«Тараканы!» 15 лет
Частично это интервью было опубликовано на развороте буклета digipak-издания альбома «Острые когти и крепкие зубы».
Буквально несколько дней назад лучшая отечественная рок-группа (естественно, по моему мнению) двумя концертами в «Точке» отметила, ни много ни мало, свой пятнадцатый день рождения. Это событие собрало огромное количество публики, как московской, так и провинциальной. Но, к сожалению, не всем жаждущим удалось побывать на этих концертах. Среди последних фигурирую и я. И для таких как я, в первую очередь, это интервью. А уж насколько удачным получилось оно в «описательном плане», пусть решает каждый сам для себя.
— Привет, Дима! Ну, начну вот с чего: вы отыграли один из самых значительных концертов в своей истории на данный момент, проходивший, как известно, в «Точке» в течение двух дней. По горячим следам, расскажи о первых впечатлениях. Какие самые яркие, красочные воспоминания остались от концерта — празднования пятнадцатилетия? Всё ли из задуманного удалось воплотить? Расскажи поподробнее, что в этих концертах было особенного, чего не бывает на обычных концертах, то есть о сюрпризах.
— Не стал бы придавать этим концертам такое уж большое значение, или, по крайней мере, называть их «одними из самых значительных». Если честно, гастрольная поездка в город типа Алма-Аты, или куда-то, где мы не были ни разу за эти полтора десятилетия, лично для меня факт более значительный. Да, мощное промо (биллборды на улицах, всё как у «больших мальчиков»), пафос, дата, подготовка, всё такое, но, в любом случае, надо понимать, — Москва наш родной город, и он всегда будет относиться к нам как к своим. Большой победы здесь нет, вот что я хочу сказать. Что касается воспоминаний, то оба концерта прошли для группы крайне тяжело, напряжённо, нервно. Всё что я могу вспомнить сейчас — крики, опоздания, невыполненные обязательства, ощущение подставы в любой момент. Короче, внутри кухни всё это выглядело не слишком празднично. Остаётся лишь надеяться, что публике всё это было не слишком заметно. Ощущения лёгкости, приподнятости, позитива и тому подобного лично у меня не было, не успевало всё это возникать, как происходила очередная позорная накладка, и настроение падало вновь. Почти всё из того, что мы хотели сделать, было сделано. Что же касается необычных вещей, то, конечно же, в наших обычных концертах мы не можем позволить себе развешивать экраны, подвозить свой бэк-лайн, звать такое количество чудесных групп в гости, да и играть так долго.
— На концерте был организован телемост с поздравлениями от людей, не нуждающихся в особом представлении. Ещё раз, пожалуйста, для тех, кто не знает, назови имена поздравлявших. Как удалось «подключить» к празднику таких известных людей, как Боря Моисеев, например? Расскажи поподробнее, как организовывался этот «телемост». Были ли какие-нибудь трудности?
— То, что мы условно называем «телемостом», конечно же, является давно известным телеприёмом, когда сюжет снимается заранее, а реплики живого комментатора построены так, чтобы он как бы «общался» с записью напрямую. Мы думали повеселить ребят и себя, и многие от души посмеялись. Конечно, мы не хотели так уж прямо запаливать «подготовленность» «моста», однако изначально предполагали, что всё будет настолько шито белыми нитками, что ни у кого не возникнет подозрений относительно «прямоэфирности» этого дела. Что касается персон, то идея заключалась в том, что все рок-юбиляры последнего времени прорюхали фишку с видеопоздравлениями, и Шевчуки с братьями Самойловыми поздравляют теперь с экранов самые неожиданные ансамбли. Мы же не так давно посмотрели Бората, и решили применить его опыт, а именно: заслали «съёмочную группу» выдуманного телеканала на одну мощную поп-тусовку в Москве (с аккредитациями нам помогла хорошая подруга группы), где «репортёр» (работающий вне кадра) задавал всем, кого ему удавалось подловить в бэкстейдже, один и тот же вопрос — «Как вы относитесь к 15-летию „Тараканов!“»? Основная фишка была в том, что не важно как именно ответит человек: появление Началовой, Буйнова, Моисеева или типа того на экране в «Точке» во время рок-концерта уже само по себе — ништяк! Так что, в «эфир» пошли все те, кто согласился ответить на вопрос. Сложность возникла в одном: как назло, звук на наиболее кошерных персонажах не записался, поэтому решили всё-таки дать в «эфир» Моисеева, как наиболее культового, сделав вид, что спутник зашёл на тучу, и звук не слышен. Кроме поп-персонажей, снятых таким вот, полу пиратским образом, нас также поздравили кое-какие радио люди и рок-чуваки, некоторые из которых подтянулись в «Точку» лично. Поименно назвать всех не могу, так как сам я эти поздравления не видел. Надеюсь, что мы подмонтируем все видосы в концертный DVD, снятый на этих концертах.
