Smells Like Teen Spirin: В туре с «Тараканами!» (продолжение)
В Самаре (красивейшем, огромном городе на Волге) в одном здании с клубом находилась контора, осуществлявшая общественный мониторинг или, как там это называется, маркетинговые исследования в области потребления народом слабоалкогольных газированных напитков. Тётки из конторы ловили проходивших мимо людей и настойчиво завлекали в кабинеты, типа на пару минут. В их сети, возвращаясь из тубзика, попал и я. Состоялся следующий диалог:
— Вы пьёте слабоалкогольные коктейли?
— Нет
— Ну посмотрите, какая из представленных банок вам больше всего нравится?
— Вот эта.
— Почему?
— Она — оранжевая.
Я был вознагражден одной из банок этого яда, который в жизни даже и не пробовал. Яд был принесён в гримёрку, где к нему также никто не притронулся.
В Барнауле нас ожидал незабываемый трип. Вообще, каждому кто планирует путешествие в столицу Алтая, мы рекомендуем заглянуть в «Рок-н-ролл кафе», чудесную точку полуфастфуда в самом центре города. Если вам удастся сделать это, то, сидючи за столами поедая вкуснейшую снедь, попробуйте пробить у девушек-официанток, нет ли на месте Михи Рапоппорта, хозяина заведения. Если вдруг таковой Миха имеется — немедленно забратайтесь с этим человеком. Миха — человек-легенда, глава местных тиффози («Динамо-Барнаул»), главный чувак по продвижению и привозу рокешника в регион и вообще — убийственный малый. Про Миху слагают легенды, не удивлюсь, если скоро начнут сочинять песни. В местную прессу он уже давно попал, вот теперь про него написал и столичный рок-журнал.
Короче, Миха сводил нас на концерт Кобзона. Бывали ли вы когда-нибудь на концерте Кобзона. Сходите, это пиздец всему. В Барнауле это выглядело так: предвыборное мероприятие, стадион, билет по чиперу (что-то вроде сотки), Арлазоров, Тухманов, Бабкина, Оганезов, Кобзон. На Алтае за губернаторское кресло боролись двое: Михаил Евдокимов, известный юморист, и действующий губернатор. Как раз второй и организовал в поддержку себя этот праздник жизни. Короче, стадион. Битком набитый, в зале семь тысяч рыл. Все сидят в креслах, как в театре. Причём весь город, люди самых разных возрастов, социальных слоёв, и культурных ориентаций. Ну и московские подонки с раскрашенными волосами туда же поглумиться. Сцена. На сцене — такой типа задник из двух свисающих портьер, как на фотках из консерватории. Также на сцене — аппаратец, которым невозможно озвучить самый плохенький панк-концерт в самом захудалом клубе, рояль (за роялем любимец женщин и детей, маэстро Левон Оганезов), у рояля — Иосиф Давидович. Во время исполнения в зале тишина. Между песнями — аплодисменты. Не, ну ни фига себе, вы знаете кого-нибудь, кто был вот так запросто на концерте Кобзона? Кобзон — вот реально, без дураков, может сказать всё что угодно, призвать к чему угодно, и люди пойдут и сделают, не задумываясь над тем, что вообще происходит. Он просто парит над толпой, притягивает, как удав кроликов — покровительственный и заботливый, как американский президент. Концерт закончился хоровым исполнением о всем залом «Дня Победы». Перед тем как начать последнюю песню, маэстро обратился как аудитории с предвыборной телегой, суть которой просто потрясла нас: до такой степени она была хитроумно и гладко сформулирована, хуй подкопаешься. Короче, Кобзон такой: «Вы, наверное, думаете, что я приехал сюда выступить перед вами и призвать голосовать за губернатора? Нет, типа, ни хуя. Денег у вас не хватит Кобзона купить. Всё, что я вам типа хочу сказать, это только одну вещь. Просто задумайтесь, чем бы вы хотели заниматься в следующие после выборов четыре года — работать или смеяться?» Вот так вот. За кого призвал баритон земли русской хуй пойми… Мы бы, например, выбрали бы смеяться, причём не только четыре года после выборов, а вообще по жизни… Но, наверное, алтайцам больше по душе работать. Хотя, как выяснилось, в конце концов, и они выбрали смеяться, так как в итоге новым губернатором стал Евдокимов.
