Дмитрий «Сид» Спирин: «Морим. Хороним»

Раздел: 2002

Группа «Тараканы!», считающаяся одной из главных панк-команд России, на этой неделе выпускает в свет свой «бест» под названием «Лучшее. Враг хорошего». Русский панк-рок с момента своего зарождения — полувиртуальное явление, объективность существования которого вызывает сомнения и у меломанов, и у музыкальных критиков. Одни были склонны считать все попытки имитации стиля Нины Хаген и Sex Pistols пустым эпигонством, другие приписывали термин «панк-рок» исключительно сибирской рок-общине, а всех остальных объявляли их неудачными копиями или не имеющими отношения к этому стилю охотниками за модным нонконформистским ярлыком. «Тараканы!» — ветераны панк-движения, прошедшие через все положенные панк-коллективу стихии существования: огонь подполья, воду свежего воздуха по выходе из него и медные трубы коммерческого успеха. Так ли это? На вопросы, упреки и замечания корреспондента «Известий» Юрия Дудя ответил солист группы и панк-активист Дмитрий «Сид» Спирин.

— Может ли группа, хит которой полгода не вылезал из эфира на «Нашем радио», считаться представителем андеграунда?
— Корнями мы все оттуда. Период подпольного, местами подвального существования у нас продолжался лет пять. Я буду называть «Тараканы!» панк-группой и группой из андеграунда до тех пор, пока радиодеятели не перестанут шарахаться от названия нашей команды. Пока любой потенциальный спонсор, услышав первый аккорд первой песни, не перестанет категорично отказывать в поддержке.

— Хорошо, тогда выдели «Тараканов!» в московском подполье. Наверное, это стареющие ветераны с сединами на ирокезах?
— Ни фига подобного. Как мне кажется, для многих людей мы делаем новую группу. Мы многое делаем в российской культуре первыми. Нам, к примеру, принадлежит авторство первой в России поп-панк песни — трека «Выходной» с альбома «Посадки нет». Хотя для людей, которые в панк-тусовке живут столько же, сколько и группа, мы уже неинтересны. Но они либо открыли для себя новые имена, либо не могут нам простить, что мы вырвались из этого болота и теперь нас знает больше народу, чем 5-6 лет назад.

— Давай представим, что я решил стать панком. Что мне для этого нужно сделать?
— Спроси у панков — они знают лучше. Раньше для этого стоило просто назвать себя панком, и тебя все вокруг считали сумасшедшим и неудачником. Сейчас это в некоторых кругах даже модно, хотя не понимаю, что в этом особенного. Лучше оставить эти разговоры тинейджерам. Мне всё равно, что и как у них принято. Если человек слушает панк-музыку, чувствует её дух, любит её по-настоящему, он мне уже друг. А кто он и как себя называет — неважно.

— Постой-ка, а как же все истории и анекдоты про многоступенчатые посвящения в панки: жизнь на помойке и т.п.?
— Ерунда. Разве есть определенная шкала? Сколько лет надо жить на помойке, чтобы тебе сказали: «Да, парень, теперь ты панк»? В 80-е годы я думал, что все эти байки придумывал КГБ, дабы пролетарскую советскую молодёжь отвернуть от тлетворного западного влияния. Нищета и неотмывающаяся грязь панков — тоже вымысел. Если у тебя нет денег купить кассету или сходить на концерт, то как тебе может нравиться наша музыка? Где ты её вообще слушаешь? А если ты облёванный и оборванный, то ты не панк, а простой бомж.

— Есть мнение, что современные панк-группы — маленькие детишки, которые лишь пытаются подпевать харизматическому сибиряку Егору Летову. Ты можешь сопоставить себя с его «Гражданской обороной»?
— Это всё равно что сравнить «Тараканов!» с «Ласковым маем»! Обе эти группы являются чрезвычайно далёкими от нас продуктами: эстетика, звук, смысловая нагрузка лежат в абсолютно других плоскостях. Существуют люди, которым 15 лет назад сказали, что «Гр.Об» — это панк-рок, и они поверили и уверовали в это. И вдруг им заявляют, что панк-рок на самом деле абсолютно другой. Лично для меня и коллег музыка «Гр.Оба» никогда не была интересна. Мы не в Сибири выросли. У нас был доступ к другим, более занятным вещам.

