Дмитрий «Сид» Спирин: «FM умрёт сам»
Радиостанции не могут не понимать, что являются объектом интереса для многих категорий людей. Первая — это слушатели, которые изо дня в день получают бесполезную информацию и покрывшуюся плесенью музыку. Вторая — музыканты, для лучших из которых путь на радио, как самая простая и эффективная возможность донести своё творчество до слушателя, закрыт. Любое искусство, не вписывающееся в рамки, порожденные интеллектом ответственных сотрудников любой из радиостанций — неформат. Сегодня мой собеседник — лидер культовой, но весьма «неформатной» группы «Тараканы!» Дмитрий «Сид» Спирин.
— Сид, ты поддержал идею создания движения FM Must Die! Почему? Неужели ты, музыкант, считаешь, что FM-станции действительно являются злом и с ними необходимо бороться?
— Видишь ли, я считаю, что сам принцип построения программ на современных коммерческих FM-станциях (а следовательно, принцип существования их вообще) порочен и негативен. Понятие «ротация» (жёсткая, слабая, такая, сякая) нивелирует идею музыкального радио, как средства получения оперативной и разнообразной информации. В погоне за деньгами рекламодателей, а также в весьма сомнительном процессе создания «собственного эфирного имиджа», коммерческие станции неминуемо приходят к необходимости как можно более частого повторения в эфире одних и тех же композиций (а также к предпочтительному включению в плейлисты песен тех артистов, чьи предыдущие композиции вызвали наибольший интерес так называемого «усреднённого слушателя»).
Таким образом, слушателям навязываются вкусы и предпочтения весьма и весьма ограниченного круга людей (программных и генеральных директоров станций, музыкальных редакторов), которые, руководствуясь собственными, зачастую довольно странными, критериями, решают, что именно следует немедленно вбить в мозги людей, а чему дорога в «свободный» эфир закрыта. Так как в основе деятельности таких радиостанций лежат именно бизнес-интересы (и в этом смысле мы легко можем представить их себе исключительно как предприятия для зарабатывания денег, как бензоколонки и кафе быстрого питания, например), то следует признать, что артисты, чьё творчество по своей сути или форме не может быть интересно миллионам… ну, или даже пусть сотням потребителей рекламируемых на радио товаров, никогда не будут звучать на таких станциях. Или будут, но «тяжелоротируемые», офигенно хитовые композиции всё равно не позволят им быть услышанными многими. Эта схема не всегда была такой. В эпоху становления рок-музыки, ещё в не столь далеких 70-х, на радио было возможно почти всё. Люди почему-то были заинтересованы в том, чтобы предлагать публике всё новые и новые композиции и открывать новые имена. Шансы были равны практически для всех, так как всё это музыка, сочиненная людьми для людей, и никто не имеет права брать на себя ответственность и говорить: это хорошо, а это — плохо.
— Так в чём же заключается основная цель радиовещания? Только ли в удовлетворении существующих потребностей большинства? Мы сейчас говорим с точки зрения слушателя…
— На мой взгляд, FM-станции должны (и, что самое главное, в силу их специфики — могут) представлять публике весь спектр музыки, при этом станции могут иметь узкую специализацию (формат — в хорошем смысле этого слова). Типа — у тех только хард-рок 70-х, у этих джаз, ритм-н-блюз и психоделика, а у этих — хаус. В нынешней ситуации, когда 95% процентов станций играют одно и тоже, даже так называемое большинство не удовлетворено. Станции должны отличаться друг от друга, причём в корне.
— Возможно ли появление радио «не для всех» в наших экономических условиях, как ты думаешь?
— Знаешь, я не специалист в экономике радиобизнеса, но думаю, что теоретически это возможно. Чтобы что-то произошло, нужно, чтобы кто-то попытался это сделать. Хотя бы.
— Сид, на твой взгляд, может ли существовать нормальное альтернативное радио в экономической зависимости от государства?
— Это смотря, какие цели ставит перед собой государство, открывая или не открывая станцию. Если речь идёт о музыкальной FM-станции, то в идеологическом смысле государство больше парят «выверенные по курсу» выпуски новостей. В таком случае государственной машине будет выгодно, чтобы этой станции доверяло как можно большее количество людей, и, соответственно, это будет попсовый формат. Ну, и новости представляешь себе, да?
— Да, вполне…
— Вот. А если же чиновники будут вести более тонкую политику, намереваясь получить в свои «инфо-клиенты» «отборных» слушателей (типа «рабочие от 18 до 40», «городские интеллигенты», «студенческая молодёжь» и тому подобное) тогда есть смысл попытаться скоординировать музыкальную политику и сделать хорошую станцию.
— Как ты, «неформатный» музыкант, считаешь: можно ли бороться с радиокорпорациями и имеет ли это смысл? Ведь на одних «Стрелках» FM долго не протянет.
— В борьбе с радиокорпорациями смысла нет. Повторю ещё раз. Это бизнес. Сложный, высокотехнологичный и стрёмный способ поднять лавэ. Эти люди не думают ни о чём, кроме того, как идёт их бизнес, сколько лавэ они накосили — и это абсолютно нормально. Главное, не путать FM-бизнес с творчеством, а уж тем более — с искусством. Если бы я на последние деньги открыл продуктовый ларёк, я бы, наверное, брал у оптовиков помидоры проверенных фирм, и только те, что находят наибольший(!) спрос у массового(!!) покупателя. Я ведь открыл ларёк, чтобы зарабатывать, а не для красоты. FM умрёт сам.
Беседовал Алексей Протасов
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com