Дмитрий Спирин: «Уже в 2006 году было понятно, что Путин наслаждаться демократическими свободами этой стране не даст»

Раздел: 2019

Интервью от 29 марта 2019

Антимилитарист и лидер панк-группы «Тараканы!» Дмитрий Спирин в интервью «7×7» рассказал об опыте записи альбома с помощью краудфандинга, объяснил, почему не празднует годовщину присоединения Крыма и чем ситуация в нынешней России напоминает позднесоветский период.

О записи альбома через краудфандинг

— Вы одна из первых российских групп, которая воспользовалась краудфандингом для записи альбома, чья это была идея?
— Это была идея краудфандинговой компании planeta.ru. Они уже на тот момент использовали эту модель для группы «Би-2», в составе которой был Макс Лакмус, один из основателей planeta.ru и бас-гитарист «Би-2». Поэтому они испробовали эту модель на них и ещё на паре групп. А потом мы готовились в 2012 году записывать наш очередной альбом MAXIMUMHAPPY, цифровых платформ тогда ещё не было в России, по крайней мере, официально они не работали. Никаких договоренностей с соцсетями правообладатели тогда также не имели, поэтому не было понятно, каким именно образом монетизировать затраты, которые делают группа и выпускающая компания для производства записи, для студийных расходов, съёмок видеоклипов и так далее. И на тот момент как раз-таки Макс Лакмус, который является моим приятелем, сообщил мне, что они, planeta.ru — платформа, которая продвигает идею краудфандинга в России, и если мы находимся на пороге записи нового альбома, то почему бы нам этой моделью не воспользоваться.

О цензуре

— Это правда, что вас включили в список артистов нежелательных на территории Белоруссии?
— На некоторое время. Если только верить тому, что этот список действительно существовал. Потому что многие сомневаются в этом, а официально белорусские власти не подтверждают того, что такой список был и фактическими ими выпускался-издавался.

— Как вы считаете, власти должны подвергать цензуре творчество музыкантов, художников? Сейчас в России IC3PEAK, Хаски оказались нежелательными артистами.
— Вообще, любая идея контролирования творческого процесса, творческого самовыражения на самом деле кажется мне дикой. И я думаю, что ещё лет пять-семь, может быть, восемь назад вам бы даже в голову не пришло бы задавать такой вопрос кому бы то ни было. Потому что страна на тот момент ещё, по крайней мере внешне, каким-то образом отыгрывала роль демократического государства. Лично мне, например, всегда дикой казалась идея того, что когда-нибудь ситуация в обществе начнёт напоминать позднесоветскую. Тем не менее это случилось. Что я могу сказать — наверное, сложно представить таких ребят, как мы, в рядах тех, кто поддерживает цензуру. Кажется, мы откатываемся к додемократическим временам. Не откатываемся, а откатились уже.

Об отношении к россиянам за границей и Крыме

— Вы часто бываете за границей, изменилось ли отношения с россиянам после событий 2014 года на ваш взгляд?
— Я не позиционирую себя за границей как русский, не хожу с табличкой «Я русский», не вытатуировал себё еще на лбу слова «россиянин». Поэтому людям, которых я там встречаю, в условной Венгрии, Германии или Чехии, невдомёк, откуда я явился. По моим наблюдениям, людям за границами России глубоко насрать вообще, кто ты такой и откуда ты взялся у них на территории. По моим личным наблюдениям — никому не навязываю эту точку зрения — это обстоятельство важно только для некоторых россиян, которые зачем-то придают этому особое значение. Я себя чувствую абсолютно одинаково свободно как в России, так и в Европе, так и в Америке. Где бы то ни было. Я не чувствую никакого давления в связи с гражданством.

— Недавно в России праздновали 5-летие присоединения Крыма, как вы относитесь к подобным датам?
— Честно говоря, пятилетие [присоединения Крыма] я не праздновал. Как и четырёхлетие, трёхлетие, двухлетие и однолетие тоже не было для меня особым праздником. Я и большая часть ребят из группы «Тараканы!» восприняли этот акт присоединения Крыма к Российской Федерации как акт завуалированной агрессии по отношению к братскому и сопредельному государству. И в общем это отношение до сих пор в группе не изменилось и не трансформировалось ни в какое другое, а уж тем более не в прямо противоположное. Так что это самое пятилетие прошло мимо нас, как-то не заметили.

О российском милитаризме и «Можем повторить»

— Как вообще относитесь к милитаризму, насаждаемому в обществе: дети в военной форме, все эти «можем повторить» и «на Берлин»?
— Меня это пугает, просто пугает. Я не сильно воинственный человек и не очень поддерживаю идеи захватнических войн, любых других воин, агрессии, воинственных проявлений или действий. Поэтому, когда я вижу, что кое-кто из моих сограждан вдруг ни с того ни с сего заразились этой странной хворью, болезнью (не знаю, как ещё сказать) и вдруг посчитали, что для них просто остро необходимо начинать по новой воспитывать детишек в духе агрессивной обороны от всего остального мира и так далее — для меня это неприемлемо. Я не живу этим, я не разделяю это, не являюсь частью этого. Для меня люди, которые так мыслят и так выстраивают свою жизнь, хоть номинально и являются моими согражданами, но на самом деле у меня нет с ними вообще ничего общего. Я не живу с ними на одной планете даже. Хотя, конечно, понятное дело, что никакой другой альтернативной запасной планеты Земля у нас нет, я имею в виду мое мироощущение.

