Дмитрий Спирин: Итоги 25 лет творчества группы «Тараканы!»

Раздел: 2016

Интервью от 18 марта 2016

В минувшую пятницу, 18 марта, в ярославском клубе «Горка» отгремел юбилейный концерт группы «Тараканы!». Вместе с бессменным лидером коллектива Дмитрием Спириным «ЯрКуб» подводит итоги 25 лет творческого пути «Тараканов!», рассказывает о взгляде фронтмена в прошлое и о его планах на будущее.

— Какие главные точки четверти века существования группы «Тараканы!» вы можете выделить сейчас?
— Обычно творческий путь любой рок-группы измеряется альбомами, у нас похожая история. Нам 25 лет, коллектив образовался давно, так что есть смысл упомянуть в качестве отправной точки нашу первую, на момент 1992 года самодельную, запись, которая потом вышла в виде альбома под названием Duty Free Song. Это случилось через несколько лет после того, как мы её записали. Выделяю её исключительно потому, что это был наш «дебютник», а для любой группы первый альбом важен.

Следующая точка — альбом «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!», который мы записали в 1997 году. Его выделяю, так как это был наш первый альбом, выпущенный по контракту с существующей и ныне фирмой FeeLee Records, которая нам достаточно сильно помогла в плане продвижения, попадания на радио и в СМИ. Также лейбл содействовал нашему участию на различных фестивалях.

Далее выделю альбом «Страх и ненависть» (2002 год). Он содержит хит, хорошо известный ментам и проводницам, — «Я смотрю на них». Кроме того, в нашей истории были иностранные гастроли, крупные фестивали с участием в качестве хедлайнеров. Напоследок отмечу четыре концерта подряд в московском клубе YOTASPACE, где мы праздновали 25-летие группы и в сумме собрали около 6,5 тысяч человек. Это абсолютный рекорд «Тараканов!», до этого момента самый большой сбор равнялся 2,5 тысячам зрителей. Это впечатляет, пусть концерты проходили в одном городе, но всё же не многие коллективы таким могут похвастаться.

— Могли представить себе 25 лет назад, что музыка будет для вас основным заработком?
— Да! Мы только об этом и мечтали, только к этому и стремились, только этого пути и придерживались. Никто из нас не относился к участию в рок-группе как к временной забаве, как к непостоянному явлению а-ля: «Поиграем, наиграемся и забудем». Такого не было. Мы все желали стать профессиональными музыкантами, большими рок-звёздами и известными людьми, хотели зарабатывать музыкой и жить только музыкой. С самого начала мы были ориентированы на это. Возможно, мы выбрали не самый подходящий жанр для быстрого взлёта, тем более, что панк-рок тесно переплетён с определёнными идеологическими догмами, которые нам несколько мешали в достижении наших целей. Это направление подразумевает вечное прозябание в андеграундном болоте, абсолютное отсутствие ориентации на коммерческий успех. Прозябания мы не хотели!

— Но жанр был выбран, и вы остались верны ему.
— Да, именно такая музыка нам нравилась и нравится сейчас. Я надеюсь, она нравилась и нашим экс-участникам. Тот звук, та стилистика, которые у нас выработаны — это то, что мы любим даже как меломаны.

— Но что-то изменялось с течением времени?
— Скорее видоизменялось годами. Мы набирались класса, исполнительского мастерства, музыкального мышления и мышления аранжировочного. Хотя, в общем и целом всё это тот же самый четырёхаккордный панк-рок, что был в начале нашего пути.

— А ваша популярность? Как она менялась? Сыграла ли в этом отношении волна популярности панк-рока в России?
— В 1991 году панк-рок популярностью никакой не пользовался, это была музыка трёх сотен отбросов в границах Садового кольца и Невского проспекта. Чуть позже, в 98-м, с открытием российского эфира MTV в числе прочих явления Запада на нас хлынули группы типа Green Day. На рубеже тысячелетий они во многом оказались ответственными за то, что в России возникла волна панка, поп-панка, ска. Не то чтобы такая музыка была массово востребована, не то чтобы на неё «ломились» огромные толпы, но спроси в те годы любого начинающего рок-музыканта о том, к какому стилю ближе его группа, он бы ответил: «Где-то рядом с панк-роком».

