«Тараканы!»: «Мы развеяли миф, что в России музыканты не умеют играть»

Раздел: 2013

Группа «Тараканы!» представит двойной альбом MAXIMUMHAPPY в столичном «ГлавClub» 12 октября при поддержке хип-хоперов Anacondaz.

О перипетиях, связанных с подготовкой пластинки, лидер команды Дмитрий «Сид» Спирин очень обстоятельно рассказал в беседе с корреспондентом KM.RU.

— Первая часть альбома MAXIMUMHAPPY была довольно тепло встречена критиками. Однако некоторые из них попеняли тебе на «попсовое» и «легковесное» название, отмечая, что обычно ты намного остроумнее озаглавливаешь пластинки — пусть и порою на грани фола.
— Во-первых, не всегда остроумие на грани фола срабатывает, когда это нужно. Во-вторых, иногда просто нет никакой необходимости называть альбом на грани фола. С одной стороны, мы хотели назвать пластинку фразой, которая максимально выражает её настроение. Нам казалось, что у нас получился светлый альбом, полный радости и эйфории, хотя, конечно, там есть и острые моменты. С другой стороны, фраза MAXIMUMHAPPY связана с конкретной предысторией. Когда мы 11 лет назад ездили в тур с японцами SOBUT, самый последний концерт проходил в Нижнем Новгороде, по поводу чего был организован банкет. И в какой-то момент мы неожиданно для себя обнаружили там ещё одну грань в японских панк-хардкор самураях. Их басист после выпитых уже, наверное, трёхсот грамм встал с рюмкой для того, чтобы произнести тост. Он пытался это сделать на ломаном английско-японском, переводчица пыталась переводить, но эмоции его захлестнули настолько, что этот коренастенький детина просто зарыдал и принялся причитать лишь одну фразу: «We are maximum happy».

Так эта фраза вошла во внутригрупповой сленг, и мы так начали называть просто всё хорошее. Например, появляется наша песня на каком-нибудь козырном месте в хит-параде — и мы характеризуем эту ситуацию как MAXIMUMHAPPY. Знаешь, у «t.A.T.u.» была «ситуация SOS и ситуация Help»? А у нас ситуация MAXIMUMHAPPY (смеётся). Как бы то ни было, пластинку захотелось назвать именно таким образом. Кроме того, полтора года назад на прогулке в Барселоне меня осенило, что несобранный Кубик Рубика может символизировать внутренний хаос в человеческом существе. Для того, чтобы его собрать, человеку нужно только расслабиться и доверится высшим силам, которые и крутят этот кубик. Как ты знаешь, альбом у нас в двух частях, две обложки которого составляют диптих. Соответственно, на первой части большие руки из ниоткуда уже довели кубик до такого положения, когда всё уже почти готово. На второй части абсолютно собранный кубик протягивается слушателю. Такая идея арта могла сопровождаться только каким-то светлым названием. Единственное, некоторые считают, что обложка не очень тщательно проработана и выглядит как результат упражнений шестиклассника, который только вчера изучил фотошоп. Дело в том, что основная идея, которую я формулировал нашему дизайнеру Екатерине, заключалась в том, чтобы это напоминало обложки брошюр уличных евангелистов. То есть максимально понятная аллюзия, читаемая, насколько это возможно. Всё вместе это работает.

— Слушая альбом, я поймал себя на ассоциациях с вашей пластинкой «Властелины Вселенной»: диско-панк, кислотная культура, глэм-эстетика. Это закладывалось сознательно?
— Нет. «Властелины Вселенной» — очень непродуманный альбом, и то, из чего он сделан — случайный набор составляющих. На тот момент группа была частично в разобранном состоянии, и четыре очень далёких друг от друга человека пытались нащупать какие-то точки соприкосновения. Поэтому материал получался очень разным, у нас даже не было намерения его фильтровать. Скажу честно, если бы я даже очень захотел, то не смог бы скопировать и повторить данный сценарий. Что касается MAXIMUMHAPPY, то здесь много сочинителей. Что-то написал я сам, что-то вдвоём с гитаристом Василием Лопатиным, что-то задумывалось ещё в составе с Андреем Шморгуном и Денисом Хромых. Когда мы весной прошлого года доукомплектовали состав Николаем Стравинским и Александром Прониным, Стравинский тоже оказался автором песен, генератором идей и к тому же полистилистическим музыкантом, который может играть всё. Он принёс несколько вещей, которые попали на обе части и сильно обогатил звук. Соответственно, если бы не он, многие песни не имели бы сейчас такого флёра, который там есть. Альбом был записан в ноябре-декабре 2012-го, а первую песню я для него сочинил в 2009-м. Всё это вместе дает ощущение эклектики и полистилистики. Но поскольку это записывалось и мастерилось в одном и том же месте, по саунду всё очень плотно пригнано друг к дружке.

