«Тараканы!»: Новая пластинка
Пресс-конференция от 29 ноября 2003
— Почему вы сейчас не на концерте против СПИДа?
— Дмитрий Спирин: Потому что у нас сегодня концерт в поддержку нового альбома в ДК им. Горбунова.
— Этот альбом был создан по принципу предыдущих?
— Д.С.: Да, по той же самой схеме. Барабанщик, бас-гитарист и, скажем так, исполнитель партий ритм-гитары. Мы записываем всё вместе, втроём. Таким образом, на песню у нас уходило по часу, на запись «болванок» для одной песни — две смены подряд. Потом мы записываем гитары всякие и огромное количество времени вокал.
— Расскажите, как у вас будет осуществляться тур по России? Что вы будете с собой возить: фишку типа хора, трубачей или как?
— Д.С.: Никаких трубачей, никакого хора, ничего. Дай Бог нам взять с собой директора, звукорежиссёра, хотя бы одного мальчика-техника. Хотя, конечно, хотелось бы. Есть желание отправиться в тур в конце февраля, в начале марта. Будет только рок, копеечная атрибутика, много пота, крови и энергетических батончиков (улыбается).
— Скажите, почему сегодня билет на концерт стоит 500 рублей, а вчера — 120, пиво стоило 14 рублей, а сегодня — 40?
— Д.С.: Честно? Не знаю. Пиво сколько? 14 рублей — пиво? Здесь?
— Нет, в Рязани.
— Д.С.: А, в Рязани… Ну, так вот оно происходит.
— Вы уверены в сегодняшнем концерте после 15 августа? (Фестиваль «Типа… панки и всё такое!… The Best» был прерван ОМОНом через час после его начала, — прим. tarafany.ru) И как вы себя чувствуете сейчас, перед концертом? Может такое снова произойти?
— Д.С.: В этой стране может произойти всё, что угодно. Никто из нас не исключает ничего. Кроме русского рока существует ещё предвыборная ситуация в стране, когда существует шумный разгон рок-концертов. Может, способствует появление на избирательных участках определённого сорта электората за определённый сорт политиков. Поэтому, для некоторых людей это хороший повод нарушить общественный порядок. Кроме всего прочего, у нас есть в тусе недоброжелатели. Позвонить и сообщить о бомбе, заложенной в ДК им. Горбунова на концерт «Тараканов!», — это каждый может.
— Вы прокатились по России: были в Питере, в Рязани. Нормально всё прошло?
— Д.С.: Да, всё прошло нормально. Вот вчера, после громкого концерта, мы ужинали, и ко мне доебался чувак. Там началась полгода назад модная московская фишка: футбольный фанатизм и фанатизм в области рока. Доебался и никак невозможно было куда-то его деть. Спрашивал всё: «Сид, а что ты в политику полез? Пускай за нас решает Жириновский!» Обидно, что он с наездом. А до этого к нам обращались с вопросом: что вы думаете о будущем России? Так вот, я ему: «Какую политику? Что ты имеешь в виду?». «Ну вот, у тебя песни политические стали». Я говорю: «Какие песни?! Есть про партию ЛДПР, «Единую Россию» какую-нибудь?». А он: «Нет, но вот эта — „Границы гетто“». Он считает, что эта песня политическая. То есть они, суки, это жопой чуют. Они считывают месседж, которого там даже нет. Вот такое событие, которое вчера произошло в Рязани. Больше ничего такого страшного там не случалось. (появляются остальные участники группы — прим. автора). Вот и Серёга пришёл — барабанщик. Он вам много чего может рассказать. Как убивать наповал, например. Интересно вам узнать? (присутствующие оживились и согласно закивали, однако музыкант профессиональный секрет так и не открыл — прим. автора).
— Какая у вас аудитория?
— Д.С.: Когда мы сочиняем песню, мы никогда не строим планы. Мне кажется, что существуют группы, которые думают так: по последним сведениям, аудитория панк-концертов являются 13–15-летние, поэтому, нужно сделать песни таким образом, чтобы они считали месседж и купили пластинку. Некоторые так делают, хотя я не уверен. Вот мы, когда пишем песни, в эту сторону не размышляем вовсе. Просто пишем, и всё. Не анализируем ситуацию. А когда не получается, становится ясно, что в обширной аудитории «Тараканов!» есть люди, которые эту пластинку купят и ничего не поймут. Но это означает также, что люди, которые раньше не интересовались нашей музыкой, не считают, что это — говно полное. Эти песни сочинили мы. И единственное, что мы можем сказать о возрастных рамках — так как это сочинили люди под 30, скорей всего, это будет ближе тем, кому под 30. Но ситуация настолько кривая с этой музыкой, что нет, фактически, ни одного канала, который бы позволил нам достучаться до аудитории. Я не думаю, что люди с хорошим музыкальным вкусом слушают «Наше Радио». Я уверен, что они от слова «панк» морщатся. Но это только их проблемы.