— Ещё одна позиция: со времени начала активной деятельности Нины Хаген и смерти Сида Вишеза панк-рок почти полностью себя изжил…
— Всё с ним нормально. Приходят люди с новым видением, с новым звуком, с новым опытом и способом приложения этого опыта. Они создают новые группы, сочиняют песни, рождают новые подстили. Музыка развивается. Панк — по-прежнему одна из самых свежепахнущих музык. Сделанный искренне и честно, он до сих пор поднимает людей с насиженных мест и заставляет трясти костями.

— Насколько прибыльным занятием является участие в ключевой андеграундной команде страны?
— Мы гораздо менее востребованы коммерчески, чем «Океан Эльзи», например. Это не значит, что у нас меньше фанов, у них, возможно, больше. Но промоутеры прекрасно понимают, что все они из маргинальной среды и больше определенной суммы за билет не заплатят. А проблем от них куда больше, чем от мейнстримовой публики. В итоге игра панк-рока превращается в достаточно малооплачиваемую работу. Но мы спокойно к этому относимся, по-философски. Очень маленький процент людей занимается своим любимым делом. А нам от этого порой ещё и денег перепадает. Вся наша деятельность — это беспрерывная ловля кайфа. Только иногда это упирается в то, что кушать становится нечего. Но мы примерно представляем, когда нам следующий раз на сцену, и можем продержаться. Так что так и живём — от концерта до концерта.

— Ты сам осознаешь, что 90 процентов вашей аудитории — юнцы, у которых ещё пляшут гормоны и которым просто хочется потолкаться друг с другом?
— Мы стоим на сцене и видим только два-три первых ряда. Естественно, там стоят более молодые и чокнутые. Но мы же не знаем, кто сидит за барной стойкой. Мы не можем отследить, кому попадает в руки наша пластинка и кто скачет по кухне, когда наша песня играет на радио. Мне всё равно, кто приходит нас послушать. Главное — чтобы нравилась музыка в целом. Я уже доволен, когда человек приходит почувствовать эти вибрации, пропустить в уши мощь и просто стать её частью. Именно на таком животном уровне всё и происходит. Ноты и слова не столь важны.

— Рок называют музыкой протеста. Против чего вы сейчас протестуете?
— Для меня никакой рок никогда ни с каким протестом не ассоциировался. Исключением может быть только «конфликт отцов и детей». Я люблю искренние группы, не зависящие от социальных стереотипов. «Тараканы!» не протестуют вообще, если иметь в виду лозунги, заявы и митинги. Однако если расслушать нашу лирику повнимательнее, можно увидеть несогласие со многим.

Беседовал Юрий Дудь

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Marky Ramone Воронеж Минск Бригадный подряд НАИВ Европейский тур 2011 Барнаул Смоленск XXV лет: Лучший способ не стареть ДК им. Горбунова Акустика: Полный привод Браво Екатеринбург The Power of One Tour Челябинск Ракеты из России ‘05 Свалка w/ Василий Лопатин Украина Европейский тур Башкортостан Эстония Таллинн R-Club Страх и ненависть тур Властелины Вселенной тур Король и Шут Точка Презентация альбома Киев 1991-2019 Лучшие из лучших M24 Орёл MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Сила одного (тексты) Ульи Ижевск Смех ГлавClub (Москва) Элизиум Ramones Порт (812) 1.5 кг отличного пюре Тверь Лусинэ Геворкян Лампасы Червона рутта Кирпичи Приключения Электроников Германия Ramones Night Tour Беларусь Татарстан Der Steinkopf Москва СДК МАИ Ростов-на-Дону MAXIMUMHAPPY II Tour Сплит-альбом Billy Idol Зеленоград Швейцария Нижний Новгород Рязань Удмуртия Russian Rockets Over Europe Tour Краснодар Высшая школа панка Орландина Байк-фест Европейский тур 2019 Доброфест Marky Ramone and Tarakany! Наше Радио Новосибирск MAXIMUMHAPPY 2013 Лужники Пермь Уфа Четыре таракана Distemper Нашествие Казань Иваново МЭD DОГ Сила одного тур Ярославль Б2 Границы гетто тур Тула XXX лет: Право быть собой! Петрозаводск Планетарий w/ Дмитрий Кежватов Творческий вечер Санкт-Петербург Европейский тур 2005 Премьера Три 15