Д. Спирин: «За многими процессами в разных областях жизни сейчас стоит политика»

Раздел: 2007

Интервью от 25 марта 2007

Группа «Тараканы!» — частый гость в Зеленограде. 25 марта они в очередной раз посетили наш город и выступили в клубе «Дебаркадер». Перед концертом мы пообщались с Дмитрием «Сидом» Спириным, бессменным лидером группы на протяжении уже почти 16 лет.

— Недавно «Тараканы!» отпраздновали свое 15-летие. Как прошли юбилейные концерты?
— Очень хорошо. По крайней мере, что касается отзывов и того, что я видел в Интернете — все довольны, публика в восторге. Оба дня клуб «Точка», где мы играли, был заполнен. Конечно, не всё вышло гладко, так, как мы хотели и думали, но, по большому счету, всё нормально.

— А 15 лет ты отсчитываешь с какой даты?
— На самом деле, конечно, нам следовало бы праздновать 16-летие. Потому что мы считаем с 1991 года, с первого концерта группы «Четыре таракана». Но так как мы 15-летний юбилей проебали, зажали даже, я бы сказал, немножко (ухмыляется), то мы всё-таки решили, что ладно, пускай будет 15-летие. Потому что покруглее, попривлекательней.

— Из новостей группы: последняя пластинка — «Властелины Вселенной», которая вышла в сентябре 2006 года. Кстати, такое совпадение: я так понимаю, что вы дружите с группой «Элизиум». У них пластинка называется «На окраинах вселенной».
— Да. Мы думали об этом.

— Это случайное совпадение?
— Ну, как тебе сказать? Мы придумали название, а потом смотрим: блин, у «Элизиума» похожее. Ну и ладно, оставим, что такого. Пускай будет, всё равно. Случайность это или нет — я не знаю.

— А с ними (с «Элизиумом» — прим. GNN) у вас всё нормально?
— Всё нормально, абсолютно.

— Даже после истории с вручением премии RAMP-2006? (Российскую Альтернативную Музыкальную Премию в номинации «Лучшая панк-группа года» получили «Тараканы!». «Элизиум» остался недоволен решением жюри, обвинил его в подтасовке голосования и пообещал на своем официальном сайте в дальнейшем бойкотировать RAMP, призвав к этому и своих поклонников — прим. GNN).
— Ха, они же тоже вменяемые пацаны, они понимают, что мы ничего специально не подстраивали и не делали.

— Как это вообще получилось? «Элизиум» были уверены, что они выиграют в этой номинации?
— Мало того, им администрация этой премии всячески намекала на это: «Ребята, приезжайте, вы нам нужны! Нам нужно, чтобы вы были в зале!». И на прямой вопрос: «Для чего? Нам что, что-то дадут?» двусмысленно намекали: «Ну, да, там есть для чего приехать». Поэтому они были уверены. Ко всему прочему, промежуточные итоги голосования отображались в Интернете, и можно было видеть, что они действительно там лидируют. Но почему так получилось — никто не знает. И на канале A-One, который организовывает эту премию, тоже никто не объяснил, почему так произошло. Ну, окей, если они считают, что всё нормально, всё честно — хорошо, мы взяли эту премию. Потом, правда, подарили пацанам.

— Подарили «Элизиуму»?
— Ну, не подарили, отдали.

— И на ваши отношения эта история никак не повлияла? Они же вывесили гневное объявление у себя на сайте, что RAMP они игнорируют теперь.
— Нет, никак.

— Расскажи про отношения в старой музыкальной тусовке. Вы общаетесь, допустим, с НАИВом? Дружите?

— Нельзя сказать. Мы не то, что дружим или не дружим, просто пересекаемся. Не поддерживаем отношений таких на бытовом уровне, между концертами и фестивалями.

— А вообще из того выводка, куста лабораторского (Московская Рок-лаборатория, из которой вышли «Ва-БанкЪ», НАИВ, «Четыре таракана», «Ногу Свело!» и многие другие — прим. GNN), с кем-то сохранились нормальные отношения?
— С «Ва-Банком» у нас хорошие отношения. Но всё равно это не дружеско-приятельско-бытовые отношения, когда ты можешь человеку в любой момент позвонить, «забиться» с ним в парке и сесть побухать. Это просто приятственные отношения, когда ты, встречая людей, рад им, они рады тебе, обнимаешься, «как дела?» и так далее.

