Дмитрий Спирин: «Мы выплыли из субкультурной речушки на широкие воды рок-мейнстрима»

Раздел: 2013

Когда смотришь в панк-роковую даль 60-х-80-х, на легенд из прошлого, всё чаще думаешь — сейчас таких не делают, да и перестали делать давно. К счастью, пока ошибаешься: есть ещё надежда, порох в пороховницах и несколько команд-современников, появившихся на сцене в 90-е, которые держат марку и, если будут продолжать в том же духе, авось да и смогут своими песнями пополнить коллекцию музыкальных раритетов. Одна из таких редкостей — панк-рок группа «Тараканы!», которая, всё время превосходя саму себя, уже несколько лет назад вышла за границы определений чистого жанра и за границы андеграунда на большую сцену. Сегодня на повестке дня — новый альбом команды MAXIMUMHAPPY II — вторая часть звуковой дилогии «Максимум счастья». Пластинка получилась фактурной, сочной, выстреливающей через слово и звук залпом актуальных тем и полярных эмоций. Она будет презентована 12 октября в одном из крупнейших московских клубов. Ей предшествовало два сингла — «социальный рок-боевик», как называют песню музыканты, — «Разжигай костры» и трогательная баллада «Любовь со 101 взгляда» — у жёстких, на первый взгляд, «Тараканов!» — нежная душа. О ней, творчестве и гражданской позиции «МК» пообщался с лидером группы Дмитрием Спириным.

— Дмитрий, панк, получается, может быть романтиком?
— Я могу. Панк — не знаю.

— Как словосочетание «максимум счастья» соотносится с панк-музыкой? И вообще, панковское счастье — это только отрыв и угар или что-то большее?
— «Максимум счастья» — эмоциональное состояние человека. И нет разницы, в какой упаковке оно завернуто и по какой причине вдруг наступает. Я видел множество людей, которые испытывают его на концертах моей группы. «Максимум счастья» — это настолько стабильное равновесие внутри тебя, когда всё, что в тебе есть, — это только блаженство и безмятежность, и только этим ты и можешь делиться с миром. На нашем новом двойном альбоме множество песен как раз и посвящены этому состоянию. Так что лично для меня нет ничего удивительного в сочетании этой фразы и нашей музыки. «Тараканы!» всегда играли максимально позитивную музыку, бодрую, энергичную, со светлым зарядом, вдохновляющую людей на свершения, заряжающую их силами и энергией, веселящую и развлекающую ребят после трудной недели. Не знаю, чем является счастье для панков, это у них нужно спросить. Что касается меня, моё определение счастье частично дано чуть выше, частично «размазано» по нескольким песням с нового альбома.

— На нём есть несколько манифестационных треков, в которых чётко обозначена ваша гражданская позиция, например, «Я — это я», антиклерикальная «Разжигай костры». Вы пытаетесь своим высказыванием изменить сознание слушателей?
— «Я — это я» не имеет отношения ни к каким социальным явлениям. Это, скорее, песня о личном самоопределении, самоидентификации в мире, в котором каждый считает для себя необходимым приклеить тебе на лоб ярлык и ценник. Такие треки, как «Разжигай костры», в первую очередь, как и любые другие наши песни, являются результатом нашего неуёмного желания высказываться. Для того он, этот самый пресловутый панк-рок, и был придуман. Для того мы в нём и существуем. Сочиняя песни, мы меньше всего задумываемся на тему их возможного влияния на слушателя. Просто, когда появляется какая-то мысль, или эмоция, или идея, рвущаяся наружу — ты облекаешь её в форму рок-песни. Что же касается сознания людей, то оно естественным образом изменяется под воздействием тех или иных художественных произведений.

— Вы создаёте свою музыку только для молодёжи, или взрослый, зрелый человек тоже может найти в ней какое-то зерно, близкие ему идеи?
— Мне 38 лет. Несмотря на то что я, понятное дело, чувствую себя максимум на 20, в общепринятом смысле я — мужчина средних лет, и я сам не то что нахожу в этой музыке «какое-то зерно», я эти «зерна», в общем-то, создаю. Есть люди, которые и в 25 в полной мере могут считаться глубокими стариками, есть семидесятилетние, искры в глазах которых выдают в них вечных подростков. Наши песни скорее понравятся последним. А вообще, про песни не разговаривают, их слушают. Я был бы очень рад, если бы наше с вами интервью позволило какому-то количеству читателей (как тех, кто считает себя «взрослыми», так и «молодёжи») взять и послушать наши новые песни и самим определить, есть там подходящие «зерна» или нет.