— В каждый из дней планировалось порядка пятидесяти песен. Сколько песен прозвучало на самом деле? Были ли на концерте представители Книги Рекордов Гиннесса, и удалось ли побить рекорд на максимальное количество песен? И расскажи, пожалуйста, по какой схеме отбирались песни на каждый из дней?
— Чуть ниже я дам сет листы обоих дней, реальные, то, что было расклеено на сцене и в итоге сыграно. Рекорд нам зарегистрировать не удалось, потому что мы наткнулись на одну проблему — это стоит немалых денег, просто сам факт подачи заявки. А схема была проста: в каждом сете должны быть хиты, старые песни распределены примерно поровну, как по количеству, так и по значимости, примерно одинаково должен был быть представлен материал с «Властелинов Вселенной».
- Вечер мокрых маек
- Верните XTC на танцпол
- Диснейленд закрыт
- Кто-то из нас двоих
- Улыбайся
- Восклицания знаки
- Там, где руины превращаются в нас
- Властелины вселенной
- Отличные парни
- В печь!
- Крыса
- Мне плохо с утра
- Freedom / Farewell Majority
- Пиво на вино
- 1975
- Поезд в сторону Арбатской
- Тупой панк-рок для интеллектуалов
- Тупая свинья
- Много тёлок и пива
- Как в 3-й Quake
- Кто-то другой
- Русский рок
- Делай сам
- Границы гетто
- Причина для ненависти
- Улица Свободы
- Форева?
- Громче
- Я иду искать
- Она одна
- Старый новый день
- Новая кровь
- Стреляйте сами
- В полшаге от безумия
- Холод
- Дурная башка
- Я смотрю на них
- Позволь мне побыть одному
- Тишина — это смерть
- Спокойной ночи детки
Bonus - 10.000.000
- Blitzkrieg Bop
Superbonus - Панк-рок песня
- Новая кровь (DVD)
- Верните XTC на танцпол (DVD)
- Кто-то из нас двоих (DVD)
- Улыбайся (DVD)
- Анестезия (DVD)
- Мистер музыкальный критик (DVD)
- Послед песня об этом (DVD)
- Властелины вселенной (DVD)
- Жир
- Демоны внутри меня (DVD)
- Я тебя найду (DVD)
- Крыса (DVD)
- Мальчики-танчики
- Мне плохо с утра (DVD)
- Непогода (DVD)
- Панк-рок песня (DVD)
- Кто же теперь будет спать со мной (DVD)
- 1975 (DVD)
- Когда я куплю себе пистолет (DVD)
- Письмо к Бритни (DVD)
- Как в 3-й Quake
- Кто-то другой (DVD)
- Границы гетто
- Улица Свободы (DVD)
- Громче
- Я иду искать (DVD)
- Мамы молоденьких дочек (DVD)
- Стреляйте сами (DVD)
- В полшаге от безумия (DVD)
- Холод (DVD)
- Беги, Форрест (DVD)
- Я смотрю на них (DVD) + Кежватов
- Причина для ненависти + Кежватов, Прокофьев, Соловьёв
- Русский рок + Кежватов, Прокофьев, Соловьёв
- Не дай им добраться до нас
- Плохие девочки идут за сцену (DVD)
- Позволь мне побыть одному (DVD)
- Тишина — это смерть (DVD)
- 10.000.000
- Спокойной ночи, детки
Bonus - Вечер мокрых маек
- Blizkrieg Bop
Superbonus - Диснейленд закрыт
В сетлисте 23 февраля помечены песни, снимавшиеся для DVD, но сразу скажу, что войдут в окончательный релиз далеко не все помеченные. Просто снимали с запасом.
