Дмитрий Спирин: «Как потом люди сохраняют трезвость рассудка, мне до сих пор непонятно»

Раздел: 2020

Дмитрий «Сид» Спирин готов разменять четвёртый десяток в статусе ключевого участника группы «Тараканы!», однако отменный тонус и чувство юмора не позволяют ему утонуть в океане ностальгии по временам, когда парни с гитарами рулили. Во вселенной Сида парни с гитарами по-прежнему сильны и харизматичны, и у них нет ни единого повода унывать по поводу музыкальной моды.

Тридцатилетие панк-банды «Тараканы!» могло превратиться в большую мультимедийную акцию, и, в общем, таким и стало с поправкой на то, что большой тур пришлось практически отменить или перенести. Но по части музыки всё срослось как нельзя лучше. Двойной альбом «15» с релизами в декабре и мае, сборник из тридцати хитов и раритетов, обнародованный на днях, плюс полноценный сингл «Три ампулы морфина» в виде трека и клипа.

Слабонервным и всем, кто близко воспринимает сентиментальную сторону отношений детей и родителей, лучше запастись носовыми платками. «Три ампулы морфина» песня про то, что может остаться после ухода из жизни тяжелобольного человека и про то, как детям умершего справиться с этой драмой. Чёрно-белый мультфильм как визуализация трека действует почище слезоточивого газа, и подобные приемы для «Тараканов!» не то чтобы привычная территория. Но что сделано, то сделано, и это отличный повод обсудить с Сидом видео, аудио, панк-рок-политику и Стаса Михайлова.

— «Три ампулы морфина» — песня нетипичная для твоей группы в первую очередь потому, что она довольно сентиментальная. И, насколько я понимаю, ты рассказал в ней в том числе и свою историю?
— Я действительное длительное время переживал всё, что может переживать сын онкобольного человека. Моя мама была прикована к постели, её перевели на паллиативную помощь, и она находилась дома. Я поддерживал маму, насколько мог, и был сильно вовлечён во все эти не очень весёлые процессы. Когда мама скончалась, то у меня как у человека сентиментального, впечатлительного, а ещё и сочинителя песен, сразу встал перед глазами этот образ трёх ампул морфина. Лекарства, которое осталось от больного человека. Я пару лет проходил с этим, и вот прошлым летом песня сочинилась.

— Видеоряд в клипе на эту песню тоже не самый ожидаемый от ролика твоей группы…
— Мне очень хотелось передать идею того, что в детстве мы бываем зависимы от опеки родителей, особенно когда слабенькие или болеем. Но в какой-то момент жизни мы с родителями меняемся местами, и уже детям приходится им помогать. Было не совсем понятно, как это можно снять. Конечно, бюджетами можно побороть любую творческую идею, но мы пока такими не располагаем. Поэтому решили — пусть это будет анимация. Наверное, ты помнишь, что в похожей стилистике был в своё время нарисован клип Take On Me группы A-Ha. Мы не пытались это дело скопировать или переплюнуть, но сам стиль очень подходил именно для нашей песни.

— Песня и клип останутся необычным синглом или вы будете играть «Три ампулы морфина» на концертах?
— Так получилось, что песни с альбома «15», первая часть которого вышла в декабре прошлого года, а вторая в мае этого, мы ещё живьём не играли. У нас никогда такого не было. Но из-за всех ограничений наши довольно амбициозные концертные планы пришлось сильно пересмотреть. Один концерт, правда, состоялся. В конце августа мы играли в Киеве, но это было единственное выступление из нашего тура в честь тридцатилетия группы. Я пока не понимаю, станут ли «ампулы» частью нашего сет-листа. У меня ещё не было опыта ежевечернего исполнения настолько эмоциональных произведений собственного сочинения. Я вообще ничего похожего не сочинял. Знаю, что есть немало артистов, которые глубоко копают и основываются на собственном эмоциональном опыте, но вот как они потом это представляют в гастрольной рутине и сохраняют трезвость рассудка, мне до сих пор непонятно.

