«Тараканы!»: «Нам льстит, что о нас думают так же, как о Rolling Stones и The Clash»

Раздел: 2003

Группу «Тараканы!» знают все. Многие, конечно, не отдают себе в этом отчёта, но рекламу-то «Сникерса», где звучит их «Панк-рок песня» видели. Об этапах этого большого пути рассказывает лидер группы Дмитрий «Сид» Спирин.

— Откуда пошло ваше первоначальное название — «Четыре таракана» — общеизвестно: песня такая была. А вот интересно, это название и нынешнее каким-нибудь образом сказываются на группе? Я имею в виду принцип «как вы лодку назовете…»
— Есть, конечно же, тому огромное количество примеров. Вот, кстати, даже от того, что группа «Четыре таракана» превратилась просто в «Тараканы!», тоже многое изменилось, преломилось… И если говорить, насколько последнее название влияет на нас самих, то мы до сих пор ощущаем себя группой небольшой, которая не по нраву многим людям. Как и тараканы — их не любят не из-за вреда, а просто из-за того, что они такие… противные. И, надеюсь, наш коллектив будет существовать долго — мы окажемся такими же живучими, как и эти насекомые, которых выводи не выводи, а они всё равно есть.

— То есть «Тараканы!» выдюжат ещё десятилетие?
— Да, как минимум на ещё одно плодотворное десятилетие я рассчитываю. Тьфу-тьфу-тьфу!

— Ну и каким ты видишь себя через десять лет?
— Это ж сколько мне лет тогда стукнет? Так я на фоне Лемми из Motorhead буду ещё ничего…

— А как же девиз панков да и вообще любого рок-н-ролльщика: «Жить быстро, умереть молодым»?
— Этот девиз, только появившись, тут же сам по себе и умер. Лично я не увлекаюсь творчеством коллективов, которые этому лозунгу следовали. И вообще, всякие девизы и правила к панк-культуре не должны иметь никакого отношения. Ведь панк, по сути, связан с искренними порывами, а всякие установки эти самые порывы ограничивают. Да и такие вот лозунги придуманы, скорее, либо западными журналистами, либо… агентами КГБ! Все их установки — настоящие панки не должны уметь играть, они в грязи и какашках — полный бред, мешающий развиваться этой культуре.

— Какие события, на твой взгляд, стали поворотными за всю историю группы?
— Таких много. Хотя наша карьера не имела резких взлётов и падений. Если нарисовать диаграмму, то на ней линия группы очень медленно, плавно поднимается вверх, и на этом пути много разных мелких колдобин… Вообще, к разряду эпохальных событий относятся: выход альбома «Украл? Выпил?! В тюрьму!!!», который принёс нам два первых радиохита; переименование группы; наше первое видео «Поезд в сторону Арбатской». Да и формирование нынешнего состава — тоже довольно яркий момент, благодаря ему группа сегодня имеет то, что имеет. Можно вспомнить ещё ряд концертов. В первую очередь, наш швейцарский тур, затем — выступление с Toy Dolls

— Если музыку группы раньше постоянно сравнивали лишь с Ramones, то сегодня критики говорят о похожести «Тараканов!» на такие команды, как Green Day и Rancid. Как ты относишься к такой оценке вашего творчества?
— Одно время Ramones действительно оказывали огромное влияние как на музыку нашей группы, так и на меня лично. Я до сих пор большой фанат Ramones — это, по жизни, главная для меня группа. И был период, когда мы находились в струе этой музыки. Всё достаточно просто: когда оказываешься в рамках этих гармоний, этих мелодических ходов и аранжировочных построений, если ты погружен во всё это, то тебе некуда деться и ты невольно начинаешь играть в подобном ключе. Поэтому многие музыканты и стараются не слушать чужой музыки. Вот, к примеру, Шура Иванов из НАИВа так поступает… Но со временем мы, расширяя свой диапазон, стали слушать прочие панк-группы, и эта «рамоунсовская» струя рассеялась. Сейчас, при желании, у нас можно найти много каких влияний. Но все эти сравнения просто смешны…