— Гостевых групп в итоге вы собрали достаточное количество. Расскажи о них и об их сетах поподробнее.
— 22 февраля, в первый день, играли «Три 15» и Distemper. Даже и не знаю, что сказать по их поводу. Обе группы мне нравятся, обе делают отличные записи и концерты, обе сыграли клёвые кавера на песни «Тараканов!». Выступили и в этот раз тоже круто, публика была в восторге. Сам я, правда, возможности нормально посмотреть на них не имел. Во второй день играли фэн-кавер банда, «Zuname» и Lady’s Man. По поводу вторых известно почти всё, что же касается группы без названия, то это были ребята, так или иначе выросшие и на нашей музыке в том числе. Лена Пинки, наша давняя подружка, из числа фэнов, ставших со временем друзьями группы, когда-то училась играть на басу у Лёхи Соловьёва, позже играла в группе «Ничего хорошего». Гитарист Лёва сейчас в «Тенях Свободы», это давний друг Санька Голого, также когда-то бравший у него уроки. Павлик, певец, также ходит на наши концерты лет пять-шесть уже, наверное. У него некоторое время назад была группа Ramrods, если я ничего не путаю. Девочка Оля на барабанах мне не знакома. Они сделали вполне себе уверенно пять наших старых каверов, и достойно открыли концерт. Мне было очень приятно. Они объединились в эту группу всего недели за две, специально для этого сета, много репетировали, и, блин, я считаю, что это и есть настоящий трибьют. По велению сердца, так сказать. Инициатива народных масс.
— На концерте прошёл сет с участием группы Lady’s Man, что, в общем-то, неожиданно. Как возникла идея пригласить их на концерт? Чья это инициатива?
— Инициатива, как и всё касавшееся постановочной части — моя. Мне хотелось, чтобы выступили все те группы, в которых экс-члены «Тараканов!» занимают лидирующие позиции. Lady’s Man выступили очень круто, Юра по-прежнему настоящая рок-звезда волосатых 80-х. Его подача на сцене — это что-то. Играют чёткий рок-н-ролл, особых Love Metal / Pop Gothic штук я не услыхал. Сыграли несколько каверов 1991/92 годов, ништяк взбодрили народ.
— Удалось ли тебе пообщаться с Лениным? Сильно ли он изменился за эти годы?
— Не особо. В принципе, мы все такие же, как и были. Он на бодряке, у него не так давно родился ребёнок, заряд у него прежний.
— Всем известна история ухода Дениса Рубанова из группы, и её последствия. Тем не менее, получил ли приглашение Рубан на этот концерт лично или его группа «ТушкА», в которой он сейчас поёт?
— Да, они были одной из планируемых групп, но незадолго до концерта стало известно, что они выступить не смогут по уважительной причине.
— Одним из «гвоздей программы», если можно так выразиться, были реюнион-сеты при участии членов «золотого состава» группы. Судя по всему, после распада старого состава группы у тебя с ребятами сохранились хорошие, а с кем-то и дружеские отношения, а это круто. Как прошли эти сеты? Почему так мало было сыграно песен в таком сочетании? Не ощущал ли ты какой-то особой реакции фэнов во время них: ведь ни для кого не секрет, что некоторые до сих пор не могут привыкнуть к тому, что Прокофьева, Кежватова и Соловьёва в группе больше нет. И поэтому у многих есть ностальгия по старому составу, а эти сеты «как бальзам на душу». Испытывал ли ты сам какие-нибудь особенные ощущения, эмоции во время этих сетов? Ведь в этом составе вместе был проведён не один великолепный год…
— «Золотой состав» воссоединялся только для одного выступления, во второй день, 23 февраля. Такое ограниченное количество песен было исполнено по простой причине — мы ничего не репетировали, всё было достаточно спонтанно. Что помнили хорошо, то и сыграли. Никакой особой реакции я не чувствовал, но на этих концертах я кроме напряжения вообще ничего не чувствовал. Хотя, конечно же, я сам на время этих трёх песен ощутил что-то вроде лёгкости подачи, и вообще, некую расслабленность на сцене. Всё-таки старый друг, сам знаешь.
