Тараканы! научили мир сосать! А то!
13-го марта (самое панковое число) выходит новый альбом московской группы «Тараканы!» «Попкорм (Мы научили мир сосать)», что означает, помимо всего прочего, прекрасный повод поговорить с лидером команды Дмитрием «Сидом» Спириным…
— Дмитрий Спирин: Первая песня для альбома была сочинена во времена предыдущей нашей работы «Посадки нет». Фонограмму делали в октябре-ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге, на «Добролёте», там, где писали «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!». В итоге получилось семнадцать песен, одну из которых решили не включать в альбом, а одна войдёт только в дорогое, коллекционное издание компакта как бонус-трек. То есть для простого люда осталось пятнадцать номеров.
— Чем ещё будет дорогое издание в своем оформлении отличаться от обычного?
— Полноцветкой, многостраничным буклетом со всей лирикой и коробочкой, которая надевается на компакт. Альбом выйдет как кассета, как дешёвый компакт и как дорогой, с добавочным треком. В буклете будет масса всяких провокативных картинок, уж если не порнографических, то балансирующих на грани. С таким нашим подходом связано несколько идеологических моментов, достаточно глубоких. Я мог бы тебе подробно всё расшифровать сейчас, но лучше дождаться выхода пластинки, прослушать песни, и тогда многое из дизайна компакта станет понятно.
— Ну проясни, пожалуйста, всё-таки кратенько…
— Дело в том, что люди в конце двадцатого, начале двадцать первого века являются либо производителями, либо потребителями рекламы и каких бы то ни было продуктов, либо и то, и другое одновременно. Причём неважно, что это — сигареты, еда, пластинки, умные книжки. И реклама ко всему этому относится одинаково, то есть для неё всё равно — пластинка это панк-группы или «Чупа-Чупс». Вот так бы я обозначил наш подход.
— Давай заглянем в скобки, что стоят в названии альбома — «(Мы научили мир сосать)».
— Тут смотри какая штука. Мне была интересна грань запрещённого и допустимого, нецензурного и вполне легальных вещей, где проходит, собственно, водораздел. Фраза «мы научили мир сосать» однозначно очень жёсткая и грубая, но при этом она не содержит нецензурных слов, соответственно, она может писаться на обложке пластинки, в газетах, может быть даже на первых страницах газет, крупным шрифтом. То же самое с внутренним наполнением, дизайном — ещё бы чуть-чуть, и мы бы получили проблемы в плане дистрибьюции пластинки: картинки использованы очень похабные, но предъявить против нас нечего, ибо никаких половых органов очевидных там нет. То есть мы имеем вариант, когда есть что-то достаточно оскорбительное, но в то же время напрямую придраться не к чему.
— Какой в таком случае ты ждёшь реакции от слушателя?
— Я хочу добиться очень многих вещей: чтобы недоброжелатели группы таковыми и остались; чтобы люди с поп-ориентированным сознанием, ведущиеся на яркие упаковки и громкие названия, этот альбом схавали — пошли и просто купили; чтобы нашлись люди, раньше, может, и не слышавшие название «Тараканы!», но купившиеся на ту же обложку, которые бы потом или горько пожалели, что они приобрели такой диск, или наоборот, были бы от него в восторге. Мне хочется, чтобы умные, ироничные люди, любители панк-рока в целом, а не нас конкретно, которые встретят эту пластинку, тоже бы нас заценили. Вот чего я жду. Хорошей, сильной реакции. Нам надоело, на самом деле, делать вещи нейтральные, беззубые, с оглядкой на что-то…
— Вот те на! А я всегда вас считал по-хорошему радикальными в своих текстах и музыке!
— Я имею в виду все внешние штуки, как то: название альбома или обложка. Оценить песенный «радикализм» ансамбля может только тот, кто купил где-то альбом, а потом его послушал. Но название и обложка альбома — тоже очень важные вещи для тех, кто «Тараканов!» не знает.