— Помимо Ramones при упоминании о «Тараканах!» частенько мелькает и группа Modern Talking. Я до сих пор так и не понял: вы действительно её очень любите или это такой изощрённый стёб?
— Да нет никакого стёба. В том же духе мы отзываемся о Kiss и Accept, о Kreator и Metallica, о Бобе Марли и Донне Саммер. Эта музыка служила саундтреком к нашим школьным годам, и иронизировать по этому поводу невозможно лишь потому, что не хочется — мы ведь искренне всё это любили…

— И даже ходят слухи, что вы, в рамках проекта «Приключения Электроников», собираетесь записывать целый альбом каверов Modern Talking. Так ли это?
— Вроде нет… По крайней мере, у нас нет планов делать целую пластинку кавер-версий песен одного ансамбля или одного артиста. Хотя если «Электроники» начнут ностальгировать о школьных годах, когда нам нравился весь этот евро-поп — Bad Boys Blue, Joy, Modern Talking, a-ha, C.C.Catch, — то, возможно, что-то и запишем…

— А как вообще возник это проект? Что стало отправной точкой его появления?
— Отправной точкой стал… прикол. Совершено спонтанно я решил подшутить над Костей Савельевских, бас-гитаристом группы МЭD DОГ. Дело в том, что он человек наивный и легко поддаётся на всякие розыгрыши. При этом Костя — человек амбициозный. И вот одно время я приятельствовал с Лёней Штительманом из Владивостока, занимающимся группой «Туманный стон» — они как раз были в столице, жили они в подмосковном «Мумий-доме» и пытались попасть в большой шоу-бизнес. А я взял да рассказал Косте, что «Мумий Тролль» набирает новый состав и им позарез нужен басист. Лёня Штительман, подключив всю свою фантазию и чувство юмора, не только подтвердил это, но даже «забил» с ним стрелку в шесть утра на каком-то километре кольцевой автодороги. Костя, выучив за ночь пол-альбома «Мумий Тролля», приехал. Ну а там его встретил я и извинился за эту шутку. Но он не поверил и продолжал упорно ждать! Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы разубедить его, и я даже привёз его, замёрзшего, к себе домой отпаивать чаем. Когда он окончательно оттаял и понял, что я человек, с которым можно иметь дело, рассказал, что было бы клёво, если б существовала группа с названием «Приключения Электроников». Его забавлял сам факт такого словосочетания. Потом он взял мою шестиструнку и сбацал в таком «рамоунсовском» стиле «Песенку оживших игрушек» из фильма «Приключения Электроника». А я тут же предложил ему эту группу и сделать. Сразу же понеслись всякие идеи: а пускай это будет супергруппа, где будут участвовать люди из разных банд, а пускай все будут играть не на своих инструментах. Мы сформировали такой состав: басист Костя на барабанах; я, по жизни певец, играю на бас-гитаре. Оставалось найти гитариста и певца. Им стал Андрюха Шабаев из «Червоны рутты». Таким вот трио мы и записали «Песенку оживших игрушек». На этом всё остановилось. Но где-то года через полтора на репетиции я попросил у Кости, чтобы он показал мне, как можно на бас-гитаре сыграть песенку «33 коровы» в ключе такой «джазовой ходилки». А он в ответ предложил мне вообще научиться как следует играть на басу, а до той поры оставить этот проект в покое. Но тогда мы с Андреем позвали барабанщиком Серёгу Прокофьева из «Тараканов!» и Санька Фуковского из «Ульев» на клавиши и саксофон. Ну и сделали группу без Кости…

— Сколько, по твоим предположениям, просуществуют «Электроники»?
— Столько, сколько этот проект будет доставлять нам удовольствие. Ситуация может повернуться каким угодно боком. Один из вариантов развития событий такой: «Приключения Электроников» может стать суперуспешным коммерческим проектом и нас начнут активно приглашать играть в «тупые и жирные» ночные клубы. То есть не в рок-места.

— И что, у вас уже много таких предложений?
— Много. Но мы, во-первых, стараемся принимать не все предложения, а, во-вторых, пытаемся сохранить баланс между гастролями и концертами «Тараканов!» и собственно «Электроников». А если это в какой-то момент обратится в систему, то, уверен, это настолько нам всем опротивит, что мы закроем эту лавочку.