В Перми мы бывали и до этого, на этот раз местом для нашего выступления организаторами была выбрана самая натуральная автомойка. Кроме шуток, изобретательные пермские автомойщики придумали такую оригинальную штуку: их огромная автомойка моет машины утром и днём, а вечерами, особенно в уикенды, сдаётся самым разным промоутером под проведение культурно-массовых мероприятий. До нашего выступления кайф проведения вечеринки на мойке оценили только опенмайндед кислотные промоутеры, поэтому у отличного места сложилась среди зашоренной рок-братвы хуёвая репутация кислотно-танцевально-бандюганского клуба. Рок-братва пугалась мысли о панк-концерте в автомойке, предварительная продажа билетов поэтому была не на высоте, промоутеры паниковали, но, в итоге, всё прошло просто отлично, это был один самых мощных, мясных и угарных концертов всего тура — как для группы, так и для людей. На самом деле, российские города действительно разнятся, однако разница это скорее географическая и экономическая. Практически все города, в которых имеется крупное производство, у людей есть работа и, соответственно, деньги, имеют какую-никакую инфраструктуру развлечений. Клубы, залы, аудитория их заполняющая — всё это во многом зависит от того, как чувствует себя город в экономическом плане. В географическом плане маленькие города похожи друг на друга, а большие соответственно на большие.
Города в Поволжье напоминают друг друга, равно как и города в Сибири. Многие места действительно легко спутать, тем более, если ты просто чувак из тупой панк-группы, приехавший на вечерок понадрывать глотку, чтобы уехать на следующий день. Из окна автобуса всё кажется одинаковым. Одинаковые дома, одинаковые люди, улицы, транспорт, реклама, деревья, сугробы, ларьки, менты и так далее. Многие места, мимо которых мы проезжали или даже в которых играли, видом вызывали у нас два вопроса — как здесь можно жить и сколько человек в этом городе слышали про группу No Use For A Name… Короче, в большинстве случаев жизнь в российских регионов крайне безрадостная и, я бы даже сказал, безысходная. Ловить там в натуре нефига, особенно если ты отчего-то вздумал хуярить позитивный рок. Люди пьют водку, причём не от того, что им так уж этого хочется, а просто потому, что делать реально нечего.
Тусуя у себя в Москве, причём не просто тусуя, а находясь в своей мелкой культурной нише (ну там типа, один ходит в Джерри Рубина, другой на этно-фестивали, третий жрёт кислую, четвёртый на великах катается, и ничто его не ебёт, и так далее), мы даже не подозреваем о том, что же на самом деле происходит в стране. А происходит следующее: экспансия «Фабрики Звёзд» настолько велика, что не чувствовать её могут только единицы москвичей, не смотрящих телевизор по идеологическим соображениям. Во всей стране «Фабрика Звезд» и её сольные ответвления — главный гастролёр. Это непрекращающиеся битки на стадионах, тонны атрибутики и всё остальное. Все в курсе про всё, знают имена и фамилии всех этих мальчиков и девочек, какие-то там даже хиты у них… Главный рок-гастролёр (битки, довольные лица промоутеров, недетские цены на билеты) — группа «Звери». Все остальные даже рядом не валялись. Вот так вот. Если ли среди ваших знакомых, люди, которые могут сказать о себе, что они поклонники группы «Звери»? Так вот, знайте — это главный рок-акт страны, по крайней мере в этом сезоне.
Новосибирск, Барнаул, Томск — вот отличные места в Сибири, где есть чем заняться, если только ты парень с головой. Также отличные места — Екатеринбург и Пермь. Чем крупнее (а в России это как правило означает «чем более развит») город, тем больше шансов, что вы наткнётесь там на хорошо развитую панк-сцену, которая конечно же, в лучшем случае будет представлять собой тусовку из пяти-десяти групп, которые то и дело мутят концерты и локальные фесты. Тем не менее – это тоже жизнь. Иногда это правило не работает. В совсем малюсеньких местах, таких как, Рыбинск, например, можно обнаружить массу восхитительных групп, а в Самаре никто ничего не знает о местных панк-актах. Во многом на рок-активность в городах влияет наличие или отсутствие в местном эфире «Нашего радио», однако есть города (Барнаул, например, или Новосибирск), где с роком (группами, тусовкой, фэнами, клубами) всё в порядке и без наличия такового.
