из России ‘05 Петрозаводск Ульи Russian Rockets Over Europe Tour Ижевск Киев