— По какому принципу приглашались группы на этот концерт? Всех ли, кого хотели увидеть на концерте, удалось собрать?
— Принцип описан мною выше. Не удалось сыграть «Ульям», которые сейчас имеют напряжение с составом, но Ваван Родионов, как ведущий, вполне компенсировал отсутствие собственной группы на сцене.
— Почему вы на этот раз (на 12-летие были в основном гости) сделали акцент на приглашение групп, а не отдельных личностей?
— Хотелось сыграть в своей стандартной манере, нон-стоп блоками, не отвлекаясь на приглашение на сцену каждого нового гостя, не заморачиваясь на репетиции с гостями, да и вообще — фишка стала слишком расхожей. Это делают все, меня это уже не прёт, если честно. Кроме всего прочего, сюрпризы для людей — это сюрпризы. На наших афишах в этот раз не было ни одного имени кроме «Тараканов!», мы хотели подшифровать тему.
— Расскажи, пожалуйста, поподробнее о главном: сетах актуального (настоящего) состава группы. Как они прошли? Доволен ли ты общим концертным звучанием группы в настоящий момент? Фэны отмечают, что прогресс налицо, несмотря на проблемы со звуком на концерте.
— Не знаю, что сказать. В зале меня на наших концертах, по понятным причинам, не бывает, сложно заценить. Ощущение натужности и отсутствия лёгкости, полёта, тем не менее, меня не отпускает. Иногда я хорошо чувствую себя на сцене. Иногда — нет. Что касается этих концертов, то тут даже заценить свои ощущения не было возможности, очень уже всё было суматошно.
— Насколько тщательно вы готовились к концертам? Много ли сил и энергии было затрачено на организацию концертов и на репетиции? Получили ли вы соответствующую «отдачу» от вложенных сил и средств, то есть оправдались ли ваши ожидания от концертов?
— Мы много репетировали, так как, помимо необходимости репетировать в принципе, нам было нужно разучить пару десятков старых песен, которые ребята не знают. Так что, в течение месяца перед концертами, мы репетировали почти каждый день. Все организационные заморочки тоже отнимали много времени и нервов. Контакты с группами, распределение их по дням, организация съёмок для «телемоста», множество интервью, которые я давал накануне и т.д. Что касается ожиданий от концертов, то да, по большому счёту всё прошло ОК.
— Ведущим шоу был Ваван Родионов. Очень важная роль на днях рождения групп. Насколько успешно справился с задачей Вова?
— Сложно сказать, я не был в зале, и не палил все его выступления из-за кулис. Вове мы доверяем, так как видели его в этой роли ранее. Кроме живого ведения, Ваван так же был продюсером включений «телемостов», здесь у него были проблемы технического характера, вроде несовпадений форматов видосов с воспроизводящей техникой в «Точке», но, в конце концов, и с этим тоже удалось справиться.
— На концертах, как говорят, были проблемы со звуком. Почему так получилось и чья это вина?
— Думаю, проблема была в общей нервозности и суетливой обстановке. За три часа, отведенных на чек, нам нужно было успеть чекнуть группу в зал и на сцену (предварительно поставив и скоммутировав собственный бэк-лайн), чекнуть и протестировать запись аудио, видео. Проверить телемост, дать возможность хотя бы одной из открывающих групп проверить сцену и так далее. В результате, в процессе выступлений открывающих групп ручки оказались перекручены, провода пересунуты, микрофоны перепутаны и так далее. Приходилось восстанавливать по ходу действия, что иногда вызывало остановки и заминки.