— Вы думаете, что делаете панк?
— Д.С.: Да.
— Есть такие традиционные штампы, что панки в основном поют о том, как нажрался, напился и так далее. У вас песни другие. Вы считаете это — панк?
— Д.С.: Дело в том, что панковские песни должны быть такими, как вы сейчас описали, — это всего лишь только одно из мнений. Таких мнений очень много. Есть немало людей, которые совсем по-другому представляют себе панк-песни. Панк-рок может быть каким угодно. Главное, чтобы это было самовыражение. Сейчас всё так, в следующей нашей пластинке будет по-другому, 10 лет назад было по-третьему. Группа под названием «Контейнер 35», думаю, совсем рухнула.
— Ну, вы вспомнили.… Но сейчас, на данном этапе, что для вас панк-рок?
— Д.С.: Для нас панк-рок — песни, записанные на альбоме «Улица Свободы». По-моему, этого достаточно. А вообще, миллионы людей во всём мире думают, но не могут найти ответ.
— Есть такой человек, которому вы в первую очередь посвящаете этот альбом?
— Д.С.: Это такой собирательный образ. Это такой чувак, которого зовут Хой, он служит в журнале «КРУТО» Вы увидите его сегодня. Там будет доброе количество чуваков «Хой».
— А там будет аудитория «кому под 40»?
— Д.С.: Они тоже могли бы себе мозги прочистить.
— А чем обусловлен выбор режиссёра для последней видеоработы?
— Д.С.: Володя Епифанцев? Он — злой гений. Чем бы он занимался — будь то вечеринка в клубе, спектакль, видео, кино снимает — всё это сносит башню и запоминается. Сразу понимаешь, что вот, перед тобой — что-то. У него три телепрограммы, его видит много людей. И, мне кажется, у этих программ не слишком низкий рейтинг, сейчас до фига программ, у которых рейтинг меньше. Группы обычно снимают видео с двумя целями: рекламный ролик для собственной пластинки, что б это пошло по телевизору, и как проба рекламы будущему альбому, и попробовать себя в новой творческой ипостаси — кино. Нам хотелось крутой жёсткий клип. Теперь он, может, по MTV пойдёт. Вот почему — Володя. Он — крутой.
— Вопрос Дмитрию Кежватову: Вы в «Празнике» играете ска-панк, но музыку для этого альбома написал ты, но твоё увлечение ска-панком не проявилось. Это осознанно происходит?
— Дмитрий Кежватов: Не знаю, насколько осознанно, но это — совсем другая группа. Вот, сейчас Алексей расскажет, как происходит творческий процесс.
— Алексей Соловьёв: Берётся мелодия, сочиняются слова, подбирается аранжировка.
— Д.С.: Все мы участвуем в этом процессе.
— Расскажите, как вы познакомились с Хавтаном?(Евгений Хавтан из группы «Браво» и Дмитрий недавно совместно написали песню «36,6»— прим. автора). С чего началось ваше сотрудничество?
— Д.С.: В 98-м году мы сделали кавер-версию Depeche Mode, «Браво» тоже участвовали в этом проекте. Была вечеринка, посвящённая выпуску этой пластинки, там и познакомились. Он сам подошёл: «Здравствуйте, ребята! Мне очень понравилась ваша кавер-версия». — «А нам ваша». А вообще, мы к «Браво» испытываем тёплые чувства, в отличие от большинства групп не из Америки. Потом он просто спросил, могу ли я сочинить текст на песню. Я и сочинил. Сначала «36,6» была в таком латин-стиле, не так, как сейчас звучит на радио.
— Вам не кажется, что в музыке «Тараканов!» чувствуется слишком много западных аналогов?
— Д.С.: Вообще рок-музыка с Запада. А что у нас российское? Соло на балалайке? На самом деле, формулировка вопроса некорректна. А на кого у нас равняться? Мы здесь самые… (смеётся).
— Поэтому, Бритни, а не Пугачёва? (Имеется в виду песня «Тараканов!» о поп-принцессе Бритни Спирз — прим. автора).
— Д.С.: Да. Мы любим Бритни, а не Пугачёву. Ещё до Джастина (певца Джастина Тимберлейка, экс-бойфренда Бритни Спирс — прим. автора).