— А как отразилось на «развитии» «Тараканов!» попадание «Панк-рок песни» в рекламу шоколада? И, кстати, каково вам оказаться на одной доске с такими группами, чьи песни тоже использовались в рекламных кампаниях, как Rolling Stones и The Clash?
— Когда известный брэнд обращается с подобным предложением к тому или иному музыканту, он явно рассчитывает на то, что люди, слышащие мелодию в рекламе, будут ориентироваться на рекламируемый товар и это повлияет на его продажу. Эта схема одна и та же и в отношении «Роллингов», и The Clash, и такой маленькой группы, как «Тараканы!», и Юлии Чичериной. Нам польстило, что эти люди думают о нас так же, как они думали в своё время о Rolling Stones и The Clash. Это с одной стороны. С другой… Мы ведь поначалу негативно отнеслись к этому предложению. Расскажу причём, кажется, впервые: изначально предложение от компании Mars звучало так: музыканты сами будут сниматься в рекламном ролике и название группы будет постоянно мелькать в кадре. От всего этого мы отказались. А вот использовать кусок песни — пожалуйста. Тем более, что был 98-й год и это предложение поступило через два месяца после дефолта. В то время нам нужно было выпускать альбом «Посадки нет», бюджет которого был заложен ещё в докризисные времена, и полученные нами деньги пришлись кстати. И я ни о чём не жалею.

— А как к такому коммерческому, «продажному» шагу отнеслись ваши поклонники?
— Я думаю, что фанаты, поклонники должны быть настолько лояльны к тому, что делает их любимая группа, что практически любой её шаг они должны воспринимать только с одобрением. Фанат — это больной человек. Конечно, можно испортить отношение к себе даже самых преданных фанатов, но для этого нужно выпустить две-три, а то и четыре абсолютно провальных, плохо записанных пластинки. Разумеется, в своё время за такой шаг мы получили много нареканий от так называемой панк-общественности. Но я так и не услышал ни одного внятного суждения, что именно не нравится в таком нашем поступке. Людям просто не нравится наша песня в рекламе. А те, кто из-за этого от нас отвернулся, так им просто на самом деле никогда не нравились наши песни.

— Кстати, о коммерческом успехе. Насколько «Тараканы!» являются доходным делом или же музыканты вынуждены подрабатывать где-то ещё?

— Никто из нас не работает уже достаточно долгое время. И группа является нашим единственным источником существования. В России участие в панк-группе уровня «Тараканов!» — я имею в виду уровень известности и продаваемости — может приносить деньги на то, чтобы раз в полтора-два года записывать в среднем бюджете альбомы и покупать себе инструменты. Ну, ещё и на хлеб хватает…

— Ты пришёл в рок-музыку прямо со школьной скамьи. Удалось ли тебе за последнее десятилетие получить ещё какое-нибудь образование, обустроить свой быт?
— Лично у меня за плечами только школа. У прочих «Тараканов!» есть высшее и среднетехническое образование. Что же касается квартиры с набитым до отказа холодильником, то всего этого у нас нет. Но нас это устраивает — мы люди с достаточно низкими запросами.

— А досуг у «Тараканов!» есть? Как вы проводите своё свободное время?
— Обычно ходим на концерты других команд. Хотя я всё свободное время занимаюсь делами группы, организацией концертов, гастролей. Днями не вылезаю из «Филёвского» офиса, где мне позволяют пользоваться компьютером: прочитываю почту, занимаюсь сайтом «Тараканов!», веду переговоры с промоутерами из других городов…

— Среди достижений группы — попадание на страницы известного американского панк-фэнзина MAXIMUM ROCKNROLL
— Никаким достижением я это не считаю. MAXIMUM ROCKNROLL — достаточно демократический фэнзин, который делается людьми не ради денег. А попасть туда может любая группа, приславшая в редакцию пластинку…