— То есть, вы не просто здороваетесь?

— Нет, на фестивалях мы как раз можем и выпить. Отличные отношения с Аликом Исмагиловым из «Ва-Банка», с «Ногой» мы реже встречаемся. С Жаном Сагадеевым из E.S.T. я приятельствую. Кто ещё? С Валериком Скородедом («Монгол Шуудан» — прим. GNN) мы пересекаемся, с ним тоже нормально всё. В общем, на самом деле, почти со всеми всё окей.

— Я видел НАИВ на зеленоградском open air»в августе 2006 года и заметил, что и у вас, и у них музычка-то поменялась. От такого, грубо говоря, панка, «тупого», как ты сам писал в названии своей книжки, до рока, и даже до хардкора местами.
— Хардкор не хардкор, но, конечно, да, всё это так оно и есть, как ты говоришь.

— Сейчас уже нельзя сказать, что «Тараканы!» — это прямой панк?
— Нет. Этого уже нельзя было сказать, на самом деле, лет пять назад. В песнях абсолютно роковая структура, понимаешь, о чём я? Аранжировки, пение и всё такое. Не просто «как бы», а чтобы всё было ништяк. Поэтому — да, конечно, это не подростковый панк-рок.

— Вы много играли с иностранными музыкантами, западными и восточными. Что-то подобное планируете — концерты, сплиты (совместные альбомы — прим. GNN)?
— Нет, пока о сплитах речи не идёт, скорее, я подумываю всё время о том, как бы сделать так, чтобы кто-то из них сюда приехал, и «Тараканы!» с ними «шлёпнули». Конкретных имён я не хочу сейчас называть, потому что всё это на уровне лёгенькой, не напряжной переписки.

— Получается, что ты имел отношение к приезду многих артистов?
— В некоторых случаях — да, в некоторых случаях — был сторонним организатором. Факт наличия согласия «Тараканов!» участвовать в этих концертах позволял финансово выстраивать схему приглашения той или иной группы.

— Когда именно?
— Например, «Misfits», когда они играли в Лужниках, например, Марки Рамоун в 2003 году.

— Про Марки Рамоуна мы ещё поговорим отдельно.
— Mean Idols (Финляндия), SOBUT и Scream of the Presidents (Япония). Японцы — это вообще была исключительно наша инициатива, и мы всегда брали на себя все расходы. Кто ещё? Э-э… Не помню я, короче. Наверно, всё.

— А сами вы много выступали за границей, в той же Японии, в Европе? Как дела обстояли в прошлые годы, и как обстоят сейчас?
— Последний раз мы играли за границами СНГ в августе 2005 года, это было три концерта в Финляндии. С тех пор — ни разу. Как дела обстоят сейчас — невозможно сказать, потому что они никак не обстоят в этом плане.

— Гастролируете вы в основном по России и бывшим республикам СССР — Украина, Беларусь?
— Украина, Беларусь, Молдова иногда. В марте были в Казахстане.

— А как, интересно, прошли гастроли в Казахстане? Там же немножко особенный случай.
— О, это да. Да нет, ты знаешь, всё в порядке. Отдельная история вообще. Есть такие регионы, как например, Владивосток, и вообще Дальний Восток, в которых все механизмы — организация концертов, гастролей, внутренняя музыкальная культура, тамошняя локальная сцена — всё это немножко отличается от того, к чему мы привыкли в европейской части. Например, в Алма-Ате мы играли в рамках фестиваля, в котором также участвовали «Приключения Электроников» и «Король и Шут». Билет в пересчете на русские деньги стоил 1000 рублей. Что фактически нереально вообще в России. Мы один раз продавали тысячерублевый билет, было ограниченное количество билетов на VIP-места в «Точке» на 15-летие. А основной билет стоил 400. Мы были поражены. И это небольшое место, размером, как вот этот клуб («Дебаркадер» — прим. GNN). Казахов нет на концерте, только европиоидно выглядящие. Музыкантов и звукорежиссёров больше 20 человек, мы прилетели самолётом «Трансаэро» из Москвы, туда и обратно. То есть, там только билеты на самолёт стоили 10 тысяч долларов на всю нашу тусовку. И, тем не менее, каким-то образом у них существуют финансовые механизмы, при которых всё это отбивается, и возможно это организовать.

— Получается, сродни гастролям в дальних заграницах, основная часть аудитории — русскоязычная?
— На самом деле — да. Казахстан и Прибалтика — так оно и есть.

