Новые имена: «Четыре таракана»
Группа «Четыре таракана» существует уже больше шести лет, однако только с появлением альбома «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!» число слушателей стало резко увеличиваться. И теперь, в отличие от прошлых лет существования команды, «Четыре таракана» можно услышать песни не только на аудионосителях, но и по радио и в ТВ-эфире. Всё это послужило поводом для встречи с лидером группы Дмитрием Спириным (или просто Сидом, как зовут его друзья). Разговор получился по-настоящему панковским, на ступеньках ДК Горбунова.
— Как пришла в голову идея такого оригинального названия для альбома — «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!»?
— Альбом записали, его нужно выпускать. Для этого необходимо его назвать. Изначально были другие варианты, но потом показалось, что это самое нормальное, громкое, достаточно звучное название. Некоторые вменяемые журналисты смеются и берут на рецензию этот альбом, а какие-то абсолютное невменяемые программные редакторы радио говорят: «Нет, альбом с таким названием у нас не может звучать в эфире». Вот это отлично, как мне кажется. Название работает на группу. «Украл, выпил, в тюрьму» — цитата из фильма «Джентльмены удачи».
— Большое место в нём отводится алкогольной тематике.
— Да, у нас есть песня «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!», есть песня «Я пил» и есть «Вино на пиво». Там много алкоголя. Однако мы не воспеваем такие забытые ортодоксальные ценности современности, как пьянство. Мы не паримся на этом. Мало того, мы считаем пьянство такой же проблемой и социальной бедой человечества, как наркомания. Они на одном уровне находятся. Просто дело в том, что тексты наших песен продиктованы нашим повседневным бытом. В нашей жизни, конечно, не последнее место отводится выпивке, поэтому и тексты такие.
— Группа «Четыре таракана» является первой российской панк-группой, песни которой регулярно звучат по радио, а такие хиты как «Непогода» и «Дурная башка», имеют реальную возможность закрепиться в различного рода чартах. Это явление давно уже стало нормальным во всём мире. Наш же стереотип мышления пока не позволяет рассматривать панк-рок как продукт шоу-бизнеса. Я не прав?
— Наконец-то наша страна начинает развиваться параллельно с остальным миром. Здесь всё больше и больше нормальных людей. Здесь появляются хорошие магазины, хорошие товары. Здесь появляются люди, которые думают о том, что будет с ними завтра и как своими силами они могут на этом повлиять. Панк-рок давно стала музыкой мэйнстрима, но не потеряла своей актуальности в среде оголтелого неформального народа. Вместе с этим она несёт в себе изначально вполне достаточный, нормальный коммерческий заряд. Панк музыка подразумевает под собой некоторый задор, некую нервозность, грязность, но в то же время хорошие и отточенные мелодии, практически шлягерные, которые хорошо ложатся на ухо, и простоту текстов. Это же и есть поп-музыка на самом деле, если взять любую корневую панк-группу, то там все эти составляющие наличествуют. Ничего странного нет в том, что панк-группа не попадает в формат радиостанций. Да, это было странно для нашей страны до недавнего времени, но «Четыре таракана» — молодцы, можно сказать, первопроходцы. Все там будем.
— Раньше ваша группа ассоциировалась с понятием «московская группа», то есть именно в Москве пользовалась определённой популярностью, а за пределами столицы о коллективе мало кто слышал.
— Наше стремление — двинуть панк-рок и такого рода музыку, как бы она ни называлась, как можно шире, развить эту культуру здесь. Вытащить её чуть-чуть повыше для того, чтобы все остальные люди по крайней мере были в курсе, что это есть, что это не умерло и не забыто. Вот. В связи с этим мы собираемся стать в этой музыке, когда она ещё больше будет развита как культура, одной из главных групп в стране. А звание московской группы мы будем иметь при себе обязательно.
— Вы приезжаете в другие города на концерты и различные фестивали. Как группу принимает местная публика и как, на твой взгляд, обстоит дело с панк-роком на периферии?
— Я уверен, что панки есть, по крайней мере везде, где есть, скажем там, нормальные промышленные предприятия. Панки есть в крупных городах, где живёт больше миллиона людей. Есть панки в городах и не очень больших, таких, как Смоленск, Брянск… Я думаю, панки есть везде. А принимают нас по-разному, чаще всего — положительно.
— Расскажи немного о сленге, которые используется в ваших песнях. Что означают такие слова, как «залипать» и «гужбанить»…?
— Это сленг, который принят в нашей группе, среди наших друзей, приятелей. Ну, «залипать», по-моему, слово известное. Это означает «без имеющегося на то предварительного желания», а в силу алкогольного или какого-то другого опьянения «пребывание в некоторых увеселительных местах и невозможность выбраться оттуда». «Сиги» — сигареты. «10 тонн» — десять тысяч рублей. «Гужбанить» — значит «веселиться».
— Может, немного пофилософствуем напоследок?
— Давай… Недавно я был на радио. Мне позвонил человек и задал такой вопрос: «Вы сочиняете песни для панков или для всех?» Я тогда быстро не отреагировал и какую-то чушь ему ответил. Ну, ответил как-то, но не круто. А потом я ехал домой, и мне в голову пришёл отличный ответ. Если любой человек, который до сих пор не был осведомлён о творчестве группы и относился к панк-культуре каким-то образом негативно, послушал нашу пластинку, и она ему понравилась, то тогда мы ему говорим «Добро пожаловать!». А если какой-то панк послушал нашу пластинку, и она ему не понравилась, тогда мы говорим ему «До свидания!». Панкам наша пластинка не может не может не понравиться, как мне кажется, потому что там панк-рок.
Беседовали Роман Просветов и Марина Иващенко
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com