В Европе с Marky Ramone

Раздел: 2005

В этом материале я не ставлю себе целью дать обширный и подробный репортаж о пребывании в совместном туре с американской панк-легендой. Моя цель на примере этого тура (который, как будет видно далее, оказался мероприятием весьма показательным) проанализировать те механизмы и схемы, которые работают в мировой индустрии организации гастрольных туров рок-звёзд средней величины. Тем не менее, мне необходимо сказать несколько вводных слов.

«Тараканы!» уже турили в Европе дважды, в 2000-м и 2004-м годах. Оба раза это были туры, организованные на самодеятельном уровне, по принципу DIY. Несмотря на это, уровень организации в обеих поездках был весьма высок. Любые гастроли по странам экс-СССР, даже заряженные профессионалами, не выдерживают никакого сравнения с тем, как организуются типичные туры по клубам и маленьким залам для небольших европейских независимых панк-групп.

На этот раз мы отправились в путь не сами по себе, а в качестве разогревающей и сопровождающей группы с легендарной личностью. Культ Ramones до сих пор силён в Европе, мало того, с кажым годом он становится всё сильнее, и это обстоятельство позволяет единственному активно музицирующему (из оставшихся в живых) музыканту экс-Ramones Марки Рамоуну выступать там и здесь, заряжая длинные туры по несколько раз в год.

Марки — барабанщик не самого первого, но считающегося сегодня классическим состава, он проиграл в Ramones 15 лет, и в мифологии группы его имя значит очень многое. Всё последнее время у Марки нет собственной группы, и когда он отправляется в тур не в составе Misfits (ещё одна американская панк-легенда), он, естественно, испытывает некоторую необходимость в музыкантах.

Мы познакомились за несколько лет до этого (играли вместе в Москве и в Санкт-Петербурге в 2003-м году). Поэтому когда родилась идея поехать в европейский тур совместно, она был поддержана маэстро с лёгкостью.

Кто делает туры

Практически каждая группа или артист на Западе для того, чтобы концертировать активно, пытаются заключить контракт с концертным агентством. У Марки также есть агент — американская компания Artists Worldwide из Лос-Анджелеса. Artists Worldwide — достаточно активное агенство. Чтобы понять уровень артистов, работающим с ними, достаточно упомянуть Blackmore’s Night, Brides of Destruction, Ингви Мальмстина, Michael Schenker Group, L.A. Guns, Kingdom Come, Misfits, Dickies и других. За редчайшим исключением все эти артисты сейчас не является супер-звёздами первой величины, однако именно они и есть рабочие лошадки рок-н-ролла. Это те самые имена, на которые вы наткнетесь на афишах любого европейского города в любое время года. Итак, агенство заботится о том, чтобы все его клиенты имели хороший график, грамотно спланированные туры и заняться на весь срок заключенного соглашения. Продавая туры, концерты и участие в фестивалях для своих групп, агенство имеет свой процент — в этом, собственно, и состоит их бизнес. Как правило, крупное заокеанское агенство старается найти одного партнера для работы на определенной территории. Для Artists Worldwide в случае с туром Марки Рамоуна таким партнером стала испанская компания Go-On Productions. Go-On работают с местными актами, локальными звездами из разных европейских стран, а также с некоторыми ветеранами хард-энд-хэви — Dokken, Krokus и Samael. Go-On Productions получили право организации этого тура — условия, даты и так далее… Следующим шагом и следующим звеном в цепи оказались так называется локальные промоутеры из базы агенства. Как правильно, это компании, организующие часть европейского тура той или иной группы на своей территории. В нашем случае это были локальные промоутеры для всех итальянских выступлений, один организатор для Швейцарии, одно агенство, сделавшее все скандинавские выступления, голландская компания для Голландии и один агент, покрывший Германию и Чехию. На всех этапах организации тура головной букер Go-On Productions контролировал работу локальных — рассылал промо-материалы, райдеры, заботился о грамотной логистике маршрута. Также его работой была аренда автобуса, организация доставки артистов из мест их постоянного проживания (Марки — из Нью-Йорка, нас — из Москвы), обеспечение визами и так далее… Каждый региональный анент находил подходящие площадки в городах, обеспечивая локальное промо: афиши, флаера, промокампанию в СМИ, интервью и пресс-конференции. Также под их ответственностью было обеспечение технического и бытового райдера, предоставление отеля для Марки, встреча группы и тому подобное. Таким образом, для того, чтобы зарядить подобающий тур (в течение трёх недели мы сделали 17 выступлений в 8 странах Европы), требуется до пяти компаний-посредников, каждая из которых на своём этапе должна выполнять строго преодолённые функции. Все они — часть индустрии, и каждая имеет определённую долю в этом бизнесе, зарабатывая таким образом свои деньги. Именно так организуются туры на профессиональном уровне в цивилизованных странах.