— Ну, и в Германии, наверное, так же? Организация — получше, а ходят в основном наши люди?
— Нет. Все наши туры и концерты в Западной и Восточной Европе мы всегда играли для панк и рок-н-ролл фэнов. Если к нам и захаживал какой-то эмигрант, поинтересоваться, который случайно где-то встречал рекламу, в которой было написано «группа из Москвы», но это был один человек из ста.

— Вы всё-таки работали на их аудиторию?
— Да. Мы ездим только по панк-каналам, или по каким-то подобным, не по эмигрантским.

— За эти 15–16 лет состав группы изменился практически целиком, не так ли?
— Несколько раз.

— Из оригинального состава остался только ты один?
— Да.

— Мне показалось, что со сменами состава и отношение к музыке, и само звучание стало более профессиональным.
— В том числе и такое влияние оказали эти многочисленные перемены. Но на самом деле, это всё-таки взросление, накапливание музыкального и исполнительского опыта, большой концертный опыт и так далее.

— Что ты слушаешь?
— Ой, много чего, начиная от классического рок-н-ролла 50-х и заканчивая музыкой типа экстремального рода металла. И всё, что между этим.

— Про Марки Рамоуна. Это была такая довольно авантюрная затея, но она получилась. Как это вышло? Я так понимаю, что всё началось с твоего знакомства с творчеством Ramones.
— Да, все началось с этого. Я был и остаюсь большим фэном Ramones, хотя уже не так часто слушаю их пластинки, потому что выучил все песни наизусть уже лет десять назад, наверное. Но, тем не менее, никогда в жизни невозможно было и представить себе, помыслить, или хотя бы как-то пофантазировать о том, что я буду на одной сцене играть с кем-то из них. И мало того, что на одной сцене — в одной группе. Произошло это таким образом: в 2003 году открывался в Москве новый музыкальный журнал Rockmusic.ru.

— Который недавно закрылся.
— Да, благополучно. И они на презентацию нулевого номера хотели организовать большой рок-фестиваль с участием какой-нибудь иностранной звезды в этом жанре. Они хотели позвать Марки Рамоуна с его тогдашней группой. Он после распада Ramones играл в трёх группах. Именно в тот момент, когда они приступили к переговорам, эта группа распалась. А Марку очень хотелось приехать в Россию, поэтому он сделал предложение: если у вас есть знакомые музыканты из какой-нибудь российской группы, которые знают, любят и могут играть песни Ramones — то, пожалуйста, нет проблем. Я приеду, и буду играть с ними сет Ramones. Я был хорошо знаком с редакцией Rockmusic.ru, я писал даже им тогда, и поэтому вопросов не возникало, что это за музыканты такие должны быть и так далее. Тогда это и началось. Когда он приехал в Россию, у нас было два концерта в Москве и один в Санкт-Петербурге. Он приехал, мы сделали эти песни, сделали репетицию, и собственно, сыграли три концерта, остались довольны друг другом, он улетел. А через год после этого мы встретились с ним в Европе и сходили на концерт Misfits, в составе которых он играл тогда. Мы поговорили о том, что неплохо было бы то же самое сделать в Европе, сделать тур. Он воспринял это весьма и весьма позитивно, дал команду своему европейскому агенту организовать нам такой тур. И в итоге ещё через полгода мы поехали.

— Таким образом, вы отыграли тур с барабанщиком Ramones.
— Да, именно так.

— При этом исполнив роль других Ramones.
— Фактически так оно и было.

— Есть похожий пример, бывший вокалист группы Can Дамо Судзуки, совершенно безумный человек, который вообще собирает в каждой стране разных музыкантов.
— Да-да-да, так делают очень многие люди, как выяснилось.

— А для нас тогда, для Москвы, для России это было достаточно ново. Далее: я знаю, что какие-то ваши песни вошли, или, может быть, войдут в телесериал «Молодые и злые». Можно об этом поподробнее?
— Я не смотрю телевизор.

— Прошла информация, что этот сериал немного политизирован.
— Я ничего не могу тебе на этот счет сказать.

