«Тараканы!»: «Давиться, но пить»

Раздел: 2006

Дима Спирин, годами носящий прозвище Сид, за 15 лет работы в группе «Тараканы!» повидал всякого. И сама группа, начинавшаяся в далёком 1991 году под именем «Четыре таракана», пережила немало изменений. Так что Сид — человек, который знает значение слова «трансформация». С каждым происходят какие-то изменения в течение всей жизни. Наверняка, какие-то метаморфозы происходят и с ним. Предметом этой беседы стали несколько тем, по которым особенно интересно было бы узнать мнение музыканта. «Звуки.Ru» помнят, каким было его отношение к этим вопросам несколько лет назад. Теперь хотелось бы узнать, изменились ли его взгляды, если да, то каким образом.

О промо-кампаниях и политике

— Ты же участвовал в промо-кампаниях в своё время? Твоя песня звучала в ролике «Сникерс». Как артист, как ты относишься к промо-кампаниям любого вида? Трансформировалось ли как-то твоё отношение к ним за последнее время?
— В некотором смысле трансформировалось. Сейчас я, честно говоря, начал думать так, что человек, который некоторое время своей жизни работал на то, чтобы имя его группы или его собственное лицо стало узнаваемым… Добился — не добился этого — другой вопрос, главное в какой-то момент выяснилось, что это его единственный капитал. Он имеет право использовать это как угодно и, соответственно, зарабатывать себе на жизнь. Ну, естественно, за исключением тех случаев, когда то или иное предложение противоречит каким-то его морально-нравственным догмам.

— То есть ты нормально относишься к тому, что артист использует себя для продвижения товара?
— Да. Читаешь всякий раз в светской хронике: Брюс Уиллис приехал туда, сказал там то, Мадонна сделала то-то и то-то… Стинг или Боно из U2 ведут открытую пропаганду в защиту первобытных лесов в дельте Амазонки и т.д. Они богоугодным делом занимаются, это очень хорошо. Люди могут относиться к этому как угодно, но смысл в том, что такие люди действительно влияют на массовое сознание. Тут нужно понимать вот какой момент: основная причина, почему занятие именно этих людей результативно — они известные люди.

— Есть ли какие-то вещи, рекламировать которые противоречило бы твоим принципам? Алкоголь, сигареты?
— Но это продукты близкие к рок-н-роллу…

— Да, это продукты близкие к рок-н-роллу, но всё же.
—  Что касается алкоголя, то в современной европейской цивилизации это вполне терпимый атрибут. Известно, что выпивать можно, но в меру. Здоровью вредит злоупотребление. Так что в этом плане, конечно, я лично никаких моральных угрызений не испытывал бы. Что касается сигарет, то они — абсолютное зло, никакой ценности или пользы в них нет, просто на них подсаживаешься и, как дурак, куришь. От них ничего хорошего человек не получает. Только плохое. Но я курю, тем не менее. И тут вопрос такой: с одной стороны, ведь я всё равно курю, и если вдруг мне нравится марка какая-то, и они делают достойное предложение, то чёрт его знает. С другой стороны, конечно, участвовать в продвижении абсолютного зла, ну, не хотелось бы. Ха!

— Получается, компании пытаются использовать твой творческий потенциал, чтобы заработать себе денег. Тебе платят, чтобы ты не чувствовал угрызений совести и просят тебя посодействовать. Твои мысли по этому поводу?
— Мир устроен очень сложно, как ты, наверное, заметил. И зачастую мы видим на афишах фестивалей, акций, концертов не слишком массовых артистов логотипы табачных компаний. Получается, что этот самый всемирный бренд вписывается в спонсорство и часть тех денег, которые они зарабатывают на продажах абсолютного зла, они отдают на то, чтобы культура развивалась. Какие-то интересные музыканты, которые просто не в состоянии заработать массовую любовь людей, могут выступать и их слышат и видят. Несомненная польза, в любом случае. Блин, сложные вопросы вы задаете! Ведь если я откажусь, то придёт, абсолютно точно придёт другой и заберёт мои деньги, а они могли бы мне пригодиться. Почему бы и нет? Если бы такое гипотетическое предложение превратилось бы в практическое и кто-то обратился бы ко мне, это в том числе означало бы, что мой статус как артиста достиг определенного уровня, и люди, которые хорошо считают деньги, лучше чем все мы, посчитали, что привлечение этого персонажа в свою рекламную кампанию увеличит продажи, то есть считают меня неким рупором поколения, достаточно узнаваемым именем или лицом. И мне за это платят. Получается, я ради этого, в принципе, работал всю жизнь.

