Как панк-рокер открыл для себя классическую оперу

Раздел: Колонка m24.ru

В советские времена полюбить классическую музыку было сложно. Для этого её было слишком много. Она лилась в уши из всех радиоточек и телевизоров, её считали народным достоянием (если речь шла о российских или советских композиторах) или просто — единственным музыкальным жанром, подходящим культурному человеку (после советской партийной песни, конечно). Классику втюхивали в школах, заставляли слушать на уроках «Хованщину» и прочие многочастные произведения, пытаясь научить нас, ребят, «слышать» музыку.

Нам, ребятам, классика не нравилась. Нам хотелось слушать Judas Priest, Modern Talking, а Бетховен нам был нужен только в виде заглавной песни с альбома Metal Heart западногерманского ансамбля Accept. С тех самых пор классическая музыка несколько раз, лениво и с неохотой, пыталась вторгнуться в моё сознание. Стоит ли говорить, что ей это не удалось? Мне нравится рок-н-ролл. Это демократично, доступно, просто, танцевально и круто. Классика, а также этно, авангард и экспериментальный нойз мне не нравится.

И всё же на днях мне пришлось обрести новый опыт, а именно: я впервые в жизни сходил в оперу. Дело было в Будапеште, где всё этой оперой пропитано. Там такой поход является чем-то вроде обязательного пункта программы осмотра достопримечательностей. Ну и к тому же отвертеться никак нельзя было, так как поход этот был частью семейного отдыха.

А давали «Аиду». Причём, представьте себе, по совпадению, это был премьерный показ! То есть человек, в жизни не бывавший ни на какой опере, вдруг раз, и вписывается сразу на премьеру! А ведь «Аида» — это любимый вопрос составителей кроссвордов в старых советских газетах. Прямо как сейчас слышу: «Опера Дж.Верди, четыре буквы, первая и последняя «а!». Так что само это название у меня было на слуху. И то, что это опера именно «Дж.Верди», а не кого-то другого, я знал с раннего детства. И вот как случилось — через почти тридцать лет мне довелось её увидеть.

Я, вообще-то, раньше в театрах бывал. Но, всё больше как-то в драматических. И оперу до этого тоже слушал, «Иисус Христос — суперзвезда». Правда, это рок-опера, а не настоящая. Но, тем не менее. А тут целая венгерская национальная опера, семейный вечер, сам Дж.Верди! Надо же соответствовать! А из одежды ничего подходящего нет. Поэтому пришлось идти в том, в чём обычно по улицам хожу. Но публика местная тоже оказалась не во фраках, так что конфуза не вышло.

«Аида» — жутко длинная и кровавая опера. Если кто-то вдруг из вас не знает, о чём она, я в двух словах расскажу. Дело происходит в Древнем мире, где (впрочем, как и сейчас) одно государство идёт войной на другое, своего соседа. Параллельно кровавой сече идёт лирическая линия любви важного государственного деятеля и служанки (которая тоже, впрочем, как выясняется, королевских кровей). Возникает любовный треугольник, одновременно одни храбрые воины берут в плен других, по сцене гоняют колесницы, бегают автоматчики (опере дано отчасти современное прочтение). Басы дико гулко басят, колоратурные сопрано звонко режут воздух слоями, солдаты гремят латами, а металлические вставки древнеегипетских фараонских костюмов отбрасывают дикие солнечные зайчики в зал (спасибо художнику по костюмам). И всё вместе это так величественно и торжественно, что страшно становится.

По окончании второго акта я решил, что хватит, пора домой. Благо, объявили антракт, в котором вся венгерская оперная публика, прямо как в нашем советском детстве, выстроилась в туалет и в буфет. Вообще «Аида» длится четыре часа, и нужно быть настоящим поклонником Дж.Верди и вокального искусства солистов будапештской оперы, чтобы все четыре часа спокойно просидеть в кресле, не подумывая о побеге. Когда мы в «Тараканах!» сочиняем песню длиннее четырех минут, мы считаем её необоснованно затянутой. А тут целых четыре часа! И народ сидит спокойно, внимает с наслаждением! Культура, одним словом.

Вот так я получил новый жизненный опыт. Расширился, так сказать. Познал доселе непознанное. Есть чему поучиться, тем более что массивные формы потихоньку проникают и в наш, скоростной и лаконичный жанр. Так что быть может следующий альбом «Тараканов!» также будет подобием величественного полотна, кто знает.

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Санкт-Петербург Европейский тур 2011 Европейский тур 2005 СДК МАИ Лампасы Удмуртия Свалка Киев ДК им. Горбунова Тверь Украина XXX лет: Право быть собой! Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Лусинэ Геворкян Червона рутта Тула Нижний Новгород 1991-2019 Лучшие из лучших 1.5 кг отличного пюре Billy Idol Премьера Таллинн Иваново Москва Акустика: Полный привод Высшая школа панка Marky Ramone Границы гетто тур Король и Шут Ramones Минск Приключения Электроников Лужники Сила одного тур Башкортостан MAXIMUMHAPPY 2013 Беларусь Орландина Планетарий Страх и ненависть тур Пермь R-Club Порт (812) Russian Rockets Over Europe Tour Сплит-альбом Бригадный подряд Четыре таракана Презентация альбома Воронеж Германия Творческий вечер Нашествие Казань Смех Европейский тур 2019 Смоленск Челябинск Властелины Вселенной тур Ярославль MAXIMUMHAPPY II Tour Байк-фест Б2 Элизиум Орёл Ростов-на-Дону Петрозаводск Доброфест w/ Василий Лопатин M24 Уфа Сила одного (тексты) НАИВ Швейцария Наше Радио Distemper Барнаул Три 15 Точка Новосибирск Ракеты из России ‘05 The Power of One Tour Краснодар Татарстан ГлавClub (Москва) Браво w/ Дмитрий Кежватов Кирпичи XXV лет: Лучший способ не стареть Marky Ramone and Tarakany! МЭD DОГ Ижевск Рязань Европейский тур Эстония Ramones Night Tour Зеленоград Der Steinkopf Екатеринбург Ульи MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014