Как делают туры

После того как генеральный букер разослал своим партнёрам на разных территориях предложения о концерте, начинается этап планирования маршрута. Это один из наиболее важных аспектов, так как маршрут, проложенный «по уму», экономит массу средств и сил. Хороший маршрут — это когда первый и последний концерты происходит в месте прибытия/отбытия музыкантов с/на родину, а все остальные спланированы таким образом, чтобы были исключены метания туда-сюда по старушке Европе, бессмысленные крюки и длинные переезды. Так как любой простой в туре, то есть день без концета, никем не оплачивается, промоутер старается забить выступления насколько плотно, насколько это возможно. Таким образом, из двадцати дней тура у нас было только два day off. Для того чтобы получить большое количество предложение и составить из них удобный и правильный маршрут, букеру необходимо время, опыт, множество проверенных годами партнёров по всему протяжению тура. Наш маршрут выглядел так: российская и американская части бригады встречались в Италии. Мы прибыли в Цюрих, это очень близко от Милана (первого города гастролей). После Швейцарии — Голландия. Здесь имелся небольшой недочёт в логистике. Чтобы добраться до Голландии из Швейцарии нам пришлось пересечь всю (по европейским меркам — огромную) Германию, израсходовав несколько добрых сотен литров дорогущего бензина. Затем — вся Скандинавия, наконец — Германия, Чехия и последний концерт — снова в Швейцарии.

Экономика такого тура — отельный вопрос, который стоит рассмотреть повнимательнее. Любое мероприятие такого рода имеет расходных бюджет. Этот бюджет составляет и расписывает генеральный букер, он же головное агенство. Составив бюджет, агент (не забыв заложить в него по пятнадцать процентов своего интереса) делит его на количество концертов и в результате получает примерную сумму, которая объявляется каждому региональному организатору в качестве гонорара за одно выступление. Бюджет этого тура (а он, очевидно, не слишком отличался от бюджета любого другого, подобного) состоял из следующих позиций: гонорар артиста, перелёт Марки и его помощника из Нью-Йорка, наш перелёт из Москвы, аренда автобуса на все дни тура, включая оба day off, зарплата тур-менеджера, бензин, расходы на проезд по платным автострадам и тому подобное.

Каждый местный промоутер был озабочен также организацией питания. Кейтеринг — это набор нехитрой снеди, которая встречает тебя в гримёрке по приезду: чай, кофе, фрукты, йогурты, сэндвичи, шоколад, чипсы. Обычно нас также ждал горячий обед, а перед отъездом организатор обеспечивал всех достаточным количеством горячей пиццы.

Мы передвигались на автобусе типа nightliner, который был оборудован абсолютно всем, что может понадобиться. В нём были: кофеварка, чайник, CD-проигрыватель с чейнджером на двенадцать пластинок, туалет, телевизор, приставка Sony Playstation (она же проигрыватель DVD) — и прочая. Автобус также имел десять спальных мест, десять мест для сидения и подобие «тихой» комнаты в задней части. Итак, в таком автобусе можно не просто передвигаться от площадки к площадке, из города в город, но также можно жить. И nightliner действительно стал для всех нас самым настоящим домом.

Тур

Обычный день в туре (когда вечером концерт) практически «день сурка». Всё повторяется в одной и той же последовательности, по заранее отработанной схеме. Водитель автобуса пред стартом в первый город тура имеет подробный план действий на весь маршрут. Это, во-первых, карты, атласы с указанием объездных путей на случай пробок, а также точные, крупномаштабные планы тех кварталов в города тура, где располагаются клубы. Это необходимо для того, чтобы заранее продумать место для парковки. Каждый, кто был в Европе, знает, насколько большая проблема там припарковать машину, если клуб или зал не имеет собственного парковочного пространства. Во-вторых, водитель имеет расписание движения, разработанное вплоть до минут. Оно на всей протяженности маршрута учитывает такие аспекты как время, необходимое для покрытия тех или иных расстояний на средней скорости движения с учётом необходимых остановок и интервалов после непрерывного девятичасового движения (обязательная остановка после девяти часов движения — закон в Европе), также расписание движения паромов, курсирующих между Германией, Данией и Швецией. Для «более точного попадания» автобус оборудован ещё и системой спутниковой навигации.