— Это бесспорно, но с другой стороны, человек, который слушает твои песни, невольно поддаваясь этому призыву компании, которая попросила тебя посодействовать в продвижении товара и усилении их на рынке среди аудитории, которую ты создавал, ты культивировал, этот же человек оказывается вовлеченным в те игры, в которые, в принципе, не обязан быть вовлечен. Он просто слушает хорошую музыку, которая ему нравится и которая кажется ему достаточно честной. Вот над чем работает музыкант — над честностью посыла. В этом нет противоречия на твой взгляд?
— Всё верно. Весь мир состоит из противоречий. Все мы, блин, состоим из противоречий. И находимся в противоречии с внутренними мирами других людей. Мне кажется, нужно взвешивать каждый конкретный шаг отдельно.

— Есть ли хоть что-то, что ты бы не согласился рекламировать, продвигать?
— Навскидку отвечу: участие в политических играх. Оно возможно так или иначе, но в ультраправых и националистического толка — исключено абсолютно. Есть ли что-нибудь на земле среди товаров массового потребления, сравнимое по вредности с табаком? Героин, слава Богу, не продают в магазине, рекламировать его никого ещё не просят (смеясь). Хотя многие артисты делают это бесплатно в своих песнях.

Об образе жизни, формах протеста и новом альбоме

— Теперь хотелось бы поговорить о вещах более приземлённых. У тебя в бытовом райдере есть стафф, который ты заказываешь всё время для группы?
— Ну, раньше это были энергетические напитки. Теперь мы их отменили, потому что считаем, что они не эффективны. Пьём чай, закусываем орешками.

— Какие орешки-то?
— Миндальные прежде всего! Вообще, в принципе, орехи полезны для здоровья. Что касается их энергетической ценности, гастролирующему рок-артисту они просто необходимы. В чистом виде или как добавка к шоколадке. Съедаешь грамм 500 и вперёд — на сцену плясать, нормально себя чувствуешь. И не нужны никакие вредные энергетические напитки.

— Интересно, как ты питаешься. Ограничиваешь ли себя в чём-нибудь? Что больше всего любишь?
— То, что я больше всего люблю, это и есть мои ограничения. Время от времени я высаживаюсь на так называемую антиуглеводную диету, которую стараюсь выдерживать подольше. Антиуглеводная диета предполагает неиспользование в пищу сладкого, кондитерского, мучного, картофельного, — того, что я больше всего люблю. А больше всего на земле люблю я добрый килограммовый тортик сорта «Полёт» или «Киевский», где много безе и орехов.

— Какие-то нелады со здоровьем?
— Да нет, просто к тридцати годам люди обычно начинают полнеть, жиреть… Поэтому я сначала почитал спецлитературу, потом обсудил эту диету со знающими людьми и однажды попробовал. Её очень удобно использовать при том образе жизни, которым я живу, на гастролях. И она оказалась результативной! А так вообще я много чего люблю. Я люблю всё мясное, рыбное, чебуреки, торты, пирожные. Я люблю штрудели. Люблю молочные коктейли и различные десерты. Мне очень грустно, когда на гастролях нас ведут в заведение, и я в часть с десертами даже не заглядываю.

— То есть ты чувствуешь, что прошло время, когда ты мог есть всё, что захочешь и осознанно относишься к этому вопросу.
—  Абсолютно! Время ушло, я уже не юноша ни фига, я должен что-то делать, работать над собой, чтобы всё было в порядке.