— Если бы несколько лет назад ты сказал, что твоя группа играла в Киеве, то вряд ли на это обратили бы внимание. Но сейчас обращают. Как там у вас все прошло?
— Сейчас выступления в Киеве и правда воспринимаются очень пристально и украинской стороной, и, естественно, есть силы в России, пытающиеся на эту тему подвякивать и критиковать. Мы на это внимания не обращаем. Просто проходим усиленный паспортный контроль, едем на площадки в города и играем. Мы любимы в Украине, люди с большим удовольствием ходят на наши концерты. Ковидная ситуация там примерно такая же, как в России, и концертный энтузиазм публики изрядно подрезан. В общем, народу на юбилейном концерте могло быть побольше, но кто пришел, тот и пришел.

— Тридцать лет — это немало для любой группы, а уж для панк-коллектива тем более. «Тараканы!» с годами менялись по звуку, но всё это происходило в не самом широком фарватере панк-рока. Ты, наверное, единственный постоянный участник группы и, по идее, должен нет-нет, да и пожаловаться на довольно жёсткие правила панк-игры. Или нет?
— Рамки действительно есть, время от времени мы за них выходим, и за это давно критикуемы наиболее радикальным крылом и собственной аудитории, и вообще панк-рок-тусовки. Даже на обычных альбомах у нас проскальзывает и регги, и диско-панк в стиле Franz Ferdinand, и баллады мы делаем. И ещё мы уже давно играем акустические концерты. Причём не такие, как принято в русском роке: сидишь с гитаркой и поёшь свои песни в бардовском переложении. У нас скорее кабаре-ревю. Две прекрасные бэк-вокалистки в чудесных вечерних платьях с декольте. Духовая секция, расширенный состав, с помощью которого мы перекладываем наши песни в босанову, регги, сёрф, в общем, в музыку, которую мы тоже очень любим. Правда, всё это слышно очень ограниченному кругу людей. Такие концерты мы называем «Солидный панк-рок для солидных господ». Я долго ходил с идеей этого парафраза цитаты Пелевина из «Generation П», там было «Солидный Господь для солидных господ», долго не понимал, что с ним можно сделать, но когда появилась идея такого концерта, все приладилось.

— Ты начинал играть на бас-гитаре еще школьником во Дворце пионеров. Есть стереотип, по которому панк-рок — это не то, что требует большой музыкальной подготовки. Но было бы странно, если бы за эти тридцать лет ты никогда не прокачивал свои музыкальные навыки…
— Первые пять лет я играл в группе на бас-гитаре, а потом в результате разных драматических перестановок в составе мне пришлось взвалить на себя функцию фронтмена. В свои двадцать лет я к этому совершенно не был готов, но группа большинством голосов решила не искать вокалиста на стороне, а назначить меня на эту должность. У меня не было и, наверное, до сих пор нет особого природного дара к пению. Хотя многие из тех, кто это читает, наверное, скажут: «Чего там петь в панк-роке? Это же музыка, в которой по-собачьи лают, и уже нормально». Но это, конечно же, не так. И в истории немало крутых вокалистов, которые продолжают петь в панк-группах. Так что со временем мне пришлось брать уроки вокала, ходить к преподавательницам. Я втянулся в эту историю, и со временем выяснилось, что, когда ты начинаешь распеваться, менять диапазон и так далее, всё это помогает тебе мелодически расширяться. И как автор мелодий я сильно развился именно в результате вокальных уроков. Раньше я сочинял мелодии, но в основном считалось, что моя зона покрытия — тексты. Со временем это изменилось, и я считаю, что, занимаясь пением, мне удалось узнать кое-что о музыке. Вообще, «Тараканы!» стали чем-то вроде плавильного котла, который довольно много дал и рок-, и поп-музыке. Наши бывшие музыканты появились везде: от «Маши и медведей» до группы Стаса Михайлова. А последнее вроде как не хухры-мухры.