«Тараканы!» не находились на какой-то волне. К моменту, когда панк-рок захлестнул Россию, мы уже были достаточно известной группой. По большому счёту эта волна на нас не отразилась, как не отразился и её спад. Да, интерес к панк-року подогревал и интерес к «Тараканам!», но я даже не знаю, что из этого причина, а что следствие. Многие, кто сейчас ностальгирует по началу 2000-х, вспоминают своё становление в качестве фэнов панк-рока, упоминая такие команды как «Король и Шут», «Тараканы!», НАИВ, Blink 182, плюс что-то более андеграундное. То есть, от массового к менее массовому.

Также, я бы не связывал с событиями на рубеже веков коммерческий успех наших альбомов. Мы всё-таки сами сочиняли музыку, рассматривали свою проблематику и особо не ориентировались на популярный панк-рок. Наоборот, мы скорее ориентировались на классические команды, которые возникли и заработали свою славу еще в середине 70-х.

— Не хотите вернуться в те годы?
— Я молодой человек! Я требую окружающих называть меня на «ты», на «вы» пусть обращаются всё те же менты и проводники.

— Есть среди альбомов группы тот, который вы считаете для себя любимым?
— Мой самый любимый альбом тот, который сейчас сочиняется и скоро будет записан! А любимый он по причине того, что над ним идёт работа.

— Есть ли темы, о которых никогда не станете петь?
— Если честно, я их для себя не определял. Может, не думал об этом или думал недостаточно. Таких тем сейчас нет.

— К чему стремитесь сейчас, имея за плечами багаж 25-летней истории?
— Мы бы очень хотели продвинуться на рынке за пределами стран СНГ и воплотить в реальность те представления о самих себе, которые имеем. А именно, что группа «Тараканы!» является частью не только русского, но и интернационального рока.

Мы продолжаем записывать песни на английском языке, продолжаем искать возможности издавать наши альбомы в Европе и США. Надеюсь, что рано или поздно наши шаги принесут результат.

— А участие в иностранных фестивалях?
— Есть совершенно чёткая последовательность шагов, которая даёт или в состоянии потенциально дать те результаты, которых группа хотела бы добиться: издание альбомов и промо-поддержка, затем попадание в СМИ и только после этого — интерес со стороны организаторов крупных фестивалей. Конечно, есть возможность вписаться на пару дат и «метнуться» за свой счёт в Европу, чтобы выступить на второстепенной сцене. Вопрос в том, что это даст?

— Вы участвуете в организации гастрольного тура? И как в целом он формируется?
— Гастрольный тур верстается примерно следующим образом: у группы есть база наработанных контактов, имеются старые партнёры, с которыми мы работаем уже несколько лет, а с некоторыми и больше 10 лет. Как правило, у нас есть агенты, с которыми мы сотрудничаем по части организации какого-либо из сегментов тура. В остальном эту же работу выполняет менеджер коллектива. Да, моя роль во всем этом достаточно большая, но я не занимаюсь вёрсткой гастролей лично, не лезу в мелочи. Есть административный персонал, который утрясает все условия, планирует логистику, контактирует со спонсорами, обеспечивает выполнение райдера и так далее.

Теперь о вопросе подбора городов: начиная тур и плавно двигаясь, к примеру, с запада на восток, мы сначала объезжаем города, близко расположенные к Москве. Затем, смотрим, какие города у нас на пути, в каких из них уже есть сформировавшийся интерес к группе, где есть надёжные партнёры и промоутеры.

— Какая самая удивительная трансформация, которую вы пережили за эти 25 лет?
— Пожалуй, это изменение личности от «весь мир крутится вокруг меня» к «я и все вокруг меня — это часть мира». По непонятным причинам в детстве я стал очень эгоистично ориентированным человеком и всегда считал это нормальным — думал, что я умнее или талантливее других, что у меня должно быть то или это… Слава богу, что моя жизнь привела меня к обратным выводам.

— Вспомните самый запоминающийся тур?
— Гастроли по России напоминают день сурка, поэтому выделю, пожалуй, японский тур 2002 года и тур по Европе с Марки Рамоуном.