— Если я правильно поняла, ты стараешься вести здоровый образ жизни. Это никак не противоречит образу жизни рок-артиста?
— Я считаю, что творческое долголетие напрямую связано по крайней мере с отсутствием злоупотреблений чем бы то ни было. Я не хочу быть ни Куртом Кобейном, ни Джимом Морисоном, нисколько не умаляя заслуги… Смысл в том, что, вполне возможно, не сам героин, кокаин, амфитамины какие-нибудь, и не само бухло делает песни такими яркими и убийственными гимнами поколения. Вероятно, имеется в виду образ жизни и способ существования, который связан с употреблением того и другого. Но я ещё раз говорю, я не хотел бы платить такую цену! Чёрт с ним — пускай «Тараканов!» не будут помнить в веках и мы никогда не сделаем чего-то такого совсем уж дикого. Но это никогда и не было моей мечтой. Моей мечтой было играть в рок-группе и получать от этого удовольствие. Всю свою жизнь по возможности. И ничем больше не заниматься. А различного сорта злоупотребления — первый фактор, который начинает мешать, отвлекать, сбивать с пути. Что касается моей повседневной жизни, мне кажется, я не злоупотребляю ничем абсолютно. Только много курю.

— Во время творческого акта — пишешь ли ты песню, записываешься ли на студии или выступаешь на концерте — предпочитаешь быть сконцентрированным или возбуждённым и отъехавшим?
— Рок сам штырит. До такой степени, которой достаточно и даже чересчур для того, чтобы быть достаточно возбуждённым и делать рок нормально. Причём эта метаморфоза удивительна! Я сам за собой не следил никогда, но я видел, как это происходит у других людей. Вот он сидит в гримерке, и он вообще на спокухе. Но вот он вышел на сцену — и это другой человек! Например, один из моих кумиров детства, Валерий Кипелов, в гримёрке перед выходом на сцену производит впечатление такого мужичка, — не исключено, что час как с рыбалки, и тут: раз — он вышел на сцену, и героичнее героя я вообще в своей жизни не видел. Рок-героя, я имею в виду. Такая тема. Так что если ты перед выходом на сцену взбудоражен чем-то, что не связано с тем, что ты собираешься делать через пять минут, это нехорошо. Ты рискуешь потерять… необходимые навыки: куда ты шёл, что ты сделал, какая там следующая песня, потому что ты же всё равно уже в угаре.

— Тут-то мы и подошли к вопросу о самом интересном — о новом альбоме «Тараканов!». Группе почти пятнадцать лет, — какие изменения произошли за это время для вас самих и какие изменения заметят слушатели? Если сравнивать то, что делали «Тараканы!» десять, даже пять лет назад с тем, что вы записали сейчас, есть ли какие-то перемены, которые были бы очевидны не только фанатам группы, но и людям, которые просто слышали когда-то пару-тройку ваших песен?
— Если совсем уж забираться в дебри и чуть-чуть помудрствовать лукаво, то получается, что мы повзрослели. И это нашло отражение в нашей музыке. Вот есть некоторые музыканты на панк-сцене, которые считают, что не стоит позволять этому отражаться. В данном случае для нас в процессе взросления ничего такого, чего можно было бы стесняться, нет. Более того, всё происходит вполне естественным образом, и чем естественнее сегодня этот процесс идёт, тем, как мне кажется, больше шансов на успех. По той простой причине, что искренность вообще ценна сама по себе. Люди это чувствуют. И не нужно стесняться. А в целом, мы всегда были, в принципе, на бодряке, в отличие от тех, которые всегда, в принципе, на депрессняке, — есть такой сорт музыкантов и их имена нам хорошо известны (смеётся). И всё это видно и слышно. Сложно объяснить, каким именно образом и из-за чего именно меняется подход к написанию песен, аранжировке, быстрее становятся песни или медленнее, но, так или иначе, будут слышны перемены во всём: в песнях, в звуке, в подаче.

— Назови пару ярких фраз, которые ни при каких обстоятельствах не могли появиться лет 10 назад.
— Что касается текстов, то это как раз и есть наиглавнейшая иллюстрация изменений, о которых мы говорим, потому что ничего из той лирики, что будет на пластинке представлена, раньше появиться не могло вообще! И не то что лет даже пять, а еще года три назад!