— Когда я узнал, как будет называться ваш альбом, подумал ещё вот о чём. Время-то сейчас, что у вас, в России, что у нас, в Беларуси, жутко какое политизированное, это касается и внутренних процессов, происходящих в наших странах, и каких-то внешних проявлений. Были события в Югославии, на которые часть российской молодёжи отреагировала соответствующим образом у американского посольства в Москве, а ряд российских музыкантов дал серию концертов у «югов». Потом война в Чечне, за которую на Россию ополчился весь Запад. И тут вы такие, с таким заявлением…
— И это тоже можно туда, в название, впихнуть! Много чего можно! Ты посмотри, что делают огромные западные корпорации — они «учат мир сосать». Причём фраза эта имеет реальное рекламное хождение — это рекламный слоган «Чупа-Чупса»! Но он не употребляется на постсоветском рынке, потому что пиарщиками слоган был воспринят как фраза достаточно грубая, хотя на американском рынке ничего такого, двусмысленного, за ней не стоит.
Можно сказать и то, что, например, мы таким вот образом изучаем несколько ханжеские особенности русского языка. Тут многих таких штук, которые можно толковать, погружаясь куда-то глубоко. Много всяких… хрень-буреней…
— Альбом выйдет, и прочитаешь ты в откликах обо всём том, чего и не вкладывал в него!
— Может быть, может быть! Но при этом нас, в первую очередь, конечно, интересуют отклики на музыку.
— «Посадки нет» ты характеризовал, в том числе, как альбом, состоящий из коротких, быстро сыгранных вещей…
— Эта пластинка, по моему мнению, по мнению группы, по мнению очень многих людей, отличается от предыдущей «таракановской» продукции. Конечно, моя бабушка не найдет в музыке различий, ты, я уверен, — да. Альбом… более взрослый, более насыщенный аранжировками, включающий в себя достаточно много элементов, заимствованных из других музыкальных стилей. Заимствованных и в качестве каких-то таких мазочков аранжировочных, и как основа для песенных композиций. Например, есть песня, аранжированная как сёрф такой… южный. Есть песни, целиком сделанные, как ска, есть песня, начинающаяся в таком… ироничном кантри. Много хардкоровых элементов, в одном месте есть почти метал. В духе самба-боссановы есть, ламбада такая. Такие вот штуки.
Мне нравится альбом, он очень тёплый, разнообразный, его интересно слушать много раз.
— Кавер будет, к чему «Тараканы!» уже всех приучили?
— Один каверок планировался, но мы не смогли договориться с паблишинг-агентством, которое представляет на территории России авторские права коллектива, чью песню мы хотели использовать. Очень дорого получалось по деньгам.
— О взрослости. Не обижайся только, пожалуйста. В «Музыкалке» работают люди, которым нравятся, не нравятся самые разные музыкальные направления. Мне доводилось слышать о группе «Тараканы!» такое мнение: группа-то неплохая, но уж очень они упёртые в традиционный панк, и чего-то другого от них ожидать трудно…
— Я не думаю, что ТАКОГО человека, ТАК оценивающего то, что мы делаем, удивит и наш новый альбом…
— Опять вернусь к «радикализму» «Тараканов!» и рекламе. Не вступил ли ты сам в противоречие в своё время, отдав дорожку песни группы для рекламы шоколада?
— И тот ролик, и содержание новой пластинки, и дизайн обложки есть констатация факта, о котором я тебе говорил. Тут нечего дёргаться, можно над всем этим лишь иронизировать и всё это высмеивать, что мы на «Попкорме» и делаем.
— Но ты не жалеешь сейчас, что ваше творчество было засвечено на телевидении ещё и в виде рекламы продукта питания? Бумерангом от фэнов группы всё это к вам не вернулось? Я о самой примитивной реакции говорю — команда продалась и всё такое…
— Какие-то негативные отзывы в том смысле, как ты сказал, приходили от людей, которые, наоборот, не были нашими фэнами никогда, даже, я допускаю, любя музыку панк-рок и всю эту культуру. Но музыку «Тараканов!» они не любили и не слушали по-настоящему, от них такой посыл и был, да. Тем же, кто любит нашу музыку, не думаю, что присущи подобные заявления постольку, поскольку им достаточно приятно было слышать и видеть пусть даже десятисекундный кусочек любимой песни, так часто показываемый по телеку по всем каналам.
— В одном из своих интервью ты сыронизировал по поводу того, что никаких дивидендов с клипа вы не получили…
— Но это произошло не потому, что нас кто-то чего-то обманул. В тот момент у группы был достаточно большой дефицит бюджета из-за «Посадки нет» перед «Фили», и вся та сумма, что была получена компанией от Mars, пошла на покрытие долга. Я считаю, что всё было сделано справедливо.