— Насколько оправданным было задействовать зарубежную студию?
— Очень сильно! Впервые мы можем сказать, что звучим на записи так же, как звучали у себя в мечтах. Каждый музыкант как-то у себя звучит в мечтах. Даже школьники или ПТУшники, собравшись на третью-четвёртую репетицию, уже имеют эту концепцию и, приходя на студию, дико обламываются, когда понимают, что это всё не звучит так, как они себя представляют. Всё, что они могут на этом уровне — это обвинять дешевую студию, недостаток средств и «неадекватного» звукорежиссёра. Сами для себя мы без каких-либо понтов развеяли для миф, что в России всё чётко, нормально, просто музыканты играть не умеют. На самом деле, это не так. Возможно, проблема размазывается по всем аспектам нашей музыкальной индустрии. Грубо говоря, на 20% проблема в звукоизвлечении, на 20% то, что русский язык лексически звучит не так выгодно, на 20% недостаток опыта у звукорежиссёра, на 20% — отсутствие института продюсеров и проч.

Отправившись на Запад, мы удалили процентов 40 от этой проблемы, а это уже половина! Мы оказались вполне себе уверенными исполнителями, мы знали наш материал и он был хорошо отрепетирован. Могу тебе просто процитировать слова, которые два достаточно опытных немецких парня говорили нам в студии каждый день: мы играем очень хорошо, и большая часть немецких групп, с которыми они работают, намного хуже, и с ними намного больше возни. Когда актёр в театре хорошо знает текст, у него появляется намного больше возможности для драматической игры. Мы хорошо знали «свой текст», и все базовые треки были записаны очень быстро. Немецким ребятам не оставалось ничего, кроме как по этому загрунтованному полотну рисовать виньетки, выпячивать те или иные наши грани и добавлять различные штучки-дрючки. Я не хочу сейчас сказать, что это необходимо любой российской группе. Группе русского рока, которая записывает посконные песни, это ни к чему. Но метал-, хардкор-, панк-группам, всякому инди это обязательно. Скажу честно, после студийного западного опыта мы уже не понимаем, как записываться здесь. Мы увидели, как процесс построен там, и теперь хотим так всегда. В этом есть и негативный момент: всякий раз, когда мы захотим записать даже одну песню, нам придётся куда-то ломиться заграницу. Знают они эту музыку, чувствуют, как её писать, понимают, как увязать для максимальной экспрессии гитар и барабанов цепочку приборов, какие микрофоны ставить в какие места и т. д. Откуда нашим ребятам это знать?

— Значит ли это, что ни один из предыдущих альбомов «Тараканов!» не приближается к вашему идеалу звучания? Те же «Страх и ненависть» и «Ракеты из России» звучат достаточно жирно…
— Нужно понимать, что и тот и другой альбом — это записи панк-группы, которые она делала на одной из лучших российских студий с одним из лучших наших звукоинженеров Андреем Алякринским. Это человек, который делал альбомы группе Tequilajazzz. Работал со «Сплином», Markscheider Kunst и т. д. Конечно, мы звучим на названных тобой дисках! И всё равно, не могу себе даже представить, как бы звучал альбом «Улица Свободы», если бы мы поехали его писать в тот же Дюссельдорф. Да, Андрей Алякринский знает подход, владеет многими западными «фишками». Но проблема наших звукорежиссёров в том, что они зачастую не хотят принимать близко к сердцу материал музыкантов, с которыми они работают. Поэтому им лень попробовать ещё какие-то варианты, передвинуть какой-то микрофон (я сейчас говорю не про конкретного Андрюху, с которым мы не работали уже с 2004 года). Нет, все наши альбомы звучат так, как они должны были звучать в это время и в этом месте. И вообще всё, что людьми происходит, происходит правильно. Возможно наша группа в том виде, в каком она была готова к записи альбома «Властелины Вселенной», вообще бы за границей ничего б записать не смогла.