— Ты говоришь, музыканты стали матёрыми, и профессиональный уровень музыкантов повысился настолько, что…
— Нет, речь не об этом! Всё циклично вообще происходит, — в мире, в нас самих, в рок-группах. Люди переходят от того, с чего начинали, к чему-то более сложному, потом они возвращаются назад, но только уже на другом уровне развития. Мы просто пришли к такому выводу в данный момент, что как раз техничность лютая не принципиальна, если твоя группа в состоянии играть вместе, слаженно, как одно целое. Не так принципиально зааранжировывать, думать о каких-то там немыслимых «вступах», кодах, бриджах, «соляках». Потому что если взять главные рок-пластинки Motorhead, AC/DC, Sex Pistols, да кого угодно, Status Quo или Rolling Stones даже, если уж на то пошло, получится, что, по большому счёту, это элементарные песни, сыгранные абсолютно элементарно, но в них есть чувство и дух, и вот это главное. Вот к чему мы, собственно, пришли, потому что по сути то же самое мы делали, когда мы были совсем юными мальчиками, в 15 лет. Просто тогда мы не понимали, что происходит, и играли так, потому что только так и могли, а сейчас мы все понимаем и делаем это специально. Сейчас мы играем намного меньше панк-рока, чем раньше. Можно даже сказать, что новая пластинка — это не панк-пластинка.

— А какая? Определи.
— Если взять рок-музыку в принципе, вот существует некий такой «р-р-рок». Предположим, ему сейчас около пятидесяти лет. Если отсечь первое десятилетие, и отсечь то, что происходит в нулевых и происходило в девяностых, то мы получим некую сердцевину, такую мясную часть, то есть рок, который уже вырос из коротких штанишек, но ещё не захворал ретро, ривайвелом и тому подобным. Как можно назвать пластинки тех же Motorhead, AC/DC — не металл и не панк, по большому счёту. Такой вот, как мы это называем, «рокешник». Там, конечно, есть «ж-ж-жь-жю-и», и там, конечно, «ц-ту-па-пм-ц-ту-па-пм» играют на барабанах, что-то поют — там песенная форма, там рифы конечно же, синкопы, но по большому счёту — всё это просто слова. Говоря о нашей пластинке, там и хард-рок в семидесятническом понимании слова, там рок-н-рольная основа, и панк-рок там, конечно, имеет место быть. Сложно сказать. Но я бы хотел, чтобы к этой пластинке люди относились как к «просто рок-пластинке». Это тоже, как мне кажется, иллюстрирует то самое взросление. Мы — люди, которые били себя пяткой в грудь больше десятилетия, ругались на форумах с критиками или фэнами, обвинявшими нас в недостаточной панковости. Мы испытывали кровную обиду, мол, ни фига себе, мы тут на сцене уже сколько лет, мы вот этот панк-рок любим-играем. Всем нападающим доказывали обратное. Сейчас я с легкостью говорю: «Это не панк-рок, ребята, «Тараканы!» — не панк-группа! Мы играем рок-музыку, это рок-пластинка». А какой там рок? Да фиг его знает! Тексты есть очень лиричные, очень интимные. Есть, скажем, расслабленная лирика, показывающая меня слабым или не очень хорошим. Раньше этого просто в принципе не могло произойти. Герой песни должен был быть только положительным, это же рок-герой, он должен демонстрировать только хорошие стороны, мужественность там, силу… Оказывается, что сила и мужественность — она вот в этом тоже. Человек ни фига не ссыт и это ништяк такой! Вобщем, много там такого, чего раньше возникнуть не могло. Там даже аллегории, ёлки-моталки, метафоры, вот ведь что! Но есть и юмор, социальный протест.