— Что сейчас происходит с панком как с музыкальным направлением в России? Не теряет ли оно своей идеологической нагрузки, превращаясь исключительно в набор стилистических приёмов?
— Честно сказать — я не знаю. Я за этой сценой пристально давно уже не слежу, да и мне кажется, что у юношества другие музыкальные жанры в тренде. Кроме всего прочего, «Тараканы!» как группа не слишком сильно связывают себя именно с панк-сценой. Мы, как и ещё пяток российских групп, являемся кем-то вроде «больших» имен стиля, выплывших из субкультурной речушки на широкие воды рок-мейнстрима. У нас есть свой преданный слушатель, как и у других групп из жанров, сопредельных с нашим. Я бы даже сказал, что основные имена нынешней российской рок-сцены так или иначе завязаны на панке, если не стилистически, то по крайней мере по духу. LOUNA, Lumen, «Ляпис Трубецкой» в своём актуальном виде, Noize MC и Anacondaz, которые я больше воспринимаю как гитарные рок-группы, читающие рэп, нежели как рэп-группы, играющие на электрогитарах, — все эти банды так или иначе соприкасаются с панком. Возможно, для кого-то это окажется новостью, но у панк-рока никогда не было единой идеологической нагрузки. Каждая группа делала то, что считала нужным, и так, как она хотела. И несмотря на то что панк породил массу политических групп, социально озабоченных музыкантов, и именно в этой музыке создано немало песен протеста, тем не менее панк на то и панк, чтобы не принимать догмы и не соглашаться с ярлыками, которые на него пытаются навесить.

— Чем для вас отличается современная панк-музыка от того, что делали пионеры жанра?
— Пионеры жанра его придумали. Все остальные продолжали и продолжают её развивать. За те 35 лет, которые прошли с условного момента зарождения этой культуры, панк-музыка получила развитие в виде поп-панка, ска-панка, панк-хардкора, кроссовера, краст-панка, стрит-панка, фолк-панка. Она скрещивалась миллионами музыкантов по всему свету с джазом, металлом, хип-хопом, балканской музыкой. Именно последователи пионеров жанра придумали этику DIY, стрейтэйдж, моду на ирокезы, стейдждайвинг и уличный активизм прямого действия. И сейчас есть масса групп, которые главное своей творческой задачей считают стилизацию, скажем, под английские группы первой волны, есть и такие, которые, сидя по гаражам, скрещивают грязные панк-гитары с дабстепом, например. «Панков» столько же, сколько и панков.

— Вас часто можно встретить на различных столичных концертах. Какие музыканты вдохновляют на творчество?
— Творческие идеи, как и вдохновение, прилетают откуда ни возьмись, только лови. Например, в качестве первоначального источника вдохновения для написания вещи «Собачье сердце» послужил случайно услышанный в такси отрывок попсовой песни по радио. Так что не важно, на чей концерт ты пойдёшь сегодня, муза может тебя навестить хоть в туалете. Если же говорить о музыкантах, у нас, конечно, есть внушительный список артистов, которые по-настоящему впечатляют, вдохновляют и цепляют.

— Кого из них вы считаете своими учителями и видите ли своих последователей среди молодёжи?
— На нас повлиял западный рок в принципе: от The Beatles до хэви-метала, от Элвиса и Джерри Ли Льюиса до AC/DC, от Боба Марли до Nirvana, от Джонни Кэша до Slayer. А своими последователями мы считаем всех тех молодых людей, которые, вместо того чтобы пить пивчагу по подъездам и отжимать мобилы друг у друга, решают купить электрогитары и научиться играть на них «Звезду по имени Солнце».

Беседовала Наталья Малахова.

Если у кого-то есть какие-либо дополнения, замечания, поправки, материалы или концертные даты не указанные на сайте, которыми у вас есть возможность и желание поделиться, пожалуйста, присылайте на почту tarafany@gmail.com

Теги материалов сайта:

Тула Орландина Der Steinkopf Лужники Ростов-на-Дону Байк-фест Петрозаводск Акустика: Полный привод Сплит-альбом Премьера Германия Башкортостан ДК им. Горбунова ГлавClub (Москва) Казань Ramones Night Tour Киев MAXIMUMHAPPY II Tour Барнаул Distemper Ульи w/ Дмитрий Кежватов Эстония XXX лет: Право быть собой! Творческий вечер Иваново Таллинн Бригадный подряд Границы гетто тур Порт (812) Б2 Орёл MAXIMUM GREATEST HITS TOUR 2014 Смоленск Доброфест 1.5 кг отличного пюре Смех Король и Шут 1991-2019 Лучшие из лучших Нижний Новгород Властелины Вселенной тур Ramones R-Club Наше Радио Лусинэ Геворкян Тверь Зеленоград Украина Санкт-Петербург Европейский тур 2011 Ярославль w/ Василий Лопатин XXV лет: Лучший способ не стареть Точка Новосибирск Европейский тур 2005 НАИВ Червона рутта Швейцария Минск Браво Marky Ramone and Tarakany! Типа... панки и всё такое!... (фестиваль) Москва Лампасы Страх и ненависть тур Приключения Электроников Планетарий Элизиум Удмуртия Пермь Ижевск СДК МАИ Marky Ramone Три 15 M24 Европейский тур Рязань Кирпичи Нашествие Беларусь Презентация альбома Краснодар Воронеж Сила одного тур Челябинск Европейский тур 2019 МЭD DОГ Уфа Ракеты из России ‘05 MAXIMUMHAPPY 2013 Четыре таракана Екатеринбург Billy Idol Сила одного (тексты) Высшая школа панка Татарстан Russian Rockets Over Europe Tour Свалка The Power of One Tour