Фэны
Фэны — это отдельный разговор. Их интересует всё, а именно: почему не приехал Чача, не подарю ли я свою бейсболку, какие у нас отношения с «Королём и Шутом» (они это так и произносят, «с Королём и Шутом», как будто где-то сидит некий король и некий шут, и вот с ними, значит, можно иметь отношения). Также им интересно: почему мы не приехали в «Пульку», а приехали в ДК Молока и Мяса (как выясняется из разговора, «Пулька» — это такой местный клуб, «куда все приезжают, даже «Кирпичи»), где наша гостиница, номер моего телефона и не знаю ли я новый номер телефона Горшка (?). Будем ли мы пить водку и куда мы пойдём после концерта, когда мы приедем в следующий раз и знаю ли я Лёху Лысого из Питера, потому что Лёха Лысый из Питера, когда он здесь был в последний раз, говорил, что он меня знает, и мы даже пили с ним водку (многие люди в регионах отчего-то думают, что «Тараканы!» — питерская группа. Наверное, мысль о том, что что-то условно достойное их внимания может прийти из Москвы, причиняет им адскую боль).
Фэны любознательны и живописны, в большинстве случаев общаться с ними забавно и интересно, хотя, конечно же, случаются и исключения.
В Новосибирске, в клубе во время и после саундчека мы дали огромное количество автографов людям, специально приехавшим в клуб днём, за семь часов до концерта. Практически каждый из тех, кто протягивал нам свою бумажку на подпись, обязательно добавлял на словах: «Подпиши, блин, если не впадлу, а то, блин, на концерт я не попадаю». А отчего же ты не попадаешь на концерт-то, а, милый? «Да блин, с баблом напряг, но я ваще фанат, вы не думайте, я от панк-рока тащусь, вот и на «Наиве» месяц назад был», — отвечал нам фэн, думая, наверное, нас таким образом лишний раз приободрить.
В Курске после концерта во время раздачи автографов чувак спрашивает меня: «Сань, а когда вы снова приедете?». Ему все вокруг такие: «Какой он Саня, он — Дима!» Чувак: «А, ну да, ну да, Дима!» Через три минуты: «Сань, ну, это, слышь, как его… Когда снова-то приедете?»
Некоторые фэны находят неимоверный прикол в том, чтобы выпрашивать у артистов различные предметы «на память». Особенно запомнились два пацана в Нижнем Новгороде (ранее там такие не наблюдались), которые хотели всё: мою кепку и так далее. В ответ на моё шутейное предложение взять мои последние штаны чувак нереально взбодрился, приняв шутку за чистую монету, и уже чуть ли не принялся протягивать ручонки. Почти везде, где сцена низкая и у первого ряда зрителей есть возможность на ней лежать, всегда находятся такие, чей прикол на протяжении всего сета состоит в развязывании шнурков на ногах музыкантов, если таковые ноги оказываются в непосредственной близости от них. Если в момент развязывания вы посмотрите вниз, пытаясь рассмотреть вредителя, то почти всегда обнаружите абсолютно счастливую, заливающуюся беззаботным детским смехом (развязать шнурок — это очень, очень смешно! Попробуйте как-нибудь!) рожу, скорее всего девичью. Между песнями можно попытаться попросить не делать этого больше, даже объяснить в двух словах, что развязанный шнурок может послужить причиной падения и травмы во время исполнения лютого рока. Однако, как правило, любые попытки, каких-либо объяснений, а вернее, сам факт персонального обращения со сцены вызывает ещё больший приступ неконтролируемого счастья, человек начинает просто заливаться смехом вряд ли понимает что-нибудь из того, что ты пытаешься до него донести.
