Сид: «Музыка, которая наталкивает на размышления»

Раздел: 2004

Интервью от 26 марта 2004

Группа «Тараканы!» в 26 марта отыграла в екатеринбургском клубе «Мастер и Маргарита». Два года «Тараканы!» не приезжали в Екатеринбург. Затянувшуюся паузу прервал организатор концерта — агентство «Новая сцена». Музыканты представили екатеринбургской публике свой новый концертный альбом «Улица Свободы», а также исполнили проверенные временем хиты. Перед выступлением вокалист «Тараканы!» Дима «Сид» Спирин пообщался с журналистами.

— О чём альбом «Улица Свободы»?
— Там исследуется вопрос внутренней свободы каждого.

— Эта тема всегда была актуальной для группы или за 12 лет существования «Тараканов!» твой взгляд на творчество коллектива менялся?
— По большому счёту, мотивы, которые были у нас, когда создавалась группа, остаются и сейчас. Мы хотели играть мощную, быструю драйвовую музыку, которая была бы нам и слушателям по душе, мы её играем. А то, что мы говорим, волнует нас как людей, а не как музыкантов.

— Разве песни «Тараканов!» — это не своеобразный протест против…?
— Подобная позиция меня всегда смешила. Весь кайф, и в то же время, весь негатив находится внутри каждого человека. Войны не завязываются сами по себе, поэтому быть против войны как явления — глупо. Войны развязывают люди, позволяя своим внутренним демонам разрастаться и вываливаться наружу.

— То есть, ты бы не стал организовывать концерт под лозунгом «Мы против…»?
— Против чего, например? Насилия на улице?

— Против того, что тебя больше всего волнует?
— Мы живём в Москве. Нас напрямую затрагивает огромное количество терроризма. Но организовывать тур панк-группы против терроризма или против Буша смешно.

— Значит, происходящее вокруг оказывает влияние на творчество?
— Да, но ведь песня — это не только слова. Это практически живой организм. То, что наши песни рождаются в результате переживаний — это один из естественных путей. Есть ещё кое-какие другие штуки.

— Например?
— Примеров масса. Есть вообще люди, которые пишут, потому что это надо делать. Человек сказал себе, что «я — музыкант, и поэтому мне нужно сочинять песни». И вот он садится и сочиняет. Со временем такие люди очень забавные вещи начинают делать. Некоторые сочиняют для поп-звезд, вроде Мадонны и Бритни Спирс. Это профессионалы, которые всё знают о построении мелодии. Они это делают, потому что это их работа.

— У тебя всё иначе?
— Дело в том, что, когда полгода не сочиняешь песен, начинаешь задумываться: а что происходит вообще? И садишься за стол. И сколько бы ты там не накапливал эмоций всяких, впечатлений, всё равно нужно сесть и заставить себя хотя бы начать писать.

— Вы в ноябре записали «серьезный» альбом «Улица Свободы», вскоре выйдет новый «веселый» альбом. Зачем вы отделяете одно от другого?
— Песни, которые мы сочиняем, — они разные. Разные по эмоциям, по энергетике, по идеям, по настроению, по тому, что мы в них вкладываем. Когда сочинили определенное количество вещей, мы посмотрели: «Ага, это не вписывается в общий концепт». Условно говоря, вот такая песня не может идти вслед за этой… Это не хорошо. Разрушается общая канва. Решили одно свалить в одну кучу, другое в другую. Для «веселого» альбома песни потихонечку сочиняются. Если всё пойдет хорошо, мы запишем его летом. А уже осенью он выйдет.

— Ты ведь написал ещё и книгу. Её выход неоднократно откладывался издательством. Что сейчас известно об этом?
— Книга называется «Тупой панк-рок для интеллектуалов». Она о жизни группы и о жизни страны на фоне группы. Сейчас с издательством подписан договор о её выходе 15 апреля. Им, конечно, ничто не мешает снова отодвинуть сроки выпуска. Но я думаю, что этот договор уже что-то означает.

— Я слышал, ты и сам много читаешь. Сорокина…
— Да, я читаю Сорокина.

— Что ещё?
— Массу всякого. Всё… Ну кроме Полины Дашковой, наверное.

— Беллетристику, значит, не любишь?
— Смотря, что считать беллетристикой. Стивен Кинг во всем мире считается беллетристикой. А я его фанат, по большому счёту. Пелевин тоже беллетристика, не научные у него ведь работы…

— Как-то ты сказал, что, была б твоя воля, ты бы насильно навязывал культуру. Как же тогда свобода и диалог культур?
— Есть вещи, которые, несмотря на то, что насаживаются недобровольным образом, на ум влияют позитивно. Я считаю, что пропаганда пива — это навязывание. Мы все можем считать, что мы добровольно смотрим рекламу. Мы можем закрывать глаза на щиты, переключать каналы. Всё равно создается настолько плотное рекламное поле, что от него невозможно никуда деться. Но никто не создает такое же антипивное поле. Хотя очевидно, что это более позитивные изменения внесло бы в нашу жизнь.

— Но как ты себе представляешь рекламу: читайте Пушкина и будет вам хорошо?
— Я не вижу рычагов. Надо посмотреть, как это происходит в западных странах. Там быдла меньше.