— Быть может, у вас есть любимый русский город? Город, где вам приятно видеть знакомые лица?
— В первую очередь это Москва. Если оставить столицу за скобками, то практически во всех крупных городах, где мы можем рассчитывать на широкую аудиторию, в том числе и в Ярославле, есть люди, которых нам радостно видеть.

— Публика группы «Тараканы!» молодеет?
— В нашем случае все же становится более солидной и зрелой. Мы долгое время были группой, публика которой молодеет — наши годы росли, а в зале мы видели всё более молодые лица. Становилось страшно, мы боялись, что перестанем общаться с поклонниками на одном языке. Потом произошло что-то неясное, и мы начали замечать — на концерты стали приходить люди, которых мы видели в начале пути, а также те, кто открыл нас в зрелом возрасте. Сейчас «общая температура в больнице» такова, что возраст публики не является проблемой для нас, а наоборот выступает чем-то вроде нормализующей обстановки.

— Вспомните глупые или нелепые ситуации на концертах?
— Их и вспоминать не надо, они постоянно происходят, начиная от «засыпания» чувака в Вологде и заканчивая танцами голой женщины в Иваново. Мы уже не воспринимаем всё это как глупость, наоборот думаем: «Ну, классно, что-то происходит».

— Откуда столько сил и энергии?
— Мы не ходим ежедневно на рутинную работу, не тратим силы на то, что нас не интересует. Занятие вещами, которые не совпадают с твоим призванием, как раз и высасывают львиную долю энергии. «Офисникам» или «заводчанам» ничего не остаётся, кроме как «бухать» в выходные и идти на работу в понедельник. Мы же занимаемся своим любимым делом, наслаждаемся им и той жизнью, которую ведём, и не испытываем при этом особенных энергозатрат. Я считаю, что хорошей питательной пищи и восьмичасового сна достаточно здоровому парню в сорок пять лет, чтобы два часа прыгать на концерте. Всё остальное время мы веселимся, а ресурсы не тратятся — те самые ресурсы, которые люди в нашем возрасте пускают на жизнедеятельность, у нас экономятся.

— Как распределите роли в коллективе?
— Вася у нас мелодист и лирическая сторона группы. Коля — это «ща, мы сделаем всё по правилам, как полагается в музучилище». Серёжа — ритмика и наш пламенный мотор, Саша — лёгкость и юмор. Ну, а я? А я — всё остальное, много ролей играю. Поклонники-то знают, что Дмитрий Спирин — есть та самая константа, благодаря которой группа «Тараканы!» живёт и процветает.

Беседовала Алена Крюкова.

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Барнаул Ростов-на-Дону Байк-фест Бригадный подряд XXV лет: Лучший способ не стареть Червона рутта НАИВ Сплит-альбом Тверь Екатеринбург Элизиум Нашествие Европейский тур Москва Челябинск w/ Василий Лопатин Премьера w/ Дмитрий Кежватов Три 15 СДК МАИ Киев Браво Швейцария Акустика: Полный привод Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Порт (812) 1991-2019 Лучшие из лучших Ramones Night Tour Зеленоград Лампасы Наше Радио Татарстан R-Club ГлавClub (Москва) Страх и ненависть тур Сила одного тур Тула Король и Шут Смех Смоленск Иваново Нижний Новгород Минск Европейский тур 2011 Творческий вечер ДК им. Горбунова Ракеты из России ‘05 Четыре таракана XXX лет: Право быть собой! 1.5 кг отличного пюре Санкт-Петербург Russian Rockets Over Europe Tour Властелины Вселенной тур Свалка The Power of One Tour Лусинэ Геворкян Distemper Высшая школа панка Таллинн Петрозаводск Кирпичи МЭD DОГ Точка Границы гетто тур Billy Idol Приключения Электроников Европейский тур 2005 Орёл Доброфест Ramones MAXIMUMHAPPY II Tour Казань Башкортостан Ижевск Эстония Новосибирск Украина Европейский тур 2019 M24 Воронеж Беларусь Рязань Ульи Германия Сила одного (тексты) MAXIMUMHAPPY 2013 Лужники Краснодар MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Удмуртия Ярославль Der Steinkopf Орландина Marky Ramone Презентация альбома Б2 Marky Ramone and Tarakany! Пермь Уфа Планетарий