— «Тараканам!» принадлежит идея фестиваля «Типа… панки и всё такое!…» и одноименного сборника. Как она родилась?
— Любая выбившаяся в люди панк-группа — а я это знаю не только по собственному опыту — получает огромное количество просьб поучаствовать в совместном концерте от молодых и малоизвестных групп. Удовлетворить желание всех, конечно, невозможно. И выходом из создавшегося положения стала идея этого фестиваля. Впервые мы провели его весной 99-го, собрав всех тех, кто докучал нас в тот период телефонными звонками. И под это начинание решили выпустить сборник команд-участников. А так как это время пришлось на пик популярности эмтивишного мультика про Бивиса и Батхеда, то название фестиваля — прямая цитата из него: «Смотри, баклан, это типа панки и всё такое!»!

— А лично для вас, что включает в себя это понятие? И что такое «всё такое»?
— В этом есть своя ирония. И даже самоирония. Для определенной аудитории мы и наши коллеги — не панки, а «типа панки». Ну вот и получите… Да и среди участников бывают не только панки, но и гранж-группы, и ска-группы — в общем, «всё такое».

— В связи с вашим фестивалем в прессе нередко мелькает такое понятие как «вменяемый панк». Что это означает?
— «Вменяемый панк» — это, в первую очередь, не фашисты, это люди без коммунистических идей в голове, безо всяких политизированных заморочек типа «Гражданской обороны». Помимо этого, вменяемость должна проявляться и в умении играть.

— А как на вашей игре отразились совместные выступления с немецкими и швейцарскими группами во время вашего турне по «стране часов и сыров»?
— Эти гастроли наложили огромный отпечаток. Нам стала видна разница между настоящей музыкой и тем, что мы здесь называем роком, панк-роком, хардкором и прочим. На Западе важна, в первую очередь, энергетика группы, а не как у нас — какой-то мэссэдж: чем труднее разобрать смысл текста, тем круче. И для того, чтобы получить должные представления, какой эта музыка должна быть на самом деле — по всем критериям: по ярости, по звуку, по мощности, по уровню игры, в общем, по всем пирогам — наши стандарты нужно умножить на сто. Если не на тысячу. Это же касается и организации концертов. У нас приличным уровнем считается лишь организация гастролей западных звёзд воротилами от шоу-бизнеса. А у них такой уровень обеспечивают обычные панки, от которых благопристойные граждане Брянска на улице шарахаются…

Беседовал Сергей Лебедев

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Приключения Электроников Страх и ненависть тур Свалка Байк-фест Орландина XXV лет: Лучший способ не стареть Удмуртия Акустика: Полный привод Германия Барнаул Европейский тур 2019 Б2 Зеленоград Пермь Москва Порт (812) ДК им. Горбунова СДК МАИ Лампасы Высшая школа панка Der Steinkopf Сила одного тур Браво Четыре таракана XXX лет: Право быть собой! Иваново Краснодар Marky Ramone and Tarakany! Бригадный подряд Воронеж Башкортостан Швейцария w/ Василий Лопатин Европейский тур Эстония Новосибирск Властелины Вселенной тур ГлавClub (Москва) Презентация альбома Червона рутта Лужники Смех Лусинэ Геворкян Нижний Новгород Ramones Night Tour Киев Точка Король и Шут MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Сплит-альбом НАИВ Ижевск Russian Rockets Over Europe Tour Премьера Наше Радио Billy Idol Distemper Петрозаводск Санкт-Петербург Европейский тур 2011 w/ Дмитрий Кежватов Творческий вечер The Power of One Tour Сила одного (тексты) Таллинн Ульи Ракеты из России ‘05 Украина Казань Минск 1991-2019 Лучшие из лучших Рязань MAXIMUMHAPPY 2013 Кирпичи Границы гетто тур Доброфест Нашествие Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Тула Тверь Татарстан Планетарий Орёл Беларусь Три 15 Marky Ramone Челябинск Екатеринбург МЭD DОГ Ярославль Европейский тур 2005 Смоленск 1.5 кг отличного пюре Ростов-на-Дону R-Club MAXIMUMHAPPY II Tour Ramones Элизиум M24 Уфа