— Чем обусловлено приглашение иностранных гостей на песни MAXIMUMHAPPY?
— Мы готовы были писать почти 20 треков, поэтому изначально была идея, что альбом будет поделён на две части. И всё-таки такой массив музыкальной информации нас самих пугал. Мы задались вопросом, как сделать так, чтобы нынешний, не очень внимательный и не очень терпеливый меломан (вернее, даже, потребитель музыки ВКонтакте) эти 18 песен не раздербанил, не раздробил и не повыкидывал половину. Нужно было расставлять вишенки на торт. А мне давно казалось, что в нас нет ничего такого, что мешало бы нашим коллегам из-за океана проучаствовать в тех или иных наших песнях. Я давно о нас думал, что мы — группа вполне себе уверенная, поэтому подумал, что надо попробовать заинтересовать своими песнями каких-нибудь чуваков, которые нравятся нам самим.

У своих приятелей и друзей я стал интересоваться, кто из них имеет личные имейлы музыкантов (минуя менеджеров и букинг-агентов). Так мы связались с Anti-Flag, а с Родриго Гонзалесом из Die Arzte я был знаком ещё со времени их российских гастролей. Тогда мы неплохо потусовались перед их единственным концертом в клубе «Апельсин» в уже далёком 2008-м. Познакомились, закорефанились, выпили водки, пообщались на ломаном английско-русском, пробакланили всю ночь, в результате чего я потерял всю свою коллекцию Die Arzte, только что подписанную ими…

В общем, все, кому мы написали, дали согласие на запись с нами. Anti-Flag сразу сказали, что они хотят петь по-русски. «Бог и полиция» оказалась именно той песней, в которых я слышал их изначально. Соответственно, мы им предложили петь по-русски, а они попросили выслать проговоренный по буквам и напечатанный латиницей русский текст.

Что касается Die Arzte, что у нас была шуточная диско-панк-песня «Плохие танцоры», и мне показалось, что этот юмор — очень в их духе. Кто знает Die Arzte и парится над переводом их песен, в курсе, что их тексты очень саркастичны и сатиричны. Немецкие панк-группы практически этим не славятся — язык не позволяет петь смешно. А Die Arzte это себе позволяют, к тому же, когда они в аранжировках касаются латино, серфа, джаза и т. д., за это отвечает именно Род Гонзалес. Я сказал ему, что мы планируем немецкую версию, и добавил, что мы будем счастливы, если мы туда добавим электронные эффекты. Когда мы предложили ему свою версию немецкого текста, сделанную нашими друзьями из России и Швейцарии, она ему не понравилось, и он сочинил всё сам, оставив из исходника две с половиной фразы. В итоге петь он не стал, но сделал текст и аранжировку.

Наконец, Фрэнк Тёрнер… В России его не очень хорошо знают, но в Европе сейчас — это новая большая штучка. Он был певцом в пост-хардкор группе Million Dead. Потом это направление он забросил и стал кем-то вроде инди-фолкера. В этой своей ипостаси он выпустил несколько альбомов и сразу пошел в гору, у него начались сольные концерты на огромных площадках, он выступал на открытии Олимпиады в Лондоне. В России он тоже играл — 3–4 года назад. Сейчас, наверное, привезти его к нам будет не так-то просто. Тёрнер тоже выразил желание спеть на русском, и спел в песне «Рыжий и длинный» целиком второй куплет.