— А Алсу?
— Д.С.: Алсу нам не нравится… (далее следует настолько неприглядное выражение, что я не берусь его привести — прим. автора). Извините, простите. Ну вот, меня теперь, не дай Бог, на «Лукойле» обслуживать не будут.
— С.П.: Из тебя масло сделают…
— Вы — ведущая панк-группа. Какие ещё группы вы пытаетесь вытащить из андеграунда?
— Д.С.: Да никакие. Пусть они сами. Многие участники нашей группы пишутся часто с другими группами. Хорошо, когда группа собирает большую аудиторию и показывает другие группы. Но столько проблем возникает, что уже думаешь: пошли они, пусть сами. Во-первых, некоторые люди по своей сути — свиньи неблагодарные. На каждом шагу такие встречаются. Две недели они тебя просят, умоляют, а потом спрашивают: «Что, нам ничего не заплатят?!» Нет, не заплатят. Мы разве договаривались так? Они потом: «„Тараканы!“ — кидальщики!» Это ещё самая малая часть. Сейчас, здесь мы хотим звучать. Чтоб мы вышли — и долбанули, и чтоб красиво было.
— Какие у вас отношения с «коллегами по цеху»?
— Д.С.: Неплохие.
— А конкретно с группой НАИВ?
— Д.С.: Я никогда их за коллег не считал. За Богов, учителей, жителей Олимпа, самая лучшая группа Земли, но никак не за коллег.
— А ваша ссора?
— Д.С.: Мы и не ссорились. Если у них какие-то претензии — пусть представят их. Я как-то раз сунулся со своей пакшей, а мне что-то никто руки не подал.
— Ожидаются ли какие-нибудь сюрпризы на концерте?
— Д.С.: Да!
— Расскажите историю, подвигнувшую вас написать песню.
— Д.С.: Есть песня под названием «Восклицания знаки». У неё есть конкретная история. Стандартная ситуация: сайт группы, на сайте — форум. Тёрки ведутся между посетителями и иногда участники группы заходят, что-то пишут. Вот я зашёл и написал какой-то юмор. Я считаю, что юмор не должен ни на сцене, ни в отношениях между людьми обозначаться — на то он и юмор. И я его никак не обозначил. Вот, какая-то девочка, которая это прочитала и позже отписалась, на меня обиделась. Я ей: «Ты дура, что ли?! Это юмор!» А она: «Ну, хоть смайлики бы ставили!» (Смеётся).
— А вот песня «Реальный панк?», она связана с вопросом: что такое панк?
— Д.С.: В том числе. Но, дело в том, что есть много людей, которые любят про панк попиздеть, но не любят его делать. Категория людей под названием «интернет-пиздоболы». Это вещь им посвящается.
— Вы собираетесь на премию «Муз-ТВ»?
— Д.С.: У нас пока не было такого опыта. До сих пор мы отказывались от телевизионных шоу, где надо было играть под фонограмму. Как, например, «Тотальное шоу» на MTV. А вообще, каждый случай надо рассматривать отдельно. Если за это платят миллион баксов, ладно, десять тысяч — тогда да. Однажды «Приключения Электроников» были приглашены в Кремлёвский дворец. Мы заранее поставили в известность организаторов, что мы — группа только «живая», и будем выступать только живьём. Нам: «Вы что, дураки?! Это — Кремлёвский дворец! Там есть всё!» Конечно, там не было ничего. Мы развернулись и уехали. Это была премия вручения ордена Андрея Первозванного. Мы должны были петь песню «Земля в иллюминаторе» во время награждения космонавта, который провёл долгое время в открытом пространстве только для того, чтобы понять возможности человека. Опыт был над ним поставлен.
— Вы ходите на другие концерты?
— Д.С.: (предварительно посоветовавшись с Алексеем) Лёха сказал, если это — не Green Day, то не пойдёт. Правильная позиция. Я бы тоже не ходил ни на какие концерты — у меня мечта чуть повыше. Я мечтаю увидеть группу KISS. Я этого не дождусь — точно знаю. Хотя… может и дождусь. Поэтому, пока хожу на Петросяна (с улыбкой). С Кипелычем надо бы ёбануть концерт совместный. Это будет настоящий металл!!! (да, вкус у Сида явно прослеживается. Впрочем, не один он мечтает выступить на одной сцене с лучшим хард-роковым певцом России — Валерием Кипеловым — прим. автора) Я об этом мечтаю… (тут из зала послышались громкие приветственные крики — прим. автора). Всё, ребята, пора нашу пресс-конференцию заканчивать.
Автор Дарья Шабардина
Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com