А вот какое оригинальное электронное сообщение получил наш главарь фэн-клуба в разгар тура. Письмо из Красноярска, Серёга выложил его на форум www.tarakany.ru с ремаркой «Кто-то может сказать, что тут вообще написано?». «Здарова, када в Красноярске будете на сцену выталкивают чела в дублёнке знаменитой, который при этом будет говорить, бля, не козно…вышлите мне свои Имейлы, я ваш огромный ФАНАТик…а то я поджег парня в дублёнке на концерте 4 апреля в Красноярске устрою… Волосатому хрену привет, Сидушка, ты Красивенький… после концерта мы вас будем ждать…у чёрного входа… с пивом…и обгорелым хреном в знаменитой дублёнке…!!!». Как вам такой подход к делу? «В дублёнке знаменитой», который при этом «будет говорить, бля, не козно…». Волшебство! Магия!
Никто так в итоге ничего не понял, хотя обсуждение письма длилось на форуме какое-то время. В основном людей смутило слово «не козно». То есть всё остальное, даже «знаменитую дублёнку», люди ещё хоть как-то могли объяснить, но вот «козно» срубило всех напополам. В Красноярске нам пояснили, что действительно, в местном сленге есть слово «козно», означающее «круто», «клёво» и так далее. Причём произошло это восхитительное «козно» от слова «коза»! За исключением «козно» (ставшего на некоторое время новым шутейным словом для внутреннего пользования) красноярцы затруднились объяснить остальной смысл послания. Мужика в дублёнке мы не увидели.
Чтобы закончить с темой странностей российских панк-фэнов (и перейти к описанию их невообразимых кайфов), необходимо упомянуть несколько эпизодов, с которыми мы столкнулись в тех городах, где промоутеры (по типу пермских) решались делать концерты в непривычных для панк- (и рок-) фэнов местах. Представьте себе историю. Живёте вы, например, в Москве. И последние пять лет дико фанатеете от группы…эээ ну, например, No Fun At All. И вот по истечении долгих лет ожидания, даже не надеясь когда-нибудь увидеть концерт кумиров в родных пенатах, относясь к такой идее как к чему-то фантастическому, вдруг видите на улицах афиши, возвещающие о том, что небывалый концерт скоро состоится. Правда, не в Горбушке и не в СДК МАИ, а куда мы привыкли ходить на панк-рок-концерты, и не за ту цену на билет, которую вы привыкли отдавать за концерт группы «Смех». А, например, в «16 тонн» и за, ну, скажем, 20$. И вы настолько обламываетесь от места и цены, что твёрдо решаете на такой концерт не ходить, несмотря на любовь, мечты, фанатство и неимоверное желание. Я себе такую историю представить не могу. Если кто-нибудь привезёт «Misfits», да хоть в «Метелицу», да хоть куда, да хоть за 50$ входа, да в рот его ебать! Для меня это будет единственный шанс увидеть их, а если я не приду и не придёт ещё десять таких же — это будет единственный и последний шанс для Misfits играть в Москве. Многие люди в регионах реально не въезжают в эту тему, им по-прежнему кажется, что от них персонально ничего не зависит, и, если именно они сейчас проебут давно желанный рок, ничего страшного не случится, ещё приедут, ещё сходим. Такой взгляд на вещи, на самом деле, приводит лишь к тому, что неудовлетворённые финансовыми результатами организованного концерта промоутеры более не берутся за концерт это группы, и, соответственно, проёбанный концерт оказывается последним. Организаторы, имевшие проблемы с низким уровнем предварительной продажи по причине нетипичности площадки, выбранной для концерта (а для многих рок-фэнов в регионах типичной площадкой для концерта считаются, вы не поверите, цирки!), обратились к нам с просьбой, чтобы мы как-то попытались повлиять на людей. Таким образом, в середине тура на нашем сайте появилось воззвание, которое мы спешно накарябали где-то в Омске.
А вот наиболее забавные выдержки из концертных репортажей, написанных фэнами и присланных нам на сайт. Можете проверить, они там до сих пор, скорее всего, лежат.