— Я имею в виду движения «Наши», «Идущие вместе».
— А, вот как? Здесь история очень простая: на нашем последнем альбоме на трёх или четырёх песнях звучат клавишные партии. И мы привлекли для исполнения этих партий первого попавшегося человека, который нам в студии встретился. Это самый первый попавшийся человек, его зовут Сева Саксонов, просто приятель хозяина студии, на которой мы писали «Властелины Вселенной» и заодно, пианист и аранжировщик. Он нам тут же, за 5 минут наиграл все эти партии. Заинтересовался песнями, прослушал какие-то из них. Выяснилось, что он себе на хлеб зарабатывает тем, что является музыкальным продюсером на НТВ. Занимается тем, что насыщает различные сериалы, которые выпускает НТВ, песнями.

— Вопрос вот в чём: появление песен «Тараканов!» в таком сериале может повредить твоему образу нонконформиста. То, что там уши растут из продюсерского центра имени Владимира Владимировича Путина — это уже очевидно. Вы же почти никогда не участвовали в политических акциях?
— Да. У нас был один грустный опыт. Короче говоря, смысл в том, что, во-первых, мы не пестуем и не выпячиваем нонконформизм, я вообще считаю, что это неправильно делать. Это всё равно худо-бедно проявляется в твоей гражданской позиции, если она есть. Она должна проявляться в песнях. И это мы делаем иногда. Что же касается этих сериалов, я ещё раз говорю: мы не углубляемся настолько сильно, кто за кем стоит. На самом деле, за многими процессами в разных областях жизни сейчас стоит политика. Продвижение торговых марок на рынок, культурные мероприятия, открытие новой авиакомпании, всё, что угодно. Там либо политическое бабло, либо какое-то позиционирование, и так далее. Втыкаться во все это — можно с ума сойти. О том, что это сериал как-то пристегнут к путинской истории, я слышу впервые. И ещё раз тебе говорю, человек нам предложил: давайте попробуем вашу песню поставить — ну, давайте, конечно, нет проблем. На этом история этих песен в сериале для нас как для группы закончилась. Я телик не смотрю, у меня его нету дома. И сериалы не смотрю.

(Интересно, что после этого разговора с главной страницы официального сайта «Тараканов!» исчезла новость о том, что их песни будут звучать в сериале «Молодые и злые». Случайное это совпадение, или информация была принята к сведению — мы не знаем. Зато появилась новость о съёмках в другом сериале — комедийном ситкоме телеканала ТНТ «Счастливы вместе» — прим. GNN).

— Да, сериалы мало кто смотрит из вменяемых людей. И всё-таки какой-то роман с телевидением у вас происходит — клипы крутят на канале A-One.
— Не только на A-One. Да, кое-что есть.

— Это вам помогает или мешает?
— Чёрт его знает. Очень сложно сказать. Сейчас, в наступившую эпоху скоростного беспроводного Интернета, где каждый может устроить себе телевизор на экране монитора, какой угодно причём телевизор. Хочешь — ставишь клипы себе в любом порядке. По большому счёту, это конечно непринципиально. Ты снимаешь видео, по возможности подешевле, закачиваешь его к себе на сайт — и вот тебе, пожалуйста, все, кто хотят, его смотрят. Не совсем понятно, работает это как-то на группу или нет.

— Вы живёте концертами, как и подавляющее большинство наших музыкантов?
— Да.

— И даже альбом — это больше для самовыражения?
— Мы всё-таки стараемся оставлять из бюджета хоть что-то себе, по децилу, но не всегда это получается.

— То есть на пластинках вы особо не зарабатываете?
— Нам никогда не удавалось особенно зарабатывать на пластинках. Мы всегда до 70–75, а то и 80 % полученных денег тратили на производство. Мы всегда писались в хороших студиях, всегда подолгу, всегда пытались снимать видео, не забывая о побочных, казалось бы, мелких моментах. Таких, как дизайн, фотосессия, то, сё, мастеринг, хуястеринг, переделка сайта под новую пластинку, и так далее. Это тоже съедает деньги.

— Новейший по времени ваш релиз — это сборник mp3 «Редкие металлы»?
— Он ещё не вышел.

— Но он анонсирован у вас на сайте.
— Он вот-вот выйдет, типа, на днях.

— Я заметил в его трек-листе необычные вещи, такие, как Life’s a Gas T. Rex. Всё-таки, такая практика, как исполнение каверов у вас присутствует?
— Нет, это мы взяли и оцифровали 4 песни, которые были бутлегерски записаны в том европейском туре с Марки Рамоуном. Там Марки на барабанах. Очень хуёвого качества, кто-то писал на диктофон, на кассету, она потом как-то попала к нам. Но, тем не менее, были отобраны наилучшие по качеству звучания песни, и были как-то почищены.