— По выходу «Попкорма» альбом наверняка кто-то поставит в один ряд — с визуальной точки зрения, я не говорю про внутренне содержание — с такими работами, как «Мат (без электричества)» группы «Ленинград» (на обложке есть слово «мат») или «Супермен» Найка Борзова, где название группы «Х.З.» даётся в полном варианте…
— Нет, нет-нет-нет-нет! Это ряд не выстроится точно, наша пластинка будет лежать совсем отдельно. Я надеюсь, что она очень… тонкая… э-э-э-э… не столь очевидная. Ты всё поймешь, когда будешь диск в руках держать.
— Кто записывал альбом помимо музыкантов группы?
— Андрей Алякринский, человек, который записал достаточно много пластинок, начиная с «Короля и Шута» и заканчивая «Кирпичами» и Tequilajazzz, S.P.O.R.T., «Кафе», много кому помогал.
— На что ты сам ставишь из песен?
— По моему мнению, прекрасная песня «Тупая свинья». С одной стороны — с хорошим, модным, современным звучанием, с другой — это агрессивный, жёсткий панк-рок.
Из тех, что нравятся лично мне… «Опасный секс», немножко в «рамоунсовском» стиле сделан. «Если бы я был самым главным», грустный, минорный ска. «Кто же теперь будет спать со мной», что-то типа рок-баллады. «Много тёлок и пива», это вообще удивительнейшая песня! Она начинается как стандартный рок-медляк, после чего переходит в ска, потом — в панк-рок, потом — в хардкор, очень быстрый, на первую долю. И всё это укладывается в минуту сорок, что ли… Ну, вот это мои такие фавориты, хотя видео и первый сингл для радио сделаны на песню «365 дней», которая тоже неплохая, но она в числе моих фаворитов не тусуется. Песня сочинена целиком и полностью нашим гитаристом Сашей Голантом и представляет собой пример как бы… очень красивой, хорошо аранжированной, с хорошей мелодией ритм-темповой панк-песни, что-то типа «Поезда в сторону Арбатской», такого сорта. Но мне, например, не очень нравится текст, он совсем водяной такой, знаешь, без крючков. Но почему-то именно она выбрана и Мишей Козыревым для «Нашего радио», и Игорем Тонких на «Фили» для того, чтобы крутить её по радио и снимать на неё видео… Нет, ну я понимаю, конечно, почему, но ведь ситуация сегодня такова, что немножечко, мне так кажется, изменились понятия, даже в большом бизнесе: у Земфиры, к примеру, первый сингл был достаточно провокативным, у Найка Борзова — такая же фигня, и попсовая песня пошла вторым номером. И много таких примеров можно привести…
— Слава Богу, что хоть что-то, хоть как-то здесь началась меняться политика шоу-бизнеса!
— Ну да. Я лет пять назад не представлял вообще такого движения с панк-роком в России, понимаешь.
— Что будет организовано в поддержку альбома?
— Вполне возможно, что мы съездим в небольшой промо-тур с известной английской панк-группой, в равных правах деля концерт на двоих, но пока об этом рано говорить. Если не срастётся, будем играть два больших, сольных концерта в Москве и Санкт-Петербурге, планируя собрать аудиторию, которой у нас ещё не было никогда. Пресс-конференция в Москве, клубный концерт для журналистов, плюс к тому автограф-party, причём для того, чтобы оставаться в идеологической канве пластинки, мы собираемся это сделать не в маленьких, независимых рок-шопах, а в самом что ни на есть корпоративном магазине под названием то ли ГУМ, то ли ЦУМ…
— Не опасаешься, что произойдет всё, как у «Мумий Тролля», и толпы народа сорвут акцию?
— Такого не случится точно! У нас люди более вменяемые, я так считаю, и, конечно, численность фэнов у нас меньше — наш звук всё-таки намного менее комфортный.
— В отличие от «Мумий Тролля», у вас публика более конкретная…
— …конкретная, но при этом, ты поверь мне, самый отталкивающе выглядящий человек, «враг общества» из тусовки «Тараканов!», вменяемей любой «мумийтроллевской» девицы.
Беседовал Олег Климов
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com