Ижевск: «Подойдя к входу так называемого ДК «Мир», мне очень не понравилось пребывание там грязных, мерзких и ублюдочных быдл, пьющих дерьмовое пиво и поющих одну песню «Тараканов!» — «Русский рок» (видимо, всё, что они знали про группу, решили выпалить сразу). Как оказалось позднее, все эти господа и дамы ни хрена не врубаются, куда и зачем они пришли. К примеру, после концерта мне встретилась шайка девчушек, стоящих за автографами и не знающих даже имён (!!!) музыкантов; и до кучи представьте картинку: какой-то уёбищный мудак весь концерт (раз 200, наверное) как на задроченной пластинке орал Death-овым голосом — «Сид — ты лучший». Было невооружённым взглядом видно, что музыканты относятся к делу очень серьёзно, с полной отдачей, поскольку примерно к четвёртой песне Ватов в сердцах что-то крикнул товарищам по оружию (по-моему, из-за того, что Прокофьев начал играть не запланированную песню, а может быть, просто сказывается охуенная усталость тура). И примерно к этому же времени я заметил за колонками сидящего и грустившего Сашу Голанта (я, честно говоря, думал, что он выйдет и сыграет либо вторым гитаристом, либо в качестве вокал-гитариста «Три 15»), однако он ни разу не вышел на сцену и до конца пребывания в ДК так и не появился на публике, чтобы раздать автографы (хотя я бы к таким еблищам тоже бы не вышел), а сидел в гримёрке на лавочке и раскрашивал маркером игрушечную лошадку».
Энгельс: «Было сыграно много песен, но больше всего меня удивили «Панк-рок песня» и «Гимн». Казалось, что эти песни лёгкие, но были сыграны так тяжело, что можно было подумать, что это очередная метал-группа бьёт по струнам. Ан нет, это «Тараканы!», вот так рубят!!! Особенно было забавно, когда люди ни разу не слышавшие «Панк-рок песню», старательно пытались спеть мотивчик «Ша-ла-ла-ла». Ха-ха-ха. Прикольно! Можно было умереть со смеху, когда один скин, напрягая свои извилины, пытался это спеть. Зато «вайт повер» они выговаривают спокойно».
Йошкар-Ола: «Постояв часиков с 4 около входа, увидев 3 пунков по внешности походивших на представителей чувашского этноса, подошел к ним — вауу, круто, они из Цивильска (это недалеко от Чебоксар). Типа цивильские панки! Они твердили мне, что у них недогон, при этом у них заплетался язык, они еле держались на ногах. Впоследствии они там нехило проблевались и вроде немного протрезвели!.. Степу выкинули из клуба и плюс к тому отхреначили охранники — он ни одной песни не слышал. Вся пога как обычно началась с меня (охрану чуть не затоптали), все охреневали от того, как я сламовал. Концерт длился около 2 часов, и под конец народ уже довольно-таки сильно выдохся, сил не оставалось, но самое странное то, что шея у меня почти не болела! После концерта мы немного потусовали на входе с местной шпаной (вообще всё было на удивленье тихо и спокойно — никого не пиздили)».
Екатеринбург: «Концерт проходил, как я уже говорил, в небольшом клубе, вмещающем где-то человек 200. Тем не менее, на концерт приехала куча народа из ближайших городов, в которых не будет концерта московских панков. Я даже встретил рокеров из Челябинска, до которого 200 с лишним километров, следовательно, 3 часа езды. Вот что значит мечта попасть на концерт любимой группы! Ну а теперь непосредственно о концерте. Перед выступлением музыканты настраивались где-то минут сорок. Естественно, на улице всё было слышно, мы слушали саундчек и просто торчали».
Минск: «Идя на концерт…надо мной брало верх чувство «измены», т.к. видя «Тараканов!» только в клипах… да в интервью… я слабо представлял, что могут представлять из себя эти люди…вдруг они окажутся заносчивыми и высокомерными подонками, которые только строят из себя панков… но к счастью они оказались вполне обычными людьми… без всяких замашек… я был удивлен…раньше я думал, что Сид такой…хм… «хлюпенький музыкантик»… но передо мной стояло крепкое не сильно, но накаченное тело… ростом, где-то под метр девяносто… рядом… справа… такое же тело Салаги, но только чуток располневшее… слева от Сида… стоял Ватыч… глядя на него моя душа успокоилась… он был чуток их всех ниже… да и комплектация у него такая… обычная… сзади… Прокофьев… он тоже был обычный парень… хотя его сложно было рассмотреть из-за барабанов…»
Продолжение следует
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com