— Ну, кстати, о быдле. Ты говорил, что больше всего на панк-концертах хотел бы видеть публику свободную и умную. Согласись, что твоя мечта ещё долго останется мечтой.
— В разных местах и в результате комбинаций разных обстоятельств эта часть аудитории бывает больше или меньше. Но она никогда не превалирует на российских панк-концертах. Как правило, достаточно большую часть составляют упыри.

— Это как-то зависит от региона?
— Это зависит не столько от региона, сколько от того, насколько в данном регионе широко информационное поле. Насколько люди могут добывать информацию какого угодно типа. Если в городе нет ни одного интернет-кафе, если единственное доступное средство музыкальной информации — «Русское радио», непонятно как там может складываться подпольная культура.

— Учитывая 12-летний опыт группы «Тараканы!», вы помогаете молодым группам, играть в подобных условиях?
— Мы не занимаемся продюсированием и продвижением групп. Был период, когда мы предпринимали какие-то движения для того, чтобы, скажем так, поднять общий уровень и планку известности тусовки или коллектива. Но сейчас достаточно много времени у меня отнимает наш собственный коллектив, и этого почти не происходит.

— И организацией концертов тоже теперь не занимаешься?
— Я, так или иначе, вовлечен в эту деятельность. Люди мне иногда звонят и спрашивают, кого бы позвать выступить. Таким образом, я оказываюсь пусть не соорганизатором, но, по крайней мере, имеющим отношение. И это происходит постоянно. Потом, мы продолжаем от начала и до конца делать фестивали. «Высшая школа панка» пройдёт в Москве и Питере в июне. Пока ничего больше.

— Ты пытался организовать концерт в поддержку «Ленинграда»…
— Та идея, которая была нами сгенерирована более года назад, она… Нас мало, кто поддержал. Мы сделали выводы.

— Что скажешь насчет антинаркотического тура по московским школам?
— Тот тур был сделан на фоне определённых моментов, которые позволили этой акции свершиться. Это очень сложный организационный процесс. Просто так директора школ не отдают свой актовый зал под концерт панк-группы, каким бы благородным не был лозунг этой группы. Это было нелегко делать, но мы это сделали. Сейчас это сделать ещё тяжелее. К тому же, мы получили определённый опыт. Мы уже не пойдем на это. Мы уже сделали…

— Что ты хочешь сказать словами «Тараканы! — одна из групп, которая существует на мировой панк-сцене»?
— «Тараканы!» не играют то, что здесь называют «русским роком» или «русским панком». Мы стараемся быть частью интернациональной сцены. В Италии, Финляндии, Индонезии, Японии, Австралии и Америки есть панк-группы. Они же есть и в России. Нигде в мире они не обособляются по национальному признаку. И только в России придумываются такие понятия, как «русский панк», «русский рок». Мы же с этими понятиями ничего общего не имеем. Наши песни — абсолютно для любых наций, языковых культур.

— Чем занимаешься помимо работы с группой?
— Если мы не в туре и не находимся в процессе записывания нового альбома, моя жизнь проходит достаточно скучно. Если ничего не происходит, я достаточно много времени провожу, лёжа на диване.

— О чём думаешь в это время?
— Что надо бы встать или что сигареты кончаются.

— А в группе у вас какие отношения?
— Мы очень несерьёзные люди. У нас постоянно какие-то подъёьбки в адрес друг друга, малопонятные другим. Какой-то свой странный юмор, спецслова и т.д.

— За что пьёте?
— Как раз к слову о нашем юморе, наш барабанщик Сергей поднимает тост за четыре четверти. Это самый примитивный ритмический рисунок.

— А ты?
— Я пью за здоровье молодых. За геев, кстати.

Автор: Алексей Бабушкин

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Порт (812) w/ Дмитрий Кежватов Смех MAXIMUMHAPPY 2013 Киев Нижний Новгород Челябинск Презентация альбома Новосибирск Творческий вечер Элизиум MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Тула 1991-2019 Лучшие из лучших ДК им. Горбунова Рязань Сплит-альбом НАИВ Воронеж Смоленск Эстония Зеленоград Европейский тур Германия R-Club Барнаул Ростов-на-Дону Ярославль Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Башкортостан Орёл Distemper Швейцария The Power of One Tour Тверь Ижевск Пермь Король и Шут Европейский тур 2019 Таллинн Казань Властелины Вселенной тур Европейский тур 2005 СДК МАИ Высшая школа панка Петрозаводск Татарстан Ракеты из России ‘05 Краснодар Billy Idol Б2 Marky Ramone and Tarakany! Москва Червона рутта XXX лет: Право быть собой! Европейский тур 2011 Страх и ненависть тур ГлавClub (Москва) Нашествие Сила одного тур XXV лет: Лучший способ не стареть Der Steinkopf Украина 1.5 кг отличного пюре M24 Ramones Night Tour Три 15 Лусинэ Геворкян Акустика: Полный привод MAXIMUMHAPPY II Tour Байк-фест Минск Иваново Точка Границы гетто тур Четыре таракана Уфа w/ Василий Лопатин Санкт-Петербург Планетарий Беларусь Свалка Наше Радио Удмуртия Орландина Сила одного (тексты) Браво Приключения Электроников Доброфест МЭD DОГ Бригадный подряд Ramones Екатеринбург Премьера Лампасы Ульи Кирпичи Marky Ramone Лужники Russian Rockets Over Europe Tour