— Дима, какое отношение у тебя к дням рождения групп? Например, Андрей Шабаев считает, что «сами музыканты так серьёзно к этому не относятся. Это делается больше для дирекции ансамбля, которая более-менее известна. Всё для того, чтобы заработать денег для музыкантов и для себя» и что «эти концерты делаются для того, чтобы собрать много народу и отыграть замечательный концерт. Музыканты ко всему этому относятся гораздо проще». «Лично я вообще против всяких условных дат» — говорит он. А какова твоя точка зрения? Согласен ли ты с Андреем?
— По большому счёту — да. Спроси любого более или менее крупного организатора концертов в Москве, Питере или где угодно — он тебе ответит, что если у концерта есть тема — презентация, юбилей или что-то типа, это почти всегда возможность рассчитывать на большую кассу, нежели любое стандартное мероприятие, просто концерт. Для нас же, объявлять юбилейные концерты — это шанс собрать в зал наших старичков, предыдущие поколения фэнов, дать им возможность вспомнить золотые деньки, да и самим поиграть старые вещи. Это прикольно и радостно для всех. Конечно же, для участников групп все это намного меньше значит, чем для фэнов.
— Празднование дня рождения группы почти что совпало с твоим личным днём рождения. Даты концерта как-то специально подбирались под эти сроки, чтобы создать «двойной праздник»? И как ты относишься к дням рождения человека? Для тебя это грустный или весёлый праздник?
— Нет, не специально, хотя это уже не первый раз. Дни рождения — ОК, если у тебя много приятных и весёлых людей, чьему появлению ты рад, чьи лица вызывают в тебе тёплые чувства, с которыми весело бухать и вообще — отмечать праздник. Все становятся такими сентиментальными, говорят искренне и только хорошее. Это здорово. В тридцать два это, конечно, не совсем то, что в шестнадцать, но я нашёл чёткий рецепт хорошей вечеринки. Главное — вложиться в неё не скупясь, пусть ты проебёшь денег, но все будут рады, и всё пройдёт хорошо. Люди приходят, а у тебя ломятся столы, бухло не кончается, девки улыбаются, все рады.
— Специально к этому событию вы выпускаете новый mp3-сборник редких вещей. В одном из интервью ты сказал, что «По контракту на «Властелины Вселенной» вы обязаны не выпускать никакой аудиопродукт в течение года». Этим обусловлен выбор в пользу mp3? Или есть и какие-то другие причины? Например, большое количество песен на сборнике.
— Да, действительно, mp3 выходит, во-первых, потому, что до 1 сентября мы не можем выпускать аудио, во-вторых, — там около 60 треков, они просто не помещаются на обычный CD.
— Этот сборник войдёт в официальную дискографию группы?
— Для начала нужно понять, что есть «официальная дискография».
— Почему сборник получил именно такое название — «Редкие металлы»? Другие варианты рассматривались? Если да, то какие?
— Металлы-то действительно редкие. Была ещё пара-тройка вариантов, как, например, «Краткое содержание следующих серий», но оно показалось громоздким…
— Дима, расскажи, пожалуйста, непосредственно о содержимом альбоме, прорекламируй, образно говоря, его. Можешь ли назвать трек-лист или хотя бы несколько песен с этого mp3 или он держится в тайне до выхода, чтобы сделать сюрприз фэнам? Все четыре новые песни войдут в него?
