Тараканы в головах
Московская панк-группа отмечает 20-летие большим концертом.
Во фронтмене панк-группы «Тараканы!» Дмитрии «Сиде» Спирине есть что-то неуловимо московское по духу. Даже первое название группы было весьма характерным — «Кутузовский проспект», затем уже появились «Четыре таракана», в итоге превратившиеся в лаконичных «Тараканов!». Панк, бывший тридцать с лишним лет назад ярким проявлением эпатажа, сегодня — неотъемлемая часть культурного пейзажа: в музыке, в моде, в поведении. «Неделя» поговорила с Дмитрием Спириным о предстоящем юбилейном концерте «Тараканов!» и о месте панка в нашей жизни.
— «Тараканам!» — 20. А на сколько лет вы себя ощущаете?
— Мне кажется, мы сыграли первый концерт лет 5–7, максимум 10 назад. А мне самому не больше 25.
— Чем удивите в юбилейном концерте?
— Ожидается масса сюрпризов и гостей. Например, воссоединится группа «Четыре таракана» в оригинальном составе 1991 года. Состоится премьера нашего нового видео «Просто быть нормальным». Это сатирическое произведение, высмеивающее родительскую паранойю «не поступишь в институт — сдохнешь на помойке!» Сет-лист на этот раз — натуральный «глас народа». На нашем сайте состоялось голосование — из 200 были отобраны 35 песен разных времён. Ещё 4 новых трека мы добавили от себя, а для московского концерта обязательно добавим ещё пару-тройку вещей, связанных с появлением на сцене кое-каких наших дорогих гостей.
— Вы известны посетителям московских клубов и как DJ Spirin. Будет ли в «Арене» DJ-сет? Как вообще возникла эта идея?
— DJ-сет как отдельное представление не запланирован. Но ничто не мешает мне в охотку покрутить пластинки перед выходом группы на сцену, если я не буду занят чем-то более важным. Я играю как рок-диск-жокей около 6 лет, впервые это сделал по возвращении группы из японского тура, где мы сходили на панк-рок-дискотеку в Токио. Я играю с компакт-дисков песни любимых мною артистов в диапазоне от рокабилли и раннего рок-н-ролла до хеви-метал, ска, панк, регги, даб, 60-е, 70-е, нью-вейв, пауэр-поп, хардкор — короче, всё, что я люблю. Естественно, я отбираю знаковые хиты этих исполнителей или особенно крутые треки, способные поднять на ноги мертвого.
— «Тараканы!» сейчас — это вообще панк-группа?
— Мы — рок-группа с панк-корнями, панк-настроением, протестным зарядом в некоторых песнях и интересная некоторой части панк-аудитории.
— Способен ли меняться, мутировать панк-рок? Срастаться с другими стилями?
— Да, конечно, именно это и произошло за те 35 лет, что прошли после выхода первого альбома «Ramones». Теперь у нас есть ска-панк, сёрф-панк, рэп-панк, панк+метал-кроссовер, поп-панк, джаз-панк и прочее.
— Возможны ли панк-цирк, панк-театр?
— Уверен, что они существуют.
— Панк исторически связан с революциями и экстремизмом. Как вы относитесь к экстремизму в музыке? В искусстве? В жизни?
— Мне нравится, когда музыка (произведения искусства) будоражит, тревожит, волнует, не даёт уснуть. Какие именно при этом выбраны выразительные средства — не так уж и важно. Панк в 70-х устроил революцию в рок-музыке, и с тех пор на этой ниве взошло такое количество всходов, порой самых различных и к музыке отношения не имеющих, что диву даешься. Радикальные экологи, веганы, анархисты, антиглобалисты, ультралевые, антифа — все эти общественные движения вышли из панк-рока.
— Вы представляете себя на баррикаде? Что у вас в руках? Гитара? Какой флаг укреплен на этой баррикаде?
— В книге «Тупой панк-рок для интеллектуалов» я рассказываю как раз о такой баррикаде. Она была возведена около Белого дома в Москве в 1991 году — под чёрным анархическим флагом. В руках у нас были какие-то железки типа арматуры. Собирались с ними лезть под танки (улыбается). Отвоевали демократию, теперь одни этим гордятся, другие — печалятся.
— Вы москвич? Как оцениваете происходящее в городе?
— Да, я москвич. Что могу сказать? Здесь сконцентрировано такое количество людей, готовых за лишний замок в Австрии устроить нам ещё более весёлую жизнь, что жить из-за этих ребят становится почти невыносимо.
— Совместимы ли в жизни человека панк и бизнес?
— Серьёзный бизнес — типа того, который крутят-вертят серьёзные мужики на машинах со спецсигналами, — однозначно нет. Такого человека просто не поймет окружение. А всякая мелкая ботва, где ты сам себе хозяин, — да ради Бога!
— Как себя ведёт в быту «обычный» панк-музыкант?
— Спокойно.
— Что вы поёте дома?
— Песни. Иногда застольные. Как и все люди.
Автор: В. Волков
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com