— Нужно признать, что «Тараканы!» изрядно наследили ещё и как социально активная группа. Всё это время вы старались говорить правду и в песнях, и в интервью. И судя по тому, что сейчас происходит в стране, не очень-то ваши слова людей впечатлили. Наверное, руки опускаются?
— Есть немного. Хотя в моём случае руки опускаются не оттого, что мы не видим серьёзных сдвигов и прогресса. Всё-таки усилиями одной скромной панк-группы подобные горы не сворачиваются. Больше расстраивает то, что на этом пути мы не приобрели среди нашей публики однозначных последователей. У нас есть внутренний раскол, и это мне сильно досаждает. Аудитория повзрослела вслед за нами, сейчас перед сценой мужики под сорок, но они не слишком пропитаны энтузиазмом по поводу поддержки либеральных идей и защиты демократических свобод. Не могу сказать, что речь о большинстве нашей аудитории, но о значительной её части. Удивительным образом этих людей раздражает политический активизм, социальная направленность песен, им не нравится наша поддержка оппозиционных демократических сил и вообще демонстрация того, что мы разделяем такие идеи. У подобного неприятия очень широкий диапазон: от «хотят хайповать на популярной общественной теме» до «не надо, ребята, лодку раскачивать, а то придём вломим». И это поклонники в комментариях под клипами пишут своим кумирам. И если говорить об опускании рук, то у меня это происходит именно по таким причинам.

— Есть пара способов выйти из пессимизма. Жить под девизом «Делай что должен, и будь что будет». Или почаще заглядывать в свой медитативный шатёр…
— Я, кстати, не думаю, что эти способы друг другу противоречат. Наоборот. Попытки заходить в свой медитативный шатёр с целью найти баланс с самим собой и дают человеку эффективно продвигать в жизни идею «Делай что должен, и будь что будет». Негативный поток в последнее время сильно сгустился, и противостоять ему можно только находя силы в самом себе.

— Панк-рок стал могучей силой ещё в прошлом веке, но это движение по-прежнему в тонусе. Проходят и маленькие DIY-фестивали, большие панк-группы тоже, надеюсь, скоро не будут сидеть без дела. На твой взгляд, чем сейчас привлекает людей панк-рок?
— Предположу, что энергией. Если банда энергичная, если у парней внутри что-то клокочет и рвётся наружу, это очень заметно по тому, как они рубят на сцене. Это привлекательно и всегда завораживает. На панк-концерте редко можно увлечься текстовым посланием, потому что грязный звук, быстрый темп, а гитары и барабаны играют слишком громко, чтобы понять, о чем люди кричат. Но дух единения, который возникает на хорошем панк-концерте, трудно подделать. Поэтому я сам с большим удовольствием хожу на такие мероприятия.

Беседовал Илья Легостаев

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Страх и ненависть тур Петрозаводск MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Ижевск Орландина MAXIMUMHAPPY II Tour Москва Германия Б2 Европейский тур 2011 Барнаул Швейцария R-Club Татарстан Презентация альбома Екатеринбург Орёл Лусинэ Геворкян The Power of One Tour Тула Marky Ramone and Tarakany! Приключения Электроников Таллинн Воронеж Нашествие Европейский тур 2019 M24 Ульи Эстония Три 15 Рязань СДК МАИ Сплит-альбом Billy Idol Иваново Башкортостан Смоленск Russian Rockets Over Europe Tour НАИВ Новосибирск Границы гетто тур Ramones Элизиум Король и Шут Тверь Санкт-Петербург Европейский тур 2005 1991-2019 Лучшие из лучших Ярославль МЭD DОГ Marky Ramone Краснодар Челябинск Акустика: Полный привод Кирпичи XXX лет: Право быть собой! Der Steinkopf Киев Пермь ДК им. Горбунова ГлавClub (Москва) Лужники Властелины Вселенной тур Лампасы Украина Смех Бригадный подряд Казань Байк-фест Свалка w/ Василий Лопатин Минск Ракеты из России ‘05 Творческий вечер Удмуртия Браво Четыре таракана Сила одного тур Нижний Новгород Distemper Премьера Планетарий Ramones Night Tour MAXIMUMHAPPY 2013 Сила одного (тексты) Порт (812) Зеленоград Червона рутта 1.5 кг отличного пюре w/ Дмитрий Кежватов Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Ростов-на-Дону Высшая школа панка Уфа XXV лет: Лучший способ не стареть Наше Радио Доброфест Европейский тур Точка Беларусь