Это что касается иностранцев. Но мы хотели ещё и русских гостей и желали видеть Anacondaz. С ними мы записали «Самый счастливый человек на Земле» со второй части. Ну и забавно вышло с Лусинэ Геворкян. Дело в том, что «Пять слов» изначально была одной из трёх композиций, предложенных ей. Сейчас, наверное, люди, которые слышали конечный результат, не могут поверить, что это трек, который не был сочинен специально под дуэт. Потому что Лу настолько в него вросла, что без неё представить себе песню уже невозможно.

— Обе части альбома MAXIMUMHAPPY действительно достаточно позитивны. Тем не менее, и здесь затронуты злободневные темы. Не боишься ли ты, что сейчас, когда остросоциальные песни пишут все, кому не лень, ты как-то потеряешься в этом потоке?
— Видишь ли, в чём дело, существуя в роке, мы не ощущаем себя в ситуации, когда необходимо осуществлять острую конкурентную борьбу. Грубо говоря, мы не являемся сочинителями на потребу, у нас нет задачи сделать «хит этого лета». Соответственно, что касается меня, я просто не думаю о том, удастся ли мне написать песню гражданского содержания, отличающуюся от ста миллиардов ей подобных. Сочиняя песню на любую тему, я, прежде всего, стараюсь сделать её искренней. Конечно, когда базовая идея возникает и понятно, что это будет круто, ты в процессе обтёсывания смотришь, чтобы там не было самоповторов, ну и причин для обвинений в плагиате.

Единственное, что могу сказать: мне очень нравится идея ироничного подхода к серьёзным вопросам. Многие наши поклонники, которые не отличают официальный материал от рабочих набросков, утекших в интернет, постоянно спрашивают, почему мы не записали и не выпустили песню «Хватит спать, вставай». Дело в том, что демо этой песни было вероломно слито ВКонтакт, и до последнего времени я отвечал, что впервые слышу о такой песне… Почему я о ней вспомнил сейчас и почему её нет на альбоме? Потому что это песня — слишком в лоб, это такая песня гражданского содержания в кубе, это ленинский призыв на баррикады. Позже, когда появилась «Бог и полиция» с сатирическим портретом опасливого обывателя, который пишет что-то вроде письма с рекомендациями к власти, как и с кем, по его мнению, им нужно поступить, я понял, что песни «Хватит спать, вставай» просто не должно быть на альбоме. Высмеивать — это самый действенный способ. Нужно заставлять людей над ними смеяться. Скоморохи этим и занимались. А озлобленность, может, и работает, но это не для нас.

Беседовал Денис Ступников

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Тула Байк-фест Новосибирск The Power of One Tour w/ Дмитрий Кежватов Ramones Night Tour Ярославль Лужники НАИВ Швейцария МЭD DОГ Смоленск Ростов-на-Дону Европейский тур 2005 Billy Idol XXX лет: Право быть собой! Властелины Вселенной тур Творческий вечер Лусинэ Геворкян Европейский тур 2011 Приключения Электроников Татарстан Четыре таракана Таллинн Три 15 Беларусь Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Украина MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Высшая школа панка Рязань Ижевск Минск Ульи Премьера Король и Шут Сплит-альбом Европейский тур Европейский тур 2019 СДК МАИ Кирпичи 1991-2019 Лучшие из лучших MAXIMUMHAPPY 2013 Свалка Точка Лампасы Екатеринбург 1.5 кг отличного пюре Доброфест Презентация альбома Акустика: Полный привод Воронеж ДК им. Горбунова Петрозаводск Marky Ramone and Tarakany! Зеленоград Russian Rockets Over Europe Tour Distemper Барнаул Ракеты из России ‘05 Элизиум Эстония Германия Орландина Ramones XXV лет: Лучший способ не стареть Смех Орёл Наше Радио Червона рутта Marky Ramone Бригадный подряд w/ Василий Лопатин M24 Челябинск ГлавClub (Москва) Казань Санкт-Петербург Порт (812) Б2 Нашествие Удмуртия MAXIMUMHAPPY II Tour Башкортостан Киев Браво Пермь R-Club Краснодар Иваново Москва Тверь Сила одного тур Планетарий Уфа Der Steinkopf Сила одного (тексты) Границы гетто тур Нижний Новгород Страх и ненависть тур