— Никакой тайны нет, на днях вся инфа о релизе ляжет на наш сайт, так что вот тебе треклист:
- Тупая свинья (Demo), 1999
- Тупой панк-рок для интеллектуалов (Demo), 1999
- Песня №1 (Demo), 1999
- Письмо к Бритни (Demo), 2000
- Делай сам (Demo), 2002
- Моя идеология, 2002
- Override Generation (Japanese Version), 2002
- Границы гетто (Demo), 2003
- Кто и когда (Demo), 2003
- Вся планета Земля (Demo), 2003
- Pfeif Auf Die, 2003
- Wer Und Wann?, 2003
- Do it!, 2003
- A Reason For Hate, 2003
- The Ghetto Limits, 2003
- Who and When, 2003
- Оставь это себе (Ватов Home Demo), 2003
- Тронь меня (Ватов Home Demo), 2003
- Слово из 4-х букв (Ватов Home Demo), 2003
- Улица Свободы (Ватов Home Demo), 2003
- Форева? (Ватов Home Demo), 2003
- I Believe In Miracles (Live), 2003
- Улыбайся (это раздражает всех) (Demo), 2003
- Ещё одна песня об этом, 2003
- Rockets from Russia, 2004
- Smile (Cause It’s Irritating Them Enough, 2004
- Anesthetization, 2004
- Gonna Hunt You Down, 2004
- Where Ruins Turn Into Me & Thou, 2004
- Teeth and Claws, 2004
- Silence Is Death, 2004
- Мистер музыкальный критик (Demo), 2004
- Анестезия (Demo), 2004
- Зубы и когти (Demo), 2004
- Я иду искать (Demo), 2004
- Там, где руины превращаются в нас (Demo), 2004
- Там, где руины превращаются в нас (Demo), 2004
- Ракеты из России (Demo), 2004
- З.Л.О. (Demo), 2004
- Плохие девочки идут за сцену (Demo), 2004
- Мамы молоденьких дочек (Demo), 2004
- Тишина — это смерть (Demo), 2004
- Тишина — это смерть (акустическая версия), 2004
- Тишина — это смерть («Чартова дюжина» Demo), 2004
- Тишина — это смерть («Чартова дюжина» Demo Intro), 2004
- Z.L.O., 2004
- Вася-рок, 2004
- Бунтарка на ночь, 2006
- Холод, 2006
- Новая кровь, 2006
- В полшаге от безумия, 2006
- Стреляйте сами (Не вашей войны герои), 2006
- Веселья и радости! (Live), 2007
- Rock ‘n’ Roll High School (Live), 2005
- Poison Heart (Live), 2005
- Pet Sematary (Live), 2005
- Life’s a Gas (Live), 2005
— Оба дня залы «Точки» были полны. Для тебя это действительно стало неожиданностью? Лично ты на себе ощущал эту поддержку фэнов? И насколько важным был именно в этот конкретный момент для тебя «качественный» состав публики?
— Не то что неожиданностью, а просто считается, что два концерта подряд в таком зале — риск. Типа можно не собрать, а «Тараканы!», мол, не те уже, и так далее. Но нет, люди проявили очень большой интерес и лояльность, многие посчитали нужным и возможным посетить оба концерта, много фэнов было из других городов. В общем, бодрость духа ребята нам приподняли, это точно. Что касается «качественного» состава, то тут очень тонкий момент, я вообще начал с некоторого времени сомневаться в том, что даже использование такого выражения корректно.
— С момента выхода нового альбома прошло уже ровно полгода. Можно ли сейчас сказать, когда фэнам примерно ждать новую долгоигралку? Или это вопрос далёкого будущего? Новые песни создаются?
— Нет, никаких планов нет. Новых вещей нет пока даже на уровне идей, мы всё время заняты чем-то другим.
— Спасибо! Напоследок, небольшой блиц:
Лучшие друзья девушек?
— Ди-джеи.
— День или ночь?
— Летняя ночь.
— Вино или пиво?
— И то, и другое, и можно без хлеба.
— Кем бы ты хотел стать в следующей жизни?
— Рокки Бальбоа.
— Любимый альбом группы НАИВ?
— Первый и второй.
— Последний фильм, который посмотрел?
— «Престиж», «Апокалипсис», «Вавилон».
— Последний диск, который послушал?
— Cinderella, альбом Long Cold Winter.
— Любовь спасёт мир?
— Ей стоит попробовать.
— Советские комедии или американские боевики?
— Рокки Бальбоа.
— Любимая советская комедия?
— «ТАСС уполномочен заявить».
— Единственная вещь, которую ты взял бы на необитаемый остров?
— Компьютер с интернетом.
— В человеке ты ценишь прежде всего…
— Чувство юмора.
— В человеке тебе не нравится больше всего…
— Бесхарактерность.
— В 15 лет человек обязан…
— Перестать наконец слушать панк-рок.
— Величайший человек всех времён и народов…
— Нет такого.
Беседовал Михайил Шлейников
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com