Дмитрий Спирин: «Панк-рок не стал большой историей в России»

Раздел: 2020

Лидер группы «Тараканы!» о карантине, переносах концертов и многом другом. 16 апреля в Воронеже должен был пройти концерт группы «Тараканы!». По понятным причинам выступление перенесли. Мы связались с фронтменом команды Дмитрием Спириным, чтобы поговорить о сложившейся в мире ситуации, популярной молодежной музыке и панк-буме начала нулевых.

— Как на деятельности группы «Тараканы!» сказался карантин? Появилось больше свободного времени для реализации отложенных в дальний стол идей? Или же напротив слетело множество планов?
— У нас отменены или перенесены два десятка концертов, в том числе панк-рок фестиваль в Гамбурге. Также пришлось серьёзно скорректировать наши столичные концертные планы: теперь, вместо того, чтобы сыграть в Москве и Питере дважды за сезон, весной и осенью, мы выступим там только по разу с программой концертов, перенесённых на осень с весны. В этом смысле, мы, конечно, испытываем некоторый дискомфорт. Всегда, когда планы приходится корректировать, переверстывать заново, что-то обязательно теряется. Так, например, мы потеряли немецкую ска-панк группу Rantaplan, которая должна была стать специальным гостем на нашем московском выступлении в апреле. Время, конечно, появилось, но как осуществлять общегрупповые активности, если каждый из нас находится на самоизоляции? Мы может и рады были бы порепетировать новые песни (если бы они у нас были), но репетиционные базы закрыты.

— Как вы относитесь к идеям онлайн-концертов? Считаете ли, что это хороший выход из нынешней ситуации?
— Недавно мы сыграли такой концерт, так что мы их практикуем. Только множественное число здесь, наверное, использовать нельзя. Сколько таких концертов может дать одна группа? Один в два-три месяца? При том, что это, по крайней мере пока, вообще никак не монетизируется (донаты — слёзы). Все эти онлайн-концерты представляются мне как немного истеричная реакция музыкантов и индустрии на внезапное схлопывание единственно возможного источника заработка гастролей.

Практика эта, конечно, никакой полноценной концертно-гастрольной жизни заменить не сможет. Предполагаю, что интерес к онлайн-концертам продержится ещё какое-то время, затем людей будет всё сложнее «затаскивать» в трансляции, даже при учете наличия у них большого количества свободного времени.

— Как вы относитесь к рэпу? Считаете ли, что этот жанр обосновался в музыкальном мире надолго?
— К рэпу я отношусь положительно, но не слушаю и никого из рэперов не знаю, так что имен не назову. Если только вы не имеете в виду также рок/рэп группы типа Anacondaz или Noize MC. Так как рэп пришел ещё в начале 80-х, то есть примерно 40 лет назад, то уж сейчас можно с уверенностью сказать, что он пришёл надолго и обосновался прочно, раз дожил до наших времён. Рэп дёшево делать, это практичный жанр, который не требует музыкальности, группе единомышленников, репетиционных помещений, живых барабанов и прочего гитарного оборудования, крутых и оснащенных студий, большого коллектива музыкантов, дорогого продакшна и умения играть на инструментах. Рэп можно делать, не выходя из собственной спальни и выкладывая на YouTube там же снятые на iPhone видео. Человек за считанные месяцы может стать звездой. Естественно, что именно этот способ творческого самовыражения сейчас привлекает наиболее талантливых молодых ребят, а значит он будет популярен либо до тех пор, пока он всем не надоест, либо до тех пор, пока кто-нибудь не изобретет какой-нибудь жанр, в котором выражать себя можно будет ещё дешевле и проще.

— Как вы относитесь к популярным сегодня панк-группам, в частности, к «Порнофильмы», «Кис-кис» и «Пошлая Молли»?
— Больше всего мне нравятся «Кис-кис» и «Порнофильмы». Если бы я только начинал карьеру сейчас и был бы девчонкой, я бы точно делал примерно такую музыку. «Порнофильмы» просто молодцы по всем понятиям и со всех сторон. «Пошлая Молли» не совсем моё, кроме того, я такую музыку панк-роком не считаю.

— В начале нулевых «Тараканы!» участвовали в уже легендарной программе «Земля-Воздух». Не возникали ли у вас впоследствии мысли о том, что что-то можно было бы на ней сделать иначе сыграть и сказать?
— Я никогда не думал о том, что и как можно было бы изменить в жизненном мгновении. Прямой телевизионный эфир это жизнь «здесь и сейчас». Даже в аудиоальбоме, процесс записи которого растянут во времени, и у тебя есть возможность вносить корректировки хоть до посинения, всё равно всегда находится что-то, чтобы ты мог бы сделать лучше. Так что даже думать об этом бессмысленно. Жизнь есть жизнь, ты в ней такой, какой ты. Принимай себя любого или страдай от того, какой ты. Третьего не дано. Я вообще не очень люблю пересматривать собственные видео или переслушивать альбомы, так как не всегда себе нравлюсь на старых записях. И группа моя тоже мне нравится не очень. Я всю жизнь очень сильно страдал от глубоко спрятанной неуверенности в себе, и сейчас смотреть на этого паренька мне не очень комфортно. Справедливости ради нужно сказать, что есть клипы, некоторые концертные выступления и альбомы, которые при повторном прослушивании или просмотре не вызывают у меня ничего, кроме чувства гордости за себя и группу.