О свободах

— «Наши свободы не стоят и ломаного гроша» — о чём эта строчка?
— Эта песня [«Кто-то из нас двоих»] была сочинена в 2006-м. Владимир Путин тогда у власти был шесть лет или около того. И в общем, уже на тот момент было понятно, что это человек непростой, что резвиться, веселиться, наслаждаться демократическим свободами, гражданскими ценностями он, скорее всего, этой стране не даст. Я уже не помню, что именно там на тот момент произошло, наверное, какой-нибудь разгон НТВ, закрытие какого-нибудь ещё независимого медиа, которое транслировало непопулярные позиции и альтернативные точки зрения на политическую жизнь, — не помню, что уже этот режим устроить успел. По крайней мере Ходорковский, по-моему, уже сидел в тюрьме, кстати. Во всяком случае, как любой сочинитель, я какие-то вещи чувствую по первому дуновению, по лёгкому первому бризу. Поэтому, когда я сочинял текст «Кто-то из нас двоих», такая вот строчка пришла мне в голову. Тогда она мне казалась просто поэзией, поэтическим приемом. Мне казалось, что «Наши свободы больше не стоят ломаного гроша, всё что мы можем — бегать по кругу, в спины друг другу дыша» — просто какое-то четверостишие, которое в настроении своем имеет тревожность, беспокойство, напряжение. Что хорошо совпадало с мелодией, на которую я этот текст писал. А потом оказалось, что по большому счету эту песню можно петь на каждом нашем концерте и люди, которые будут в зале находиться в этот момент, будут думать «Ну нифига себе, она 12 лет назад сочинена, а как будто бы про сегодня, про то, что мы с утра прочитали на новостных сайтах». Я помню, мы один раз пришли на радио, был акустический концерт, и мы пели «Кто-то из нас двоих». Это было через два дня после падения так называемого малазийского «Боинга». И ведущий не был в теме, когда там у нас какие песни сочинялись, и был удивлен, что мы так быстро отреагировали и так оперативно сочинили песню на злобу дня. А она на тот момент была сочинена лет 10 как.

О новостях и совете самому себе

— Вы следите за политической ситуацией в России? Знаете, что людей за одиночные пикеты сажают, за посты «ВКонтакте», а не за реальные преступления?
— Да, знаю, слежу. Могу сказать честно, что я стараюсь новостей читать немного. Я стараюсь, во-первых, не пользоваться соцсетями, и когда ты, соответственно, «выпиливаешься» из Фейсбука, новостей в твоей жизни, в особенности общественно-политических, становится в разы меньше. По крайней мере, они начинают на тебя валиться не с такой частотой. Когда нет под рукой ленты социальной сети, которую формируют твои друзья-приятели, и когда для получения новостей тебе нужно самостоятельно залезать на какие-то ресурсы, а не просто кликать по репосту, то, конечно, ты получать начинаешь меньше. Это, в общем-то, прикольно, потому что я всё-таки стараюсь не быть перегруженным общественно-политическим и информационным полем, мне еще нужно оставлять место в своей голове, в своей душе и для эмоции, и для сочинения музыки, и для мечтаний, и для фантазии.

— Сейчас март 2019, в марте 1994 вы вышли из «Крестов». Что сегодняшний Дмитрий Спирин сказал бы тому 19-летнему Дмитрию?
— Димон, то, как ты планируешь в дальнейшем выстраивать свою жизнь, окажется чем-то вроде попытки постоянного заплыва против очень сильного течения. Та музыка, которую ты планируешь делать, та эстетика, которой ты планируешь придерживаться, и те идеи, которые ты планируешь транслировать, — все это чуждо для этой территории и для этой ментальности. Поэтому учи английский, занимайся ещё пуще музыкой, найди вокального преподавателя, подходи по-серьёзному, а не как ты будешь делать ближайшие несколько лет, и вали поскорее. Потому что пройдет буквально шесть лет, и в этой стране начнутся процессы отката к той жизни, которая тебе так не нравилась, когда ты был в старших классах, когда ты был пионером.

Беседовала Алёна Хлиманова

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Германия Рязань Границы гетто тур w/ Василий Лопатин MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Орёл Европейский тур 2005 Высшая школа панка Точка Сила одного тур Барнаул Ракеты из России ‘05 МЭD DОГ Презентация альбома Кирпичи Сплит-альбом Marky Ramone and Tarakany! Уфа Киев Marky Ramone Ярославль Страх и ненависть тур Европейский тур Король и Шут Доброфест M24 Наше Радио MAXIMUMHAPPY II Tour Лусинэ Геворкян Нижний Новгород Лампасы Воронеж Таллинн Приключения Электроников Европейский тур 2019 Иваново Творческий вечер Бригадный подряд The Power of One Tour Russian Rockets Over Europe Tour Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Москва Пермь Б2 Удмуртия Смех Ижевск Властелины Вселенной тур Татарстан 1991-2019 Лучшие из лучших Ramones Night Tour Элизиум Европейский тур 2011 ДК им. Горбунова Три 15 Швейцария Казань ГлавClub (Москва) MAXIMUMHAPPY 2013 XXX лет: Право быть собой! 1.5 кг отличного пюре Лужники СДК МАИ Екатеринбург Ульи R-Club Четыре таракана Петрозаводск Новосибирск Порт (812) Орландина w/ Дмитрий Кежватов XXV лет: Лучший способ не стареть Краснодар Санкт-Петербург Сила одного (тексты) Премьера Ramones Тверь Червона рутта Тула Эстония Зеленоград Billy Idol Минск Башкортостан Смоленск Планетарий Акустика: Полный привод Ростов-на-Дону Челябинск Байк-фест Украина Нашествие Distemper НАИВ Der Steinkopf Браво Беларусь Свалка