Не черносливы
«Молоток» просёк, что Сид — не такой уж и панк!
На днях наша лучшая панк-команда разменяла второй десяток. «Молоток» по такому случаю успел наградить их почётным званием старпёров-анархистов. А заодно расспросил Диму «Сида» Спирина, играющего в команде со дня основания, как в таком солидном возрасте его группе удаётся будоражить и бодрить.
— Для начала хотелось бы получить историческую справку из первых рук. Обозначь, пожалуйста, этапы большого пути.
— В 1991 году наша группа (тогда называлась «Четыре таракана») дала первый концерт в рамках «Фестиваля надежд „Рок-лаборатории“». Из всех участников, которые тогда вышли на сцену, остался я один. Кстати, в то время я не пел, а играл на басухе. Потом лет пять всё развивалось очень ровно. Мы давали концерты, самостоятельно выпустили и распродали три альбома. А в 1997 году подписали контракт с компанией «Фили» и выпустили диск «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!».
— За десять лет жизни ваша команда успела изменить не только состав, но и название.
— Это произошло как раз в 1997 году, когда из группы ушёл последний (не считая меня) участник оригинального состава — наш барабанщик Денис Рубанов. Покидая команду, он заявил свои права на название «Четыре таракана». Вот мы и стали просто «Тараканами!». Кстати, Денис отвоёванную собственность пока никак не использовал.
А вот Сид и товарищи быстро сделали своё имя очень популярным. Помимо музыки «Тараканы!» сейчас занимаются панк-лейблом «Сделай SOME Records» (это они так стебутся над хардкор-идеологией DIY — Do It Yourself, то есть «Сделай сам»). Основная задача компании, у которой даже аббревиатура звучит неслабо (ССР), — раскрутка молодых панк-групп (недавно на свет появился уже третий сборник из серии «Типа… панки и всё такое!…»). Короче, всё как у Гоголя: не сидят «Тараканы!» под лавками, не прячутся подобно черносливам!
— А зачем тебе это всё? Бабла решил подсрубить?
— Группы, которые у нас записываются, хотят стать популярными. Я в деле раскрутки выступаю этаким свадебным генералом — например, под моё имя клуб даст более выгодные условия для концерта. Но вот говорить о реальных прибылях нам не приходится. Вообще, шоу-бизнес в России — дело сложное.
— Есть мнение, что панк-музыка, как и рэп с хип-хопом, чуждый русской душе, а потому и не должны здесь прижиться?
— Получается, нам только классику да частушки слушать? Ну ещё русский рок, который на самом деле просто зарубежный рок, только смешанный с частушками? А вся остальная мировая музыка для России, значит, не подходит? Хотя часть мелодичный панк, который мы играем, и правда непонятен нашим совковым панкам. В нашей музыкальной культуре не приняты ритмика, сексуальность, энергетика и агрессивная подача. Здесь всё пропускается через сито совковой замороченности. На первом плане лирика, патетика, реже мелодия. Вот поэтому у нас и привыкли считать панками «Гражданскую оборону» и «Сектор газа».
— А кто же тогда настоящие панки?
— «1.5 кг отличного пюре», Distemper, Spitfire — отличные российские команды. «Тараканы!» тоже играют настоящий панк-рок. НАИВ был неплох, но основав рекорд-лейбл S.O.S., приняли правила игры большого шоу-бизнеса, и он уже начал потихоньку впитываться в их мозги и, что самое печальное, в их души.
— Говорят, «Тараканы!» и НАИВ всё больше превращаются в два враждебных клана, вербующих молодых.
— К этому всё идёт, а жаль. Сейчас, мне кажется, НАИВ пытается взять под контроль часть нашего общего музыкального рынка. Они себя провозгласили лучшей панк-группой в России. Но мы не враги, морды друг другу не бьём. И вообще, всем начинающим панкерам могу сказать: ребята, ломитесь на S.O.S. Records. Там есть финансирование, а у нас с этим неважно.
— А что ты делаешь кроме музыки, чтобы заработать?
— Ничего. Уже после десяти-то лет существования даже российская группа может вполне жить на доходы от концертов и продаж альбомов. Уровень заработков у нас не меньше, чем у милиционеров, врачей и учителей.
Вот так, назвался панком — о баснословных доходах не мечтай, хоть у тебя и есть своя рекорд-компания. Кстати, Сид вообще разрушил все представления «Молотка» о панке: не расист, наркотиками не гасится, любит книжки (!), да ещё и считает, что рэп — не такой уж кал!
— А были вообще случаи в твоей жизни, про которые ты мог бы сказать: «Я поступил как реальный панк»?
— Ну не знаю… В общественных туалетах я всегда за собой смываю — большинство этого не делает. Всё-таки я прогрессивный человек. Но вот в транспорте талончики никогда не покупаю. В сборники свои не включаю лажовые группы, даже если они дико популярны.
— А как насчёт любви к лажовым певицам?
— Я тебя понял. Действительно, нашему гитаристу Дмитрию Кежватову Бритни Спирс — как девушка, а не как артистка. Он абсолютно серьёзно хотел бы жениться на ней. Это не стебалово. И я его очень понимаю. В этом есть что-то волнующее: девственница, да ещё и очень известная личность. Мы даже сочинили песню «Письмо к Бритни» с припевом: «Хэй-хэй, Бритни, я живу в Москве, моё имя Дмитрий, оу е-е-е!»
— Это произведение мы тоже услышим на концерте, посвящённому вашему суперюбилею?
— Сто пудово. Там будет всё. Как-никак, это наш первый сольный концерт в большом зале. СДК МАИ, конечно, поменьше «Горбушки», но зато есть маза сделать билеты подешевле. На самом деле мы не слишком популярная в народе группа. А хотелось бы видеть полный зал. Надеюсь, так оно и получится. Обещаем феерическое, незабываемое шоу! Обязательно приходи!
Беседовал Сергей Блохин
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com