— А из параллельных ваших проектов, какие существуют? Самый известный — это «Приключения Электроников».
— Я уже не играю в «Приключения Электроников». Причём достаточно давно.

— Но придумал-то их ты?
— Да, совместно с одним парнем.

— Как получилось, что ты из «Электроников» ушел? Это же твоя идея.
— Да, ушёл, причём достаточно давно, году в 2003–2004. Они уже две или три пластинки записали без меня. Так бывает иногда, что те, кто стоял у истоков, «сливаются» тоже. Там, в «Приключениях», возник некий момент лёгкой усталости… Ну, как тебе сказать? Мне всё это казалось каким-то юмором всё-таки. А потом там начался такой бизнес, что…

— Как мне кажется, первым движением в сторону «Электроников» был тот момент, когда «Тараканы!» записали «кавер» на эстрадную песню «Непогода».
— Тогда ещё всё равно не было мысли делать целую такую группу. Идея пришла чуть-чуть позже. Когда хотелось в каждом альбоме «Тараканов!» играть какую-то такую «Непогоду».

— Вы сейчас-то её играете? Или какие-то ещё чужие песни?
— Мы играем «Непогоду». Другие — нет.

— Что ещё происходит у тебя, помимо «Тараканов!»?
— Я играю ещё в группе «Цунами». Такая уже немолодая, задорная стрит-панковская группа из Москвы. Я играю там на ритм-гитаре. Это то, что касается исполнения живой музыки. Плюс ко всему я еще занимаюсь ди-джейством, играю как ди-джей.

— Это те самые рок-дискотеки Rock ‘n’ Roll Radio в клубе IKRA?
— Да, каждую неделю.

— Какова судьба твоей книги «Тупой панк-рок для интеллектуалов»? Она вышла на бумаге?
— Она вышла уже достаточно давно. Года три или четыре назад.

— Я читал отдельные главы в журнале Rockmusic.ru и встречал её текст в Интернете.
— Дело в том, что её издало не книжное издательство, а компания, которая занимается рок-атрибутикой. Она в итоге вышла очень плохо, качество исполнения плохое, люди жаловались, что любой экземпляр распадался, как только ты её открываешь.

— Вообще-то книжка эта — полезная для молодежи.
— Поэтому молодежь стала её целиком выкладывать в Интернет, качать.

— Вот в Интернете-то я её и видел. А то, что она выходила на бумаге — точно не знал.
— Выходила-выходила. Но лучше бы не выходила.

— Книга забавная, я был приятно удивлён. Хорошо, спасибо.
— Спасибо тебе.

Автор: Алексей Коблов

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Петрозаводск Швейцария Удмуртия Бригадный подряд Ramones Германия Планетарий Нашествие Ульи Беларусь w/ Василий Лопатин Billy Idol Б2 Минск Европейский тур 2019 Орландина Высшая школа панка Презентация альбома Лусинэ Геворкян R-Club Marky Ramone and Tarakany! Russian Rockets Over Europe Tour Байк-фест НАИВ Ростов-на-Дону Санкт-Петербург MAXIMUMHAPPY 2013 Акустика: Полный привод Наше Радио Эстония Три 15 Зеленоград Премьера Distemper Ярославль Точка Сила одного тур Тула Воронеж Ижевск Киев Иваново Лампасы Элизиум Екатеринбург Ramones Night Tour Свалка Смоленск Сила одного (тексты) Червона рутта Творческий вечер Таллинн Пермь Новосибирск Marky Ramone Башкортостан XXX лет: Право быть собой! XXV лет: Лучший способ не стареть Москва Порт (812) Европейский тур 2011 Челябинск Доброфест Король и Шут 1991-2019 Лучшие из лучших Сплит-альбом The Power of One Tour Европейский тур 2005 M24 Границы гетто тур Украина Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Тверь Der Steinkopf Четыре таракана Барнаул Татарстан w/ Дмитрий Кежватов Рязань ДК им. Горбунова СДК МАИ MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Нижний Новгород Лужники Орёл Смех Европейский тур 1.5 кг отличного пюре Казань Властелины Вселенной тур Приключения Электроников Страх и ненависть тур МЭD DОГ MAXIMUMHAPPY II Tour Браво Кирпичи ГлавClub (Москва) Ракеты из России ‘05 Краснодар Уфа