— Протеста стало больше или меньше? Ведь протест сам по себе принадлежит панк-року изначально.
— Вот эту самую протестную составляющую, как правило, понимают однобоко, особенно когда речь ведётся о панк-музыке. Считается, что это такой жанр, в котором протест выражается в лоб, прямолинейно. Условно, — протест в понимании недалёких людей, это когда в песне поётся, что всё говно, безысходщина, что я так не могу, и опять, что всё говно. А если мы покопаемся в грампластинках артистов зарубежных, выяснится, что всё это может быть намного тоньше, интеллигентнее. Для меня лично протест выглядит таким образом: нужно говорить о том, чтобы люди думали сами, делали свой самостоятельный выбор, поменьше слушали, особенно то, что говорит большинство и даже то, что говорит меньшинство (что зачастую даже более полезно). Потому что подросток, который зачастую отделяет себя от мира взрослых, тем не менее подвержен сильному влиянию со стороны тусовки, что тоже нехорошо. Вот то, что я считаю протестом. Если страна в своём сегодняшнем развитии, в своей идеологии, политике и так далее, зашла настолько далеко, чтобы позволить власть имущим просто душить «протестных творцов», назовём их так, то со стороны людей, управляющих этими процессами, то есть тех, кто, как говорится, стоит «у руля», было бы рациональнее в первую очередь душить тех, кто призывает людей думать, а не тех, кто говорит, что Путин — мудак. Такая протестность слишком уж очевидна. А когда ты пишешь пластинку, то эту идею ты можешь выразить всего лишь в одной фразе, в песне, которая, казалось бы, вообще про другое. На новом альбоме есть вещица под названием «Властелины Вселенной». Очень уставший человек, у которого море проблем, спешит домой на последний поезд метро. Но какой-то уебан, блядь, под названием, сука, «старший лейтенант», который на этой станции метро дежурит, вот он, сука, доебался до него, «покажи ему паспорт». Все мы понимаем, что с такими людьми надо держать себя корректно, спокойно, не грубить. Но всегда есть последняя капля. Это как в фильме «С меня хватит». Когда «ты отъебись, блядь, ёбаное чмо, я опаздываю, мне некогда». Конечно, ни одного слова, которое сейчас было упомянуто, на самом деле в тексте песни не встречается, но я, по крайней мере, выразил основную идею.

О кофе

— Интересно, есть ли что-нибудь в твоей жизни, что не претерпело сильных изменений, что-то, что остаётся совершенно незыблемым в твоей жизни. Какая-нибудь привычка? Ну, про сигареты понятно…
— Кофе пью много. Да. Кофе, в пику устоявшемуся мнению, напиток абсолютно безвредный, если его не смешивать ни с чем. Если пить его не куря, если не добавлять сахара, молока… Опять же, не пить его литрами, а, скажем, четыре чашки за день — вообще в полном порядке.

— Как ты любишь пить кофе?
— Я пью чёрный кофе без всего

— И это тебе нравится…
— Конечно, я пил бы лучше с сахаром, но…

— Но лучше без сахара!
— Да, пью без сахара! И никаких там «гляcсе», или вот ещё кидают туда чего-то… Не уважаю и считаю, что это для девчонок. А настоящий пацан должен без всего этого обходиться как-то. Должен давиться, но пить. И радоваться.

Автор: Николай Олейников, Наталья Янчук

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

M24 Нижний Новгород Лампасы Премьера Киев Элизиум Планетарий Петрозаводск MAXIMUMHAPPY 2013 Пермь Швейцария Германия Приключения Электроников Орёл 1.5 кг отличного пюре Барнаул XXV лет: Лучший способ не стареть Минск Доброфест Таллинн Высшая школа панка Европейский тур 2019 Екатеринбург Браво Санкт-Петербург Европейский тур 2011 Башкортостан Ярославль Европейский тур Страх и ненависть тур Свалка Ramones Night Tour Ижевск Marky Ramone and Tarakany! Точка Границы гетто тур Три 15 Властелины Вселенной тур Акустика: Полный привод Четыре таракана Новосибирск ДК им. Горбунова Сплит-альбом СДК МАИ Лужники Ракеты из России ‘05 R-Club Краснодар w/ Дмитрий Кежватов Зеленоград МЭD DОГ Эстония Смех ГлавClub (Москва) Орландина Кирпичи Червона рутта Рязань Billy Idol Презентация альбома Украина MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Russian Rockets Over Europe Tour Marky Ramone Distemper Бригадный подряд Москва Нашествие Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Удмуртия Воронеж Иваново Тула Ульи Смоленск Байк-фест XXX лет: Право быть собой! Творческий вечер Король и Шут Казань Европейский тур 2005 The Power of One Tour Наше Радио НАИВ Лусинэ Геворкян Беларусь MAXIMUMHAPPY II Tour Der Steinkopf Сила одного (тексты) Татарстан Уфа Б2 Порт (812) 1991-2019 Лучшие из лучших Челябинск Ramones Ростов-на-Дону w/ Василий Лопатин Тверь Сила одного тур