— Я слышал, что планируется третье переиздание вашей книги «Тупой панк-рок для интеллектуалов». Его дополнят новой информацией или это только ради нового тиража?
— Это означает, что книга будет видоизменена снаружи и дополнена внутри. В ней появится несколько дополнительных текстовых блоков, отзывы моих коллег-музыкантов, раритетные интервью и предисловие.

— В альбоме «Попкорм» вы пели о том, что на МТV «Наши рожи можно видеть тоже», а уже через три года на пластинке «Страх и ненависть» — «Ты промываешь мозг похлеще МТV». В чем причина такой полярной смены отношения к главному тогда музыкальному каналу страны?
— Вторая цитата из песни «Реальный панк?», которая представляет собой музыкальный ответ на обвинения нас в продажности. Одним из расхожих штампов в среде радикальных панков стало обвинение в сотрудничестве с корпоративными медиа, которые якобы являются всего лишь механизмами для навязывания молодежи той или иной рекламы и товаров. Сочинив эту строчку, я имел в виду, что этот воображаемый обвинитель и сам уже так сильно обвешен нормативными актами и менторскими замашками, что похоже он и сам встал на путь промывания мозгов. И в этом он ничем не лучше ненавистного ему МТV.

— За почти 30 лет существования у группы наверняка накопилось определённое количество неизданных песен. Не возникало ли желания к юбилею команды сделать альбом с такими песнями?
— Есть такое в планах. И даже название уже придумано: «Худшие из худших».

— В последние годы можно было часто слышать о том, что «Тараканы!» являются любимой группой популярного блогера Юрия Дудя. А вам нравится шоу «ВДудь»?
— Мне очень понравились выпуски с Толоконниковой, Лимоновым и группой «Кровосток», также Юрины фильмы про «Московский фестиваль музыки и мира» в Лужниках в 1989 году и про русское МТV.

— В начале нулевых в России произошёл панк-прорыв – появлялись десятки молодых панк-групп, про панк-рок узнало огромное количество людей. Почему практически никто из выстреливших тогда не дошёл до наших дней в достойной форме? Например, группы типа «1.5 кг отличного пюре», «Дергать!», Ber-Linn…?
— Потому что это был не «прорыв», а … фигня. Детские игры, без каких-либо серьёзных сдвигов в общественном сознании, без серьёзного влияния на индустрию, без поддержки лейблов и, самое главное, масс. Прорыв — это то, что в последние годы происходит с русским рэпом — когда артисты и группы, названия которых ни вы, ни я никогда не слышали, по щелчку пальцев собирают залы, к которым такие группы как мы шли десятилетиями. Вот это прорыв. А когда нет денег, то нет и музыки. Мы же все состоим из плоти, а некоторые ещё из жён, семей, больных и старых родителей, детей и кредитов. Ты либо зарабатываешь своей музыкой, либо ищешь возможность это делать в другом месте. Панк-рок не стал большой историей в России, поэтому выжили только маньяки и железные.

— Несколько месяцев назад вы стали участником возрождённой программы «Смак» Андрея Макаревича. Поделитесь впечатлениями от пребывания на этой программе.
— Съёмки проходили на совсем небольшой продакшн-студии на окраине Москвы, работали на Андрея Вадимовича очень весёлые и дружные люди. Студия, в которой снимаются собственно маэстро и гости это действующая кухня. Мне было немного неловко идти туда с моим самодельным, каким-то «нищебродским» «блюдом», тем не менее, как мне кажется, всё прошло замечательно.

Беседовал Сергей Хуторной

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

1.5 кг отличного пюре Смоленск Ramones MAXIMUMHAPPY II Tour Der Steinkopf Европейский тур 2019 Петрозаводск Сила одного тур Ульи Элизиум Украина Удмуртия Европейский тур Челябинск Беларусь Distemper Казань Германия Воронеж ГлавClub (Москва) Премьера Санкт-Петербург Орёл Нижний Новгород Russian Rockets Over Europe Tour ДК им. Горбунова Краснодар Барнаул Планетарий Башкортостан НАИВ Европейский тур 2011 Байк-фест Лусинэ Геворкян Ижевск XXV лет: Лучший способ не стареть Marky Ramone Минск Уфа Акустика: Полный привод Браво Ростов-на-Дону Сила одного (тексты) Кирпичи Marky Ramone and Tarakany! MAXIMUMHAPPY 2013 Зеленоград Киев Орландина Наше Радио Смех Тула Доброфест Ракеты из России ‘05 Границы гетто тур Пермь Три 15 Презентация альбома Таллинн Червона рутта w/ Дмитрий Кежватов Москва Точка M24 Лампасы R-Club Billy Idol Страх и ненависть тур Европейский тур 2005 СДК МАИ Приключения Электроников Рязань Творческий вечер Б2 1991-2019 Лучшие из лучших Свалка МЭD DОГ Бригадный подряд Ramones Night Tour Тверь Высшая школа панка Лужники Король и Шут XXX лет: Право быть собой! w/ Василий Лопатин The Power of One Tour Швейцария Порт (812) Иваново Ярославль Нашествие Екатеринбург Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Властелины Вселенной тур Четыре таракана MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Новосибирск Сплит-альбом Эстония Татарстан