Как правило, день начинается с того, что мы пытались припарковаться у очередного клуба. Каждое место должно было иметь источник бесперебойного электрического питания, чтобы поддерживать внутри автобуса тепло и свет.

Следующим шагом был завтрак в клубе, затем — саундчек. По заранее оговорённому плану первым делом осуществлялась проверка барабанов Марки. Он сам занимался установкой, регулировкой, расстановкой ударных, а также их отстройкой. Далее на сцену следовали мы и после короткого чека гитарного и басового оборудования, голосов и мониторов совместно прогоняли несколько вещей из сета Ramones. Затем за настройку принималась локальная группа разогрева (если таковая имелась), после чего мы делали уже свой саундчек. Как правильно, постановку сценического оборудования, так называемого back line, локальные организаторы осуществляли за счёт местных групп разогрева. Как оказалось, это весьма распространённая и считающаяся нормальной практика, когда «маленькая» местная группа за право участия в концерте заезжей «звезды» выставляет свой бэклайн, либо просто платит промоутеру определённую сумму денег, которую он в свою очередь тратит на аренду необходимого по райдеру аппарата.

Для каждого концерта были обеспечены две разные ударные установки — одна для маэстро, другая для нас и саппорт-группы. Марки также имел свой отдельный райдер, где пытливое око может найти немало занятных моментов. Например, в той части, где речь идёт как раз об ударных, имеется следующая забавная формулировка: «Член Зала Славы рок-н-ролла Марки Рамоун предпочитает барабаны DW белого или чёрного цвета». Практически во всех места райдеры выполнялись на сто процентов, техник и звукорежиссёры действовали слаженно и профессионально, всё, что требовалось на сцене, было на сцене или находилось в тот же момент. Любое требование музыкантов расценивалось техническим персоналом как руководство к немедленному действию. После того как саудчек был полностью сделан (обычно на отстройку трех составов уходило не более полутора часов), нам выпадало немного свободного времени, которое мы могли посвятить прогулка по городу, осмотру местных достопримечательностей и лёгкому шоппингу. Каждый концерт начинался строго в срок, задержка с выходом на сцену всего на десять минут уже становилась для организаторов и тур-менеджера причиной лютой паники.

Схема выступления также использовалась постоянная. Сначала свой оригинальный сет отыгрывали «Тараканы!», затем в ход шла местная группа. После некоторого перерыва на сцену поднимался Марки, приветствовал публику, ещё раз представлял нас, после чего мы начинали нашу совместную часть. В зависимости от расстояния до следующего города мы либо отправлялись в дальнейший путь сразу, либо оставались до утра у клуба, подпитывая автобус клубным электричеством.

Таким образом вся наша компания и перебиралась из города в город, из страны в страну, почти нигде не задерживаясь больше, чем на один-два дня и давая при этом концерты каждый вечер.

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

НАИВ Браво Беларусь Элизиум Зеленоград ДК им. Горбунова Наше Радио Екатеринбург Украина Высшая школа панка Рязань Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Ракеты из России ‘05 Планетарий Distemper Орландина Казань Russian Rockets Over Europe Tour Воронеж Краснодар Европейский тур 2005 ГлавClub (Москва) Барнаул Ульи Б2 Властелины Вселенной тур Ramones Night Tour Швейцария 1.5 кг отличного пюре Творческий вечер 1991-2019 Лучшие из лучших Ростов-на-Дону Ramones Бригадный подряд R-Club Свалка Marky Ramone XXV лет: Лучший способ не стареть Червона рутта Точка МЭD DОГ Приключения Электроников Лужники Европейский тур Татарстан MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Таллинн Нижний Новгород The Power of One Tour Marky Ramone and Tarakany! MAXIMUMHAPPY 2013 MAXIMUMHAPPY II Tour XXX лет: Право быть собой! Германия Санкт-Петербург Байк-фест Новосибирск Король и Шут Кирпичи Минск Сила одного тур Смоленск Москва Лусинэ Геворкян СДК МАИ Киев Ижевск Петрозаводск Der Steinkopf Челябинск Эстония Нашествие Лампасы Страх и ненависть тур Сплит-альбом Границы гетто тур Европейский тур 2019 Удмуртия Порт (812) Пермь Орёл M24 w/ Дмитрий Кежватов Премьера Акустика: Полный привод Европейский тур 2011 Тверь Башкортостан Три 15 Доброфест Иваново Тула Ярославль Уфа w/ Василий Лопатин Четыре таракана Billy Idol Презентация